на главную страницу

11 Января 2003 года

Сегодня

Суббота

Помнить Шипку

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Как-то незаметно для россиян минул еще один юбилей: 9 января исполнилось 125 лет победоносному окончанию героической Шипкинской эпопеи в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Похоже, как это и бывает обычно, многочисленные «программы патриотического воспитания» остались отдельно, а славная годовщина победы российского оружия - отдельно. А ведь она представляет собой исключительно удобный случай напомнить и россиянам, и болгарам, и всей Европе, что по крайней мере уж в этом-то конкретном случае Россия не завоеватель, а самый что ни на есть бескорыстный освободитель.

     
Свободу принесли «братушки»

Русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию с территории Румынии в начале июля (здесь и далее - по нов. ст.) 1877 г. При этом Дунайская армия была разделена на три отряда - Западный, Рущукский и Передовой. Западный противодействовал Видинской армии Осман-паши. Последний успел занять Плевну, которую превратил в мощный укрепленный лагерь. Осада Плевны затянулась до декабря, на что и рассчитывало турецкое верховное командование, полагавшее, что в течение зимних месяцев русские не предпримут активных действий.
     Однако Передовой отряд под командованием генерала Гурко после форсирования Дуная быстро продвигался через Болгарию к югу на Тырново. Южнее этой одной из древних болгарских столиц возвышается Большой Балканский хребет, протянувшийся через всю Болгарию с запада на восток. Именно через Балканский хребет проходит путь в долину реки Марицы, которая открывает прямую дорогу к Адрианополю (турецкая столица Эдирне в XIV-XV вв.) и Константинополю. И самый удобный путь - через Шипкинский перевал.
     Для победы русским требовалось перевалить Балканы, нанести поражение турецким войскам в долине Марицы и открыть себе путь к столицам Турции. Но для этого сначала нужно было разгромить армию Осман-паши и взять Плевну. Гурко, использовав замешательство турок после прорыва русских через Дунай, стремительным броском на юг занял район Тырново-Габрово и приступил к захвату Шипкинского перевала, на котором укрепились турки. В результате неожиданного прорыва русских через считавшийся труднопроходимым Хаинкиойский перевал восточнее Шипки турки на южных склонах Балканского хребта были разбиты и очистили свои укрепления на Шипкинском перевале.
     Так начиналась эпопея Шипки. Причем с первых же ее дней русские и болгары действовали вместе: в состав Передового отряда Гурко были включены шесть дружин созданного в начале войны Болгарского ополчения, командные должности в котором занимали русские офицеры, а возглавлял генерал Столетов. Болгарское ополчение должно было сыграть мобилизующую роль в привлечении славянского населения на сторону русской армии.
     Самые тяжелые бои за Шипку шли 21-26 августа 1877 г. В первые три дня на перевале защищался русско-болгарский отряд (около 7.000 воинов), который в неимоверно сложных условиях отбивал с трех сторон атаки численно превосходящего противника, а потом с подходом резервов три дня безуспешно контратаковал неприятеля, закрепившегося на высотах перед шипкинской позицией.
     После этого последовало «Шипкинское сидение», в ходе которого турки также предпринимали попытку штурма 17 сентября, а затем ряд атак, самые сильные из которых приходятся на 12 октября и 21 ноября 1877 г. При этом самым сложным испытанием для защитников Шипки стал период с конца ноября по начало января, когда основные силы турок отошли в укрепленный лагерь Шейново южнее Шипки, а на перевале установилась снежная и морозная зима, в результате которой тысячи воинов пострадали от обморожений и заболеваний.
     Завершением шипкинской эпопеи стало сражение 8-9 января 1878 г. у Шипки - Шейново, в котором перешедшие Балканский хребет в обход Шипки войска под командованием Скобелева и Святополк-Мирского окружили укрепленный турецкий лагерь в Шейново с двух сторон и во взаимодействии с Радецким, действовавшим с Шипкинского перевала, разгромили армию Вессель-паши и принудили его к капитуляции.
     Падение Плевны высвобождало руки главных сил русской армии и предрешало судьбу турецкой группировки в западной Болгарии. Турецкая группировка в восточной Болгарии после этого серьезной роли играть уже не могла, и русским открывалась дорога на юг. Пленив Вессель-пашу, а затем быстро двинувшись от Шипки к Адрианополю и Константинополю, русские войска просто-напросто лишили турок всякой возможности к продолжению организованного сопротивления как на адрианопольской укрепленной позиции, так и под стенами Константинополя.
     Шипка - не только еще одна знаменательная победа русской армии. Огромное значение она имеет и для Болгарии, ибо здесь, на балканском перевале, рождались и болгарская армия, и болгарская независимость. Не случайно так почитаем в Болгарии Скобелев, а 3 марта 1878 года - день, когда пришедшие от Шипки к Сан-Стефано победители подписали прелиминарный мирный договор с поверженными турками, стал национальным болгарским праздником - Днем свержения турецкого ига.
     
Братский прагматизм или прагматическое братство?

     В Болгарии Шипку помнят. Теперь этот перевал украшает величественный мемориальный комплекс. Общеизвестно и традиционное обращение к русским, пусть и не столь распространенное сегодня, но родившееся именно во время сражений за Шипку, - «братушки». Добрые чувства к своим освободителям болгары сохранили до сих пор, хотя в своей внешней политике они не всегда были столь постоянны. Возможно, в этом свою непростую роль играет уникальное географическое положение страны. Близость Болгарии к Проливам - известной точке тяготения России, с одной стороны, к Турции - своему давнему противнику, с другой, и, наконец, стремление «укоренить» себя в Европе, с третьей, все время толкают болгарский истеблишмент на поиски «доброго патрона». В конце XIX и начале XX веков им неизбежно становились Австро-Венгрия и Германия - две германские империи, контролировавшие центр Европы и стремившиеся к экспансии. После прихода к власти Гитлера и восстановления германской мощи таким «патроном» стал третий рейх. После разгрома последнего Софии уже не дали прислониться под крыло Великобритании или США - решением Ялты и Потсдама ее «патроном» стал Советский Союз.
     После роспуска Варшавского Договора София поспешила как можно дальше дистанцироваться от России. Более того, именно наша страна была объявлена некоторыми политиками главной причиной исторических неудач Болгарии. Во многом это объяснялось определенной обидой болгарской интеллигенции и чиновничества на то, что уровень жизни социалистической Болгарии был много ниже, нежели у германского или французского среднего класса. Отсюда делался простой вывод, что «виноваты русские», победившие в 1945 г. и, соответственно, включившие Болгарию в состав своей сферы влияния.
     В результате отношения Российской Федерации и Болгарии в 90-е годы были не то чтобы плохими, а просто-напросто никакими: два государства постарались взаимно не замечать друг друга. Правда, в Болгарии нашлись и некие силы, постаравшиеся избавиться от самой памяти о русских: начались осквернения памятников (последнее произошло в прошлом году в городе Русе), экстремисты потребовали снести известный памятник Алеше и т.д.
     Не прибавили взаимопонимания и принятый в 1997 году курс Софии на вступление в НАТО, и известная поддержка ею натовской агрессии против Югославии в 1999 году. Болгария явно искала себе «патрона» в лице США, ЕС, НАТО и добилась определенного успеха на этом пути. Ее пригласили в НАТО (точнее - в 2004 г. сдать вступительный экзамен в Брюсселе) и пообещали в 2007 г. принять в Евросоюз. Похоже, именно эти организации и станут новыми «патронами» Болгарии. Вместе с тем пришло и определенное отрезвление в отношении взятого курса. Во всяком случае сейчас уже очевидно, что Соединенные Штаты, которым София предоставила базы на время операции против талибов в Афганистане и готова предоставить на долговременной основе базу в Бургасе, не очень-то спешат покровительствовать болгарам. Во-первых, Турция для них куда важнее, а, во-вторых, Америка всерьез сворачивает свое избыточное присутствие на Балканах и соответственно сокращает помощь этому региону.
     Что касается Евросоюза, то взаимодействие с ним дорого обойдется Болгарии уже как минимум в сельскохозяйственной отрасли. Острый социальный конфликт между крестьянами и правительством именно по поводу условий вступления в ЕС в Польше служит достаточно убедительным примером. Но и, помимо ЕС, сотрудничество с западными фирмами чревато неприятными сюрпризами. К примеру, приватизация «Булгартабак холдинг» иностранными компаниями чревата ликвидацией значительной части болгарского табачного производства. Как отмечают наблюдатели, парадоксальность ситуации в том, что правящая коалиция - Национальное движение «Симеон Второй» (НДСВ) и турецкое «Движение за права и свободы» (ДПС) - может просто рухнуть, если этнические турки, 50.000 семей которых заняты выращиванием табака, из-за свертывания производства просто окажутся без куска хлеба. И это только одна из проблем.
     Не лучше и с вступлением в НАТО. Политический истеблишмент Болгарии слишком долго убаюкивал себя тем, что вступление в НАТО - «путеводная нить». На этом сошлись все партии в Софии, да и 60 процентов болгар (согласно репрезентативным опросам) согласны на вступление в альянс. Правда, при таких высоких цифрах правительство почему-то упорно отказывается проводить референдум по данному вопросу. Возможно, потому, что большинство болгар в то же время против того, чтобы национальные вооруженные силы принимали участие в операциях НАТО за рубежом. А может быть, и потому, что для приведения вооружений в соответствие со стандартами НАТО придется истратить не менее 10 млрд. долларов, в то время как болгарский ВВП едва превышает 13 млрд. в год.
     
Вернуть былые традиции

     В этой обстановке поворот Болгарии к России является вполне закономерным. Конечно, до прежних объятий куда как далеко, но в прошлом году Москву посетили сначала «царь»-премьер Симеон Сакскобургготский, а затем и президент Георгий Пырванов, что говорит уже о серьезном повороте к восстановлению прежних дружественных связей. Пошли болгары и на то, чтобы модернизировать свои МиГ-29 с помощью РСК «МиГ». Осенью 2002 года было подписано и межправительственное соглашение между Россией и Болгарией в области военно-технического сотрудничества сроком на пять лет.
     Болгарские политики едва ли не единодушно провозгласили, что в отношениях Софии с Москвой произошли позитивные перемены. Понятно, что в условиях развертывания большого проекта транспортировки российского газа через Болгарию в Грецию или обвального спада в болгарском туристическом бизнесе Софии приходится задумываться над перспективами развития отношений с великим восточным соседом. Не случайно в Болгарии вспомнили, что весь оборот болгарского табака - это всего 5 процентов от русского табачного рынка. Но при этом опять же все болгарские политики подчеркивают, что курс на развитие отношений с Россией определяется прагматизмом.
     Именно в этом прагматизме, вероятно, и кроется секрет поразительных шараханий Софии с Востока на Запад и обратно. И, чтобы понять это, следует вновь обратиться ко временам Шипки. Тогда господствующим социально-экономическим слоем в Болгарии были чорбаджии - богатые торговцы, сумевшие адаптироваться к турецкой властной системе. Понятно, что в силу своего положения этот слой не испытывал в ходе апрельского восстания 1876 г. и начавшейся затем войны особых симпатий ни к болгарским революционерам - «врагам порядка», ни к русским войскам, принесшим в Болгарию войну. Однако в то же время в силу быстрого разгрома турок и соответственно практически молниеносного уничтожения социального и экономического господства турок чорбаджии превратились в господствующий социальный и в значительной степени политический слой. В результате выработанная веками привычка искать сильного покровителя и не соблюдать верность никому соединялись с отсутствием и трезвого взгляда на отдаленную перспективу, и осознания общенационального интереса. Похоже, что именно таков «прагматизм по-болгарски». Но не пора ли вернуться к традициям Шипки?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker