на главную страницу

14 Января 2003 года

Вторник

Правопорядок - гарантия сильной армии

Иван ИВАНЮК,«Красная звезда».



В воскресенье в стране отмечалась 281-я годовщина создания органов прокуратуры России. Накануне этой даты, как уже сообщала «Красная звезда», состоялась пресс-конференция заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Александра САВЕНКОВА.

     Сердечно поздравляю руководство, всех сотрудников и ветеранов органов военной прокуратуры с профессиональным праздником - Днем работника прокуратуры Российской Федерации!
     Создание почти три столетия назад отечественных органов прокуратуры было исторически определено необходимостью поддержания законности и правопорядка в стране, укрепления российской государственности.
     На протяжении всех лет своего существования прокурорский надзор остается важным связующим звеном в системе государственного управления, поддержания стабильности в обществе, является надежным гарантом соблюдения конституционных прав и свобод граждан.
     Органы военной прокуратуры - важная составная часть этой системы. Повседневный, напряженный и целенаправленный труд многих поколений военных прокуроров способствует решению особо ответственных задач, связанных с поддержанием законности, профилактикой правонарушений в армии и на флоте. Многое делается вами и для повышения эффективности осуществления надзорных функций за исполнением российского законодательства, регулирующего вопросы правовой защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей. Своей высокопрофессиональной деятельностью вы вносите весомый вклад в поддержание на должном уровне дисциплины, правопорядка и организованности в Вооруженных Силах, способствуете укреплению обороноспособности России.
     Искренне желаю руководству, всем сотрудникам и ветеранам органов военной прокуратуры доброго здоровья, счастья, семейного благополучия, успехов в службе на благо Отечества!
     Министр обороны Российской Федерации С. ИВАНОВ.

     Открывая пресс-конференцию, Главный военный прокурор отметил, что в целом прошедший год был напряженным для прокуратуры, в том числе и для военных прокуроров. Проведено более 43 тысяч проверок, выявлено почти 80 тысяч правонарушений в войсках. Правомочному командованию внесено 12 тысяч представлений об устранении нарушений законности. Возмещен ущерб на сумму более 300 миллионов рублей, и на сумму свыше 1 миллиарда рублей заявлено исков. По инициативе военных прокуроров более 18 тысяч воинских должностных лиц различных уровней привлечено к разным видам ответственности. Все эти данные, подчеркнул Главный военный прокурор, относятся не только к Вооруженным Силам, а касаются всех федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба и которые поднадзорны органам военной прокуратуры.
     Особое внимание, по словам Александра Савенкова, уделялось пресечению фактов ущемления законности в сфере обеспечения прав и свобод военнослужащих, членов их семей, борьбе с неуставными проявлениями, обеспечению безопасных условий прохождения военной службы, правовому сопровождению проводимой военной реформы.
     Большая подготовительная работа, проведенная в связи с переходом к работе с новым Уголовно-процессуальным кодексом, позволила не допустить срывов в борьбе с преступностью. Закончено производством 13 тысяч уголовных дел, из которых более 11 тысяч направлено в военные суды. О качестве работы военных прокуроров свидетельствует и тот факт, что если по итогам 2001 года оставалось 80 уголовных дел, по которым преступники не были установлены, то в 2002 году таких дел всего 17.
     «На сегодняшний день, - подчеркнул Главный военный прокурор, - со всей ответственностью могу заявить: несмотря на некоторые и порой весьма существенные нарушения закона, допускаемые в войсках, состояние правопорядка в армии полностью контролируется, а уровень преступности в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях значительно - в 2-2,5 раза - ниже, чем в целом по стране.
     Утверждение правопорядка достигнуто в первую очередь благодаря конструктивной, деловой позиции министра обороны Российской Федерации С.Б. Иванова, руководителей других войск, воинских формирований и органов. В немалой степени этому также способствует полное взаимопонимание с военными судами, а также возросший уровень взаимодействия с органами обеспечения защиты конституционного строя в войсках».
     По данным Главной военной прокуратуры, в минувшем году сократилось число преступлений экономической направленности, преступлений, совершенных в состоянии опьянения, а также связанных с незаконным оборотом оружия и наркотиков, и некоторых других. По итогам 2002 года можно констатировать - свыше 90% коллективов живут без неуставных взаимоотношений, более чем в 80% воинских частей в течение года не было зарегистрировано ни одного преступления. Ни в одном из случаев, когда вскрытые негативные факты стали достоянием широкой общественности, речь не велась о совершении преступлений с тяжкими последствиями на объектах сил ядерного сдерживания, Ракетных войск стратегического назначения, в частях постоянной боевой готовности.
     Вместе с тем, как отметил Главный военный прокурор, безусловно, существует немало проблем, над которыми органы военной прокуратуры совместно с командованием, органами военного управления будут активно работать в 2003 году.
     В первую очередь это обеспечение уставных условий прохождения военной службы. Военнослужащий, и прежде всего военнослужащий по призыву, придя в воинскую часть, должен быть защищен в правовом отношении, обеспечен всеми видами довольствия и проходить военную службу так, чтобы уровень его подготовки соответствовал предъявляемым требованиям. В конечном счете он должен получить воинскую специальность, ради чего он и призывается на военную службу в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации.
     Второе направление работы - обеспечение средствами прокурорского надзора обороноспособности государства, боеготовности войск. Основное внимание здесь должно быть уделено исполнению законодательства о бесперебойном материальном обеспечении войск и сил флота, а также о профессиональной подготовке личного состава. С одной стороны, это вопросы экономики, а с другой - сохранения жизни людей. И здесь усилия военных прокуроров будут сосредоточены прежде всего на вопросах обеспечения положенными нормами техники вооружений довольствия частей и соединений Объединенной группировки войск (сил) , участвующих в проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе, а также частей постоянной боевой готовности.
     Следующее направление - надзор за исполнением бюджетного законодательства, защита федеральной собственности, которая находится в ведении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Это вопросы сохранности и сбережения вооружения и военной техники, зданий и сооружений, рационального использования земель - всего, на чем строится боевой и оборонный потенциал страны. Сюда же относятся вопросы правового обеспечения работы оборонно-промышленного комплекса, начиная от
     проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до принятия на вооружение новых образцов оружия и техники.
     Важными составляющими деятельности органов военной прокуратуры, сказал Александр Савенков, будут борьба с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркотиков, предупреждение гибели и травматизма военнослужащих и некоторые другие. Особое внимание в условиях проведения военной реформы по-прежнему будет уделено защите прав и свобод военнослужащих, членов их семей, ветеранов и инвалидов военной службы.
     Отвечая на вопрос о состоянии законности и правопорядка в воинских формированиях на Северном Кавказе, Главный военный прокурор отметил: «Мы достаточно активно взаимодействуем со всеми учреждениями, правозащитными организациями, как отечественными, так и зарубежными, наблюдающими за соблюдением прав и свобод как военнослужащих, так и местных жителей в ходе контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, и могу сказать, что результаты надзорной деятельности получают достаточно высокую оценку, в том числе и в международных кругах. Позитивные сдвиги, несомненно, есть. Для того, чтобы повысить эффективность работы военной прокуратуры в этом регионе, решением Генерального прокурора России В. В. Устинова создана самостоятельная прокуратура Объединенной группировки войск и сил на Северном Кавказе, по своим полномочиям приравненная к прокуратуре субъекта Федерации. Ей подчинены пять военных прокуратур на территории Чеченской Республики. Нами сделано все необходимое, чтобы эта прокуратура в кратчайшие сроки была полностью укомплектована высокопрофессиональными кадрами, обеспечена материально. Сопоставляя итоги деятельности 2001-2002 годов, можно отметить - даже за те неполные три месяца, которые функционирует военная прокуратура Объединенной группировки, результаты ее надзорной деятельности значительно превысили показатели аналогичного периода 2001 года».
     Особое внимание как на пресс-конференции, так и после ее окончания в интервью корреспонденту «Красной звезды», Главный военный прокурор уделил проблеме неуставных проявлений и уклонений от военной службы.
     Он сообщил, что в общей структуре преступности эти преступления составляют около половины от всех регистрируемых. Причем это относится не только к Вооруженным Силам, но и другим войскам, воинским формированиям и органам. За нарушения уставных правил между военнослужащими в минувшем году привлечены к уголовной ответственности свыше 2.000 лиц. Говоря о последних фактах самовольного оставления части группами военнослужащих, он подчеркнул, что в каждом из этих случаев были возбуждены и расследовались уголовные дела. Некоторые уже переданы в суд. По одному из них судебное решение состоялось. 27 декабря Читинским гарнизонным военным судом вынесен приговор в отношении заместителя командира одной из застав Забайкальского регионального управления Федеральной пограничной службы и нескольких его подчиненных, виновных в нарушениях закона - они осуждены к лишению свободы от 3 до 3,5 лет. По остальным уголовным делам предварительное следствие завершено, и уголовные дела направлены в военные суды.
     Следствием установлено, что в одних случаях самовольному оставлению части военнослужащими предшествовали факты неуставных взаимоотношений, в других - недозволенные методы при проведении служебных разбирательств со стороны офицеров. Первопричина же везде одна - нарушения законодательства в организации повседневной деятельности подразделений, отсутствие в них твердого уставного порядка.
     Причем военные прокуроры не ограничились применением уголовно-правовых средств. Одновременно проведены прокурорские проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение уставных условий службы, командованию внесены представления, по результатам рассмотрения которых в отношении целого ряда ответственных должностных лиц приняты меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения некоторых из них в запас.
     По мнению Главного военного прокурора, в основе всех этих происшествий лежит ряд факторов.
     «Прежде всего на поведении молодых людей, призванных на военную службу, не может не сказываться культивирование во многих средствах массовой информации насилия и жестокости, пренебрежения общечеловеческими ценностями, такими, как жизнь, честь и достоинство. Пока не нашлось достойной замены тем духовным образцам, на которых десятилетиями воспитывались поколения призывников. Нет, к примеру, кинолент, которые можно поставить в один ряд с такими фильмами, как «Освобождение», «Офицеры», «Они сражались за Родину». Нет серьезных воспитательных телевизионных передач на военную тему, канули в лету такие, пользовавшиеся популярностью программы, как «Служу Отечеству», а вместо них, с пренебрежением используя армейскую символику, крутятся потешные сюжеты, не способствующие патриотическому воспитанию молодежи.
     Пробелы в допризывной подготовке молодежи усугубляются отсутствием четкой системы их правового воспитания в период военной службы. Армия - это не просто один из инструментов, армия - это то, что определяет государство, как таковое. Военная служба это особый вид государственной службы. Из этого надо исходить, и к каждому военнослужащему, будь то офицер или солдат, нужно относиться как к человеку на государственной службе. Поэтому в армии должна быть четкая государственная идеология и правовая составляющая этой идеологии.
     К сожалению, еще несколько лет назад был период, когда об этом некоторые забыли и вот результат - зачастую офицеры младшего командного звена сейчас оказываются недостаточно подготовленными и в первую очередь в правовом отношении. У некоторых из них отсутствуют твердые знания Конституции Российской Федерации, федеральных законов, общевоинских уставов. Из-за этого появляются элементы самоуправства, рукоприкладства. К примеру, и в Волгограде, когда из полевого лагеря был угнан БТР, и в Санкт-Петербурге во время новогодних праздников, где нарушителями правопорядка стали воины-железнодорожники, все начиналось с употребления спиртных напитков. Офицеры же, по существу потеряв нити управления подчиненными, сначала не смогли предотвратить беспорядок, а затем, в силу собственной правовой безграмотности, сами встали на путь нарушения закона.
     Еще одна причина распространенности правонарушений состоит в том, что последние годы в работе командования, воспитательных органов отсутствовала в необходимой степени профилактика правонарушений. Были утрачены десятилетия назад успешно применявшиеся формы индивидуальной работы с потенциальными правонарушителями, забыты дни правовых знаний, работа правовых активов».
     Чтобы устранить этот пробел, как сообщил Главный военный прокурор, им издан приказ, в соответствии с которым еженедельно офицеры военных прокуратур выезжают в неблагополучные по состоянию правопорядка воинские части для проведения комплекса мер предупредительно-профилактической направленности. Эта инициатива поддержана министром обороны России и начальником Генерального штаба, о чем в войска направлена соответствующая директива.
     Отвечая на вопрос о роли комитетов солдатских матерей и других подобных общественных объединений, Главный военный прокурор отметил, что в подавляющем большинстве случаев они действуют конструктивно. Он подчеркнул, что во всех регионах, где он проходил службу - в Поволжье, Сибири, Московском округе - и он сам и подчиненные ему военные прокуроры активно взаимодействовали с такими объединениями. Они, как правило, открыты к диалогу и ведут полезную работу по информированию, повышению культурного уровня личного состава. Вместе с тем и Министерство обороны, и органы военной прокуратуры располагают информацией о том, что отдельные из этих организаций не всегда разборчивы в выборе источников финансирования, порой в своей работе выходят не только за рамки принятого ими устава, но и закона, толкая на его нарушение как военнослужащих, так и их родителей.
     «Необходимо подчеркнуть особо, - сказал он, - что самовольное оставление части - это нарушение Устава, нарушение закона. И сам факт обращения военнослужащих, самовольно покинувших часть, в общественную организацию не прерывает этого правонарушения. Это должен знать каждый военнослужащий, а обязанность командования - довести это требование до них. Самовольное оставление части может быть признано оконченным только при обращении военнослужащего в органы военного управления, к командованию или в правоохранительные органы, в том числе в органы военной прокуратуры. Именно в военной прокуратуре будет дана правовая оценка и действиям тех, кто покинул место службы, и тех, чьи действия послужили толчком к этому. Причем чем раньше о допущенных нарушениях в отношении конкретного военнослужащего будет известно военному прокурору, тем быстрее будут приняты меры и для восстановления законности, и для устранения причин и условий, этому способствующих. Для того, чтобы любой военнослужащий мог обратиться к военному прокурору, помимо личного приема, в каждой воинской части есть телефон ближайшего военного прокурора, военного прокурора округа, флота. Круглосуточно действует «телефон доверия» в Главной военной прокуратуре, поэтому есть все возможности для защиты своих прав, не прибегая к нарушениям закона».
     В числе мер, направленных на укрепление правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Главный военный прокурор назвал и большую работу, которую проводит военная прокуратура на стадии призыва на военную службу. Так, начиная с сентября, во всех военных прокуратурах, включая аппарат Главной военной прокуратуры, были организованы прямые телефонные линии, по которым могли обратиться как призывники, так и их родители. Эти данные сейчас обрабатываются, однако можно с уверенностью сказать, что такая форма работы с обращениями стала не только популярной, но и весьма результативной. Только в ГВП поступило более 12 тысяч обращений. По каждому из них даны необходимые разъяснения. До десятка звонков содержали информацию о совершенных преступлениях в отношении призывников, а порядка 150 были связаны с сообщениями о совершенных правонарушениях. В необходимых случаях немедленно возбуждены уголовные дела, по остальным даны поручения соответствующему военному прокурору о проведении проверок, в ряде случаев - совместно с прокурорами городов, районов, субъектов Федерации, поскольку многие вопросы призыва относятся именно к их компетенции. Такую формы работы с призывниками военные прокуроры будут применять и впредь.
     В связи с поступившим вопросом Главный военный прокурор вновь коснулся темы выплаты так называемых «боевых» денег. Она не раз поднималась на страницах нашей газеты. А.Савенков вновь подчеркнул, что благодаря совместным усилиям Главной военной прокуратуры, Военной коллегии Верховного Суда и Генерального штаба Вооруженных Сил разработан пакет документов, который введен в действие директивой начальника Генерального штаба. Реализация этих мер полностью исключит двоякое толкование и неразбериху в вопросах соответствующих выплат.
     Александр Савенков ответил также на вопрос, касающийся реабилитации жертв политических репрессий. Он подчеркнул, что в 2003 году Главная военная прокуратура обязана завершить эту работу. Остаток уголовных дел, над которыми мы работаем, сказал он, позволяет успеть это сделать. Подавляющее большинство принятых решений впоследствии рассматривается в судебных инстанциях. Все это является гарантией объективности в рассмотрении этих зачастую непростых дел.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker