на главную страницу

17 Января 2003 года

Армия сегодня

Пятница

Контр-адмирал Валерий Агафонов : Главная задача флотской «вертикали»

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник управления боевой подготовки Северного флота

Сергей Васильев, «Красная звезда».



     Визитная карточка
     Контр-адмирал Валерий Николаевич Агафонов родился в Орловской области в 1956 году. В 1978 году с отличием окончил Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище имени С.М. Кирова по специальности инженер-штурман. На Северном флоте службу начал командиром электронавигационной группы штурманской боевой части атомной подводной лодки. В подплаве прошел все ключевые должности вплоть до заместителя командующего флотилией АПЛ. Ныне - начальник управления боевой подготовки Северного флота.
За плечами контр-адмирала Валерия Агафонова – четырнадцать автономных плаваний: под полярными льдами, в Индийском океане, Атлантике и Средиземном море. Он награжден орденами Мужества, «За личное мужество», «За военные заслуги», медалью «За боевые заслуги» и другими государственными наградами.

     

- Товарищ контр-адмирал, говорят, что, как проводишь старый год, с таким настроением возьмешься за дело уже и в новом. Поэтому, зная о недавнем успехе североморцев, можно сказать, что зимний период обучения военные моряки начали с «огоньком»?
     - Безусловно. По итогам минувшего года из двадцати двух призов главнокомандующего ВМФ по видам боевой подготовки десять завоевал Северный флот. Так что настроение у нас более чем приподнятое. Да и честь, оказанная флоту, требует как раз не почивать на лаврах, а, засучив рукава, с первого же дня зимнего периода обучения всерьез браться за дальнейшее совершенствование своего профессионализма.
     - После завершения организационного периода «маховик» боевой подготовки на Северном флоте набирает привычные обороты и уже входит в заданный ритм. Каковы планы североморцев в новом учебном году?
     - Боевая подготовка всегда начинается со сдачи первых курсовых задач экипажами кораблей. К концу зимнего периода обучения отработаем действия однородных группировок сил флота, в частности, корабельных ударных групп, корабельных поисковых ударных групп. Спланированы также дальние походы в разные районы Мирового океана для подводных лодок и надводных кораблей. Возможно, североморцам предстоит выполнить несколько визитов в иностранные порты. Правда, их график еще согласовывается в МИД России. А по завершении уже летнего периода обучения проведем сбор-поход разнородных сил флота с выполнением боевых упражнений. Надеемся, что к этому времени на ряде надводных кораблей и атомных подводных лодок закончится ремонт и они войдут в состав сил постоянной готовности.
     В следующем году тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» наконец-то выйдет из судоремонтного завода и примет участие в военно-морском параде по случаю Дня ВМФ и 70-летия Северного флота. На рейд Североморска он придет своим ходом. К слову, задачи перед авианосцем на вторую половину учебного года стоят серьезные: будет работать с палубной авиацией, что называется, по полной схеме.
     По-прежнему помогаем «промышленности» выводить на заданную высоту или околоземную орбиту отечественные и иностранные спутники погоды, связи. Поэтому и ныне спланированы стрельбы баллистическими ракетами с бортов подводных крейсеров стратегического назначения как по линии боевой подготовки, так и в интересах науки.
     - Главком ВМФ и командующий Северным флотом объявили новый учебный год «годом повышения уровня профессиональной подготовки»…
     - И поэтому главная задача для всех уровней флотской «вертикали» - не совершенствовать, как бывало ранее, методику проведения занятий по специальности, которая уже отработана десятилетиями и полностью нас устраивает. В этом году будем обращать больше внимания не на количество мероприятий, а на качество их проведения, которое зависит в первую очередь от уровня специальной подготовки личного состава, состояния техники и оружия. И промахи, которые были в прошлом учебном году, мы не должны допустить в нынешнем. К слову, грубых ошибок, связанных с авариями и поломкой военной техники, не случилось. Мелкие же недочеты в планах боевой подготовки, алгоритме проведения занятий либо учений были. И от этого, к сожалению, никуда не деться. Как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
     Кстати, флотская учебно-материальная база позволяет эффективно проводить занятия по боевой подготовке. К примеру, сегодня с помощью тренажеров учебного центра СФ мы можем не только создать тактический фон для действий одного корабля или группировки кораблей, но и смоделировать ситуацию для отработки задач оперативного характера, максимально приблизив их к реальным действиям в море. А в Заозерске, где дислоцируется эскадра АПЛ, офицеры и мичманы местного учебного центра сами разработали прекрасный тренажер «Западная Лица». На нем экипажи подводных лодок отрабатывают массу учебно-боевых задач, в числе которых, в частности, отражение атаки надводных кораблей, соблюдение мер безопасности при выходе атомохода в море и так далее.
     - Валерий Николаевич, какие проблемы довлели над Северным флотом в минувшем году и не возникнут ли они вновь? Например, по топливу…
     - Как таковых острых проблем по топливу у североморцев не было: мы уложились в отведенные нам лимиты. Если в будущем году их нам урежут, трудности, конечно, возникнут. И прежде всего с выходами кораблей в море, полетами авиации. Однако ожидаем, что топлива будет даже больше.
     Основная у нас проблема – это укомплектованность флота личным составом, проходящим службу по призыву. Мы не особо довольны как количеством призывников, так и качеством их общеобразовательной подготовки. Поэтому командование Северного флота пытается осуществить перевод комплектования экипажей ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», ТАРКР «Петр Великий», атомных подводных лодок на контрактную основу. Но это сложный вопрос, и даже не флотского, а государственного масштаба. Так как набрать необходимое количество контрактников, да еще на конкурсной основе, мы не готовы. Причина? Она объективная: денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту на матросских и старшинских должностях, так и не достигло уровня, после которого нас осадили бы толпы желающих. Конечно, мы пропагандируем престижность флотской службы в средствах массовой информации, отправляем запросы по военкоматам. Ждем результата. Но опять-таки: без повышения денежного довольствия этой категории военнослужащих все наши ожидания окажутся тщетными.
     - Последние годы слышал нарекания в адрес профессиональной подготовки лейтенантов, выпускников высших военно-морских училищ. Однако мало того: придя на флот, молодые офицеры просто писали рапорта на увольнение в запас…
     - В этом году по сравнению с прошлыми временами количество нежелающих служить уменьшилось в несколько раз. Почему? Лейтенант, придя на флот, видит, что его денежное довольствие после июльского повышения - достаточное по своему уровню, и у него не возникает уже мысли искать новую работу. А младший офицер сейчас получает порядка десяти тысяч, причем гарантированно, практически без перебоев и задержек. А то, что у гражданских в неделю по два дня выходных, так и мы своих людей стараемся не обижать: есть задачи – работаем, нет – устанавливаем нормальный рабочий день.
     Однако сказать, что лейтенанты приходят с подготовкой, которая нас удовлетворяла бы полностью, пока нельзя. И не потому, что молодые офицеры так уж плохи сами по себе. Сложно научить курсанта работать на современной технике по плакату. Поэтому многое здесь упирается в финансирование обновления материальной базы училищ. Хотя некоторые лейтенанты приходят с багажом знаний, позволяющим им в короткие сроки освоить уже реальную корабельную технику и сдать зачеты на допуск к самостоятельному командованию подразделением.
     - В минувшем году на Северном флоте две флотилии атомных подводных лодок стали эскадрами. Опять сокращаемся?
     - Нет. Просто объединения по своему составу не соответствовали уже флотилиям. Новых кораблей нет, а лодки по-прежнему выводятся в резерв. Из-за изменения количества сил постоянной готовности произошла своеобразная реструктуризация.
     - Резерв – это на случай военных действий, когда будем не новую лодку строить, а восстанавливать техническую готовность старой?
     - Да. На строительство нового атомохода затрачивается до полугода, а из резерва те же заводы вводят в состав сил постоянной готовности десять АПЛ. Не секрет, что лодки выводятся в резерв по состоянию материальной части. Не можем же мы посылать в море людей на кораблях, на которых из-за финансовых проблем в государстве не проведены либо просрочены средние ремонты и так далее. Никто нам просто не даст такого права. Есть резервы разных категорий: у одной категории - экипаж чуть сокращен, у другой категории – сокращен больше. Но никто из подводников не списан, за бортом флотской службы не остался. У нас не хватает специалистов, мы их стараемся всеми силами сберечь.
     К слову, сегодня укомплектованность сил постоянной готовности офицерским составом – 100 процентов. И это как раз за счет того, что лодка, к примеру, уходит в резерв, а офицеров с нее переводим на другие корабли.
     - В этом учебном году североморцев ожидает еще какая-нибудь глобальная «реструктуризация»?
     - В целом, кроме разве что мелких штрихов, большой «перестройки» не предвидится. Разве что возникнет вопрос о сокращении буквально нескольких десятков человек. Поэтому можно утверждать, что мы подошли к той структуре флота, которую от нас хотят видеть в плане всеобщего реформирования Вооруженных Сил. Но это в текущем году. А что будет дальше? Сказать сложно. Чтобы сохранить Северный флот в нынешней «форме», нужно, чтобы отток и приток кораблей в его состав были одинаковыми.
     - Не первый год ходят разговоры о передаче флоту морских частей Арктического регионального управления ФПС…
     - Этот вопрос рассматривается уже года три-четыре. Однако деятельность морских пограничников ближе к специфике в целом пограничной службы. Я считаю, что в случае необходимости они все будут у нас и будут выполнять задачи в интересах флота. Потому что какая там уж охрана границы, если встанет вопрос о судьбе самого государства. Но при деятельности флота в мирное время их задачи с нашими не совпадают. Это нонсенс, если североморцы начнут еще отлавливать браконьеров. Иное дело, когда речь идет о совместных действиях.
     Отработка взаимодействия – это серьезный вопрос, на который с каждым годом все больше обращаем внимание. В наступившем учебном году, как и в 2002-м, мы вновь привлечем для участия в сбор-походе и пограничников, и суда Мурманского морского пароходства, которые на случай боевых действий из «гражданских» должны превратиться, к примеру, в тральщики с военными командами. А сейчас брать Северному флоту на себя неспецифические функции, я считаю, не нужно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker