на главную страницу

9 Января 2003 года

Армия сегодня

Четверг

Развивая диалог

Вопросы задавал Владимир КУЗАРЬ.



9 января в Москву с официальным визитом прибывает премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. В ходе российско-японских переговоров на высшем уровне будет обсужден весь комплекс взаимоотношений наших стран. А первым из японских политиков, который посетит с визитом нашу страну сразу после этой встречи, станет начальник Управления национальной обороны Японии Сигэру Исиба. В преддверии своего визита, который пройдет 14-17 января, он дал интервью «Красной звезде».

     - Господин Исиба, наше интервью проходит накануне японо-российской встречи на высшем уровне. Как вы оцениваете нынешнее состояние отношений между двумя странами и какими видите их будущее?
     - Управление национальной обороны Японии развивает с Россией диалог по вопросам обеспечения безопасности и обмены в оборонной области в соответствии с основной позицией Японии, состоящей в том, что строительство подлинно стабильных японо-российских отношений не только отвечает интересам Японии и России, но и способствует миру и стабильности в Северо-Восточной Азии. К настоящему времени между Японией и Россией развились отношения в широких областях, но я осознаю, что в последние годы особенно значительным стало развитие диалога по вопросам обеспечения безопасности и оборонных обменов и основанное на этом углубление отношений доверия между оборонными ведомствами двух стран. В японо-российском плане действий, который планируется принять во время визита в Россию премьер-министра Японии Коидзуми, сотрудничество в оборонной области отмечается в качестве одного из важных элементов данного документа. Управление национальной обороны Японии хотело бы и далее надежно осуществлять с Россией обмены в оборонной области в соответствии с «Меморандумом о создании основ для развития диалога и контактов», подписанным в 1999 году между начальником Управления национальной обороны Японии и министром обороны Российской Федерации.
     - Проведение данного визита в Россию сразу после японо-российской встречи на высшем уровне служит еще одним подтверждением того, что контакты между оборонными ведомствами развиваются весьма интенсивно. А какие темы будут обсуждаться в ходе ваших переговоров в Москве?
     - Я принял решение посетить вашу страну исходя из того, что визит в Россию, которая обладает большим влиянием в регионе Северо-Восточной Азии, и проведение откровенного обмена мнениями с министром обороны РФ Ивановым как можно быстрее после моего назначения на должность начальника Управления национальной обороны Японии будут чрезвычайно полезными для мира и стабильности в данном регионе, а также укрепления отношений между оборонными ведомствами двух стран. Как я уже сказал выше, развитие обменов в области диалога по вопросам обеспечения безопасности и оборонных обменов между Японией и Россией и основанное на этом углубление отношений доверия между оборонными ведомствами двух стран являются значительными в последние годы. И в японо-российском «Меморандуме о создании основ для развития диалога и контактов» прежде всего отмечается «продолжение взаимных визитов начальника Управления национальной обороны Японии и министра обороны Российской Федерации».Управление национальной обороны Японии считает, что встречи на высоком уровне занимают самое важное место в контактах в оборонной области.
     Что касается тем, которые будут обсуждаться на встрече с министром обороны РФ Ивановым, то в настоящее время они находятся на стадии согласования с российской стороной. Но я хотел бы дать разъяснения о понимании ситуации в регионе Северо-Восточной Азии, а также о деятельности, которую в настоящее время проводят силы самооброны Японии в соответствии с законом о специальных мерах по противодействию терроризму для того, чтобы внести конструктивный вклад по своей собственной инициативе в дело борьбы с международным терроризмом.
     - Контакты между оборонными ведомствами развиваются по многим направлениям. Но если взять военно-техническое сотрудничество. Существует ли возможность приобретения Японией в будущем вооружений российского производства?
     - В настоящий момент у нас нет конкретных планов приобретения в России вооружений, которые бы использовались силами самообороны Японии. Но, как правило, при выборе вооружений, которые используются силами самообороны Японии, мы проводим полное исследование и рассмотрение этого вопроса с комплексной точки зрения, включая вопросы соответствия потребностям и концепции учета затрат жизненного цикла, и я заранее не исключаю возможности приобретения вооружений российского производства.
     - Как известно, в Москве проявляют определенную настороженность в связи с японо-американскими разработками в области создания системы противоракетной обороны театра военных действий. Что вы можете сказать по этому поводу?
     - Я думаю, что противоракетная оборона (ПРО) является единственным чисто оборонным и безальтернативным средством для защиты жизни и имущества нашего народа от атак баллистических ракет, которые получили значительное распространение в последние годы. И с точки зрения сдерживания, и с точки зрения позиции применения силы только в целях обороны она является важной задачей в контексте оборонной политики нашей страны, которая придерживается этой позиции применения силы только в целях обороны.
     Основываясь на таком понимании, Япония с 1999 финансового года проводит японо-американские совместные технические исследования, объектом которых является система высотного перехвата морского базирования.
     В принципе противоракетная оборона - чисто оборонная система, смысл которой состоит в том, что в случаях атаки государства баллистическими ракетами она перехватывает их. Сама система не является средством оказания военных угроз другим государствам, а также не вызывает гонки вооружений и не оказывает негативного влияния на мир и стабильность в регионе.
     Управление национальной обороны Японии, учитывая изменение атмосферы обеспечения безопасности страны и опираясь на технический прогресс, связанный с баллистическими ракетами, в дальнейшем будет проводить серьезное изучение и рассмотрение вопроса о том, какой должна быть ПРО в качестве военной задачи в общем контексте того, какой в дальнейшем должна стать оборона Японии. При этом я думаю, что в ходе проведения этого изучения и рассмотрения необходимо еще более четко уделить внимание конкретному изучению самой подходящей для Японии системы, включая и вопрос в финансовой области. А также моментам, о которых необходимо думать при определении в будущем позиции по ее разработке и размещении, включая конкретные вопросы в отношении ее использования, а также юридические вопросы, чему до сих пор не уделялось достаточного внимания.
     Во всяком случае при рассмотрении вопроса о ПРО и в дальнейшем я буду прилагать усилия для обеспечения должной транспарентности с тем, чтобы не вызвать необоснованную обеспокоенность других стран.
     - В прошлом году японские силы самообороны впервые за последние более чем пятьдесят лет направили свои подразделения за пределы страны для участия в антитеррористической операции в Афганистане. Станет ли и в дальнейшем Япония широко участвовать в различных конфликтах? Например, в проведении Соединенными Штатами операции против Ирака?
     - Япония в отношении борьбы США с терроризмом в Афганистане осуществляет деятельность по оказанию содействия на основе закона о специальных мерах по противодействию терроризму. Содержание данной деятельности состоит в транспортировке и снабжении, и поэтому она сама по себе не соответствует применению военной силы, не составляет единого целого с использованием военной силы США и не попадает под применение права на коллективную самооборону.
     Право на коллективную самооборону является таким правом, которое реально препятствует силой вооруженному нападению на одно государство, которое находится в тесных отношениях с другим государством несмотря на то, что само это другое государство не подверглось непосредственному нападению.
     Если говорить об участии в военных действиях в отношении Ирака, то проблема наличия и распространения Багдадом оружия массового поражения является проблемой всего международного сообщества, включая и нашу страну. В настоящее время мы проводим изучение этой проблемы, принимая во внимание различные варианты и исходя из точки зрения того, какую роль должна сыграть Япония по своей собственной инициативе в качестве ответственного члена международного сообщества в том случае, если вдруг военные действия в отношении Ирака станут неизбежными.
     Что касается конкретного содержания данной темы, то я не в состоянии говорить об этом, но тем не менее само собой разумеется, что те меры, которые должна будет принять наша страна, будут находиться внутри тех рамок, которые признает конституция Японии.
     - В последнее время все чаще высказывают суждения о том, что в оборонной политике Японии происходят определенные изменения. Это действительно так?
     - Япония на основе своей конституции, укрепляя свою безопасность развитием дипломатических усилий и обеспечением внутриполитической стабильности, строго придерживается позиции применения силы только в целях обороны, следует базисному понятию того, что она не станет военной державой, угрожающей другим странам, твердо придерживается японо-американской системы безопасности, обеспечивает гражданский контроль и, соблюдая три безъядерных принципа, самостоятельно строит силы обороны в достаточной для этого степени. И в этой позиции не произошло ни малейших изменений.
     При моем назначении на должность начальника Управления национальной обороны премьер-министр Коидзуми дал мне указание в отношении оборонной политики «еще больше совершенствовать и укреплять систему обеспечения безопасности Японии, включая комплексное использование трех видов сил самообороны Японии: сухопутных, морских и воздушных, а также создание необходимой законодательной основы на случай возникновения ситуации, угрожающей безопасности Японии».
     Актуальные задачи оборонной политики Японии сконцентрированы в этих словах. И я, полностью принимая во внимание тот аспект, что силы обороны являются и силами сдерживания, ускорю рассмотрение и дам должные ответы на вопросы создания необходимой законодательной основы на случай возникновения ситуации, угрожающей безопасности Японии, совершенствования и укрепления комплексного использования сил самообороны, а также каким должен быть оборонный потенциал, добьюсь понимания и доверия народа Японии.
     - Как вы пришли в политику?
     - Я пришел в политику после смерти моего отца Исиба Дзиро по настоятельной рекомендации бывшего в то время премьер-министром Японии Танаки Какуэй, который обладал огромной властью в то время и являлся близким другом моего отца.
     - Чем для вас является пост начальника Управления национальной обороны?
     - Я думаю, что в условиях совершенно новой атмосферы обеспечения безопасности весьма большое значение имеет работа, которая формирует соответствующие этой атмосфере представления, законодательство и строит систему вооружений в соответствии с этим.
     - Каковы ваши интересы вне служебной деятельности?
     - Люблю готовить.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker