на главную страницу

18 Января 2003 года

Армия сегодня

Суббота

Неформальный разговор об авиации

Ольга Божьева,«Красная звезда».



В эти дни профессиональный праздник российских журналистов, наверное, ярче всего отмечался в Вооруженных Силах. И это понятно. Ведь именно к происходящему в армии и на флоте приковано всенародное внимание. Вот и традиционная январская встреча командования Военно-воздушных сил с журналистами, освещающими в СМИ авиационную тематику, превратилась в серьезный разговор о судьбах российской военной авиации.

     На традиционную встречу главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов пригласил редакторов и ведущих журналистов более 70 печатных, электронных изданий, центральных телеканалов. Военно-воздушные силы, находящиеся на пике реформирования, всегда приковывали к себе повышенное внимание СМИ. Только за прошлый год, как рассказал начальник пресс-службы ВВС полковник Александр Дробышевский, части ВВС и ПВО посетили более 3.000 журналистов. На одном лишь воздушном празднике на аэродроме Чкаловский, посвященном 90-летию ВВС, их присутствовало свыше 500 человек. И вопросы, заданные главкому, к примеру, по состоянию авиационной техники, волновали многих присутствующих на брифинге не только с чисто профессиональной точки зрения. За 2002 год более тысячи журналистов были бесплатно отправлены в служебные командировки в страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе «горячие точки», самолетами военно-транспортной авиации. Так что можно сказать, что интерес был неподдельным, а разговор - неформальным.
     Разговор с представителями СМИ наряду с главкомом вели: начальник по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Минобороны РФ генерал-лейтенант Михаил Кизилов, начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов. Свое выступление главком начал обнадеживающе: «Можно с уверенностью сказать, что Военно-воздушные силы боеготовы и способны в любой момент выполнить приказы Верховного Главнокомандующего, министра обороны, начальника Генерального штаба согласно своему предназначению». Было отмечено, что ВВС не только сохранили уровень подготовки, достигнутый в прошлом году, но в некоторых вопросах продвинулись вперед. Несмотря на экономические трудности, проведено около 400 различных мероприятий оперативной и боевой подготовки. И это при том, что около 150 частей и подразделений подверглись разного рода реорганизациям.
     Основной задачей боевой подготовки в прошлом году, по словам главкома, было максимально возможное сохранение боевой готовности полков. В течение года зенитные ракетные войска (ЗРВ) выполнили свыше 150 зачетных тактических задач, более 90 процентов зенитных ракетных полков провели учения с боевой стрельбой, а дежурные дивизионы свыше 10 раз во время несения боевого дежурства внезапно, без предупреждения, перебрасывались на различные полигоны для выполнения боевой стрельбы. Такого рода проверки особенно важны, так как напряженность несения боевого дежурства по охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве по-прежнему продолжает оставаться высокой. За 2002 год выявлено 45 нарушений порядка использования воздушного пространства, около 10 случаев попыток нарушения Государственной границы. Дежурными по ПВО силами и средствами обнаружено и проведено более 200 тысяч воздушных целей, из них свыше 100 тысяч иностранных, в том числе 1.000 боевых самолетов, из которых 300 были самолеты-разведчики. Для пресечения возможного вторжения в воздушное пространство страны летательных объектов сопредельных государств подразделения ЗРВ приводились в готовность «номер один» примерно 200 раз, авиационные экипажи - около 600, свыше 10 раз летчики поднимались в воздух с целью пресечения нарушений границы. В этом году в высшую степень боевой готовности 2.500 раз приводились части радиотехнических войск (РТВ).
     На прошлогодней встрече командования ВВС с журналистами именно состояние боевой готовности РТВ вызывало у представителей СМИ наибольшее беспокойство, особенно это касалось радиолокационного прикрытия районов Крайнего Севера. Самые острые вопросы задавались по техническому состоянию именно этих войск. В этот раз, отвечая на вопросы, Владимир Михайлов отметил, что в прошедшем году РТВ уделялось особое внимание. Всего в течение года было проведено около 300 различных учений всех родов ВВС с радиотехническими подразделениями. В процессе учений усложнялись выполняемые ими задачи. В боевой подготовке РТВ существенно усилилась общевойсковая направленность. В ходе тактических учений отрабатывались вопросы радиолокационного обеспечения боевых действий различных родов авиации.
     Кроме того, как рассказал начальник управления по использованию воздушного пространства и управления воздушным движением Минобороны генерал-лейтенант Михаил Кизилов, условия экономики сейчас таковы, что мы просто обязаны уметь считать. До недавнего времени около 70 процентов территории РФ оставалось открытым. Хотя в это же время, выдавая информацию в интересах управления воздушным движением (УВД), ежесекундно «крутилась» 121 радиолокационная позиция. Сейчас принят ряд организационных мер с тем, чтобы позиции УВД после некоторой доработки в интересах Минобороны передавали информацию, в том числе и на КП частей, соединений и объединений ВВС. А когда будет создан единый локатор двойного назначения, то эти службы станут реально позициями двойного назначения.
     «К сожалению, мы раньше распыляли финансовые средства, - присоединился к разговору начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов, - задавая конструкторам 15 - 17 образцов однотипных локаторов. Сейчас основательно пересмотрен подход к опытно-конструкторским работам. Деньги будут сосредоточены на тех образцах, которые мы сможем получить в ближайшее время. Другое направление - модернизация уже существующих радиолокационных станций, которые имеют еще достаточный ресурс и хорошие возможности». А перспектива, по словам генерал-полковника Чельцова, это развитие загоризонтных средств локации, которые позволят контролировать гораздо большие пространства с минимальными затратами. И у нас такие разработки ведутся.
     Генерал-полковник Михайлов пригласил журналистов в конце августа - начале сентября этого года на совместные тактические учения с боевой стрельбой государств - участников объединенной системы ПВО СНГ «Боевое содружество-2003», которые пройдут на полигоне Ашулук.
     В 2002 году продолжалось развитие объединенной системы ПВО государств - участников СНГ. Проведено около 30 мероприятий оперативной и боевой подготовки. На качественно новом этапе шло совершенствование систем ПВО Белоруссии и Казахстана. Велась работа по восстановлению ПВО Армении, Таджикистана, Киргизии. И здесь есть серьезные подвижки. «В Киргизии в мае месяце, - сообщил главком, - мы создадим свою авиационную базу, в состав которой войдут два типа боевых самолетов, учебно-боевые машины и звено по обеспечению поисково-спасательной службы и решению ряда других задач».
     Прошедший год, как рассказал Владимир Сергеевич Михайлов, был успешным в боевой подготовке и для летчиков. Во фронтовой авиации проведено более 50 ЛТУ. Половина полков истребительной авиации выполнила стрельбу по воздушным целям. Бомбардировочные и штурмовые полки совершили свыше 300 вылетов на боевое применение. Дальняя авиация во время учений успешно произвела более 10 пусков крылатых ракет воздушного базирования. Годовой налет экипажей в авиации в среднем увеличился на 68 процентов и составил:
     - в истребительной - более 25 часов;
     - в штурмовой - около 30 часов;
     - в бомбардировочной - более 20 часов;
     - в дальней - около 25 часов;
     - в военно-транспортной - свыше 50 часов.
     «Хотя эти цифры нас успокоить не могут, - сказал главком. -От рекомендованного налета они составляют лишь 25 - 28 процентов. Радовать здесь может лишь то, что к полетам приступила молодежь. Многие молодые летчики выполнили подготовку по 3-му и даже 2-му классу, налетав более 100 часов».
     Правда, учитывая то, что топлива все еще недостаточно, многие из молодых пилотов большую часть своей подготовки проводят пока на учебно-боевых самолетах. Чтобы журналистам было понятно, почему так происходит, собеседник привел яркий пример: при полете на учебно-боевом L-39 в течение часа расходуется 700 кг топлива, а за это же время на Су-24 - более 7 тонн. Поэтому есть смысл отлетать 40 - 50 часов на L-39, нежели 4 часа на Су-24. И когда летчик уже имеет багаж 40 - 50 часов на L-39, то он с меньшим вывозным количеством полетов освоит другую боевую технику. Тем более что этот процесс идет сейчас практически без остановки.
     В Военно-воздушных силах отказались от модернизации учебно-боевых самолетов L-39, ресурс большинства из них уже на исходе. Зато ускорили работу по новому учебно-боевому самолету Як-130. Нижегородский завод, который в короткие сроки способен освоить производство этих машин, выпустит первое звено «Яков» уже в 2003 году.
     Главком, поделившись перспективами развития ВВС на ближайший год, сказал, что в этом году вновь предполагается совершенствование оргштатной структуры. «Я настаиваю на том, - сказал он, - что нам следует сворачивать эти оргштатные мероприятия, слишком больно они бьют по людям». Кроме того, считает он, важно продолжить модернизацию находящихся в войсках вооружения и военной техники. Завершив разработку образцов вооружения ближайшей перспективы, необходимо продолжить создание научно-технического задела на будущее.
     С 1 января в состав ВВС вошла армейская авиация. Есть пока некоторые шероховатости в управлении, - как рассказали представители главного штаба, но о подчинении и взаимодействии вопрос принципиально уже решен. На данный момент существуют проблемы по состоянию парка армейской авиации. В ВВС разработан план устранения недостатков, вскрытых в ходе приема боевых частей армейской авиации, сроком на 3 месяца. «Придется, видимо, - пообещал главком, - предпринимать очень энергичные меры».
     Присутствующих на встрече журналистов интересовали принятые решения в области создания воздушно-космической обороны (ВКО), где предусмотрено самое непосредственное участие Военно-воздушных сил. Отвечая на вопросы журналистов о ВКО, Владимир Михайлов напомнил народную пословицу о том, сколько раз необходимо отмерить перед тем, как отрезать. Генерал-полковник Борис Чельцов добавил по обсуждаемой теме, что не надо систему ВКО рассматривать как систему какого-то вида. Один вид сегодня не в состоянии самостоятельно решить вопрос создания ВКО. Об этом говорит не только наш опыт, но и опыт США. Там ведь тоже различные рода войск участвуют в этой системе. Мы рассматриваем ее как систему, объединяющую все силы и средства не только Вооруженных Сил, но и других структур, которые бы позволили решать нам задачи обороны страны в воздушно-космическом пространстве.
     Особо главком выделил перспективы модернизации вооружения и военной техники ВВС, а также создания научно-технического задела на будущее. «По сути, - сказал он, - модернизация существующего парка авиационной техники - это шаг к созданию машины пятого поколения. Планер и двигатель наших самолетов не уступает зарубежным аналогам, а вот что касается бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), то оно, конечно, требует замены на более современное. Поэтому на поколении «4+» мы проведем испытания прицельно-навигационных комплексов, локаторов и другого оборудования, что позволит нам безошибочно выйти на БРЭО самолета пятого поколения».
     Нынешняя программа модернизации вооружения и военной техники продолжится до 2005 года. За это время до уровня «4+» должно быть усовершенствовано 20 - 25 процентов авиатехники фронтовой авиации. После этого в войска начнет поступать перспективный самолет ОКБ Сухого, испытания которого закончатся к 2004 - 2005 годам.
     В прошлом году, назвал цифры Владимир Михайлов, мы получили лишь единицы новых самолетов. Но зато смогли за короткий период времени сосредоточить внимание на модернизации самолета Су-27, и уже в конце декабря он выполнил первый полет. Сейчас машина переходит в ГЛИЦ, где начинаются ее испытания. Еще 12 самолетов проводят модернизацию. В 2003 году мы должны получить уже 20 машин. Все работы по совершенствованию технической оснащенности военной авиации проводятся с учетом возможности их дальнейшего предложения потенциальным иностранным заказчикам. Поэтому при модернизации авиатехники закладывается возможность ее технического и информационного сопряжения с зарубежными системами обеспечения, средствами поражения и возможностями подготовки и обучения летного и инженерно-технического состава.
     Дальнейшее развитие самолетного парка связано с созданием перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. В 2006 - 2007 году должен взлететь его опытный образец, а к 2010 году предлагается завершить испытания и начать серийное производство. «Считаю, - заявил главком, - что и беспилотные летательные аппараты - очень перспективная вещь. Я имею твердую команду от министра обороны плотно заняться этим вопросом. Наработки в этой области есть и в КБ Туполева, и в других КБ. Но подчеркиваю, что это не исключает работы над пилотируемыми аппаратами».
     В дальней авиации идет разработка новых средств поражения и, как отметил главком, их результаты обнадеживают.
     В военно-транспортной авиации продолжается работа по модернизации самолетов Ан-124 до уровня Ан-124-100. Проходит ремоторизация самолета Ил-76МД в Воронеже. В Воронежском авиационно-строительном объединении предусматривается подготовка выпуска самолетов Ил-76МФ. И уже в ближайшее время планируется получение нескольких новых модернизированных Ил-76МФ, необходимых для выполнения специальных задач.
     Важное место в работе на этот год должны занять принципы реализации технического обслуживания и эксплуатации авиатехники не по срокам (ресурсам), как это было принято ранее, а по реальному состоянию. Это позволит в несколько раз сократить эксплуатационные затраты. Кроме того, в процессе объединения ВВС и войск ПВО образовался парк сверхштатных самолетов, которые после проведенной модернизации можно продать, пусть даже по более низким ценам, заинтересованным странам. Это без особого труда, считает Владимир Михайлов, позволит поднять на крыло все имеющиеся на вооружении ВВС самолеты.
     «В июле, - рассказал он, - я был на приеме у Михаила Михайловича Касьянова, где как раз поднимался вопрос о том, что у нас много сверхштатных самолетов и двигателей, которые нельзя отдавать в металлолом. Об этом же доложил Верховному Главнокомандующему. Поэтому уже принято решение о том, что в 2003 году заводам-изготовителям будет отдано техники на сумму 5,8 млрд. рублей. Объясняю на простом примере. Мы отдаем им 10 двигателей, которые они восстанавливают, и нам возвращают только 6. Оставшиеся 4 завод будет иметь возможность продать, чтобы компенсировать свои затраты на их восстановление. От такой арифметики выигрывают все. А главное, в частях не будет тогда замертво стоящей техники, а только та, которая способна выполнить боевую задачу».
     По окончании встречи журналисты расходились, продолжая спорить и обсуждать итоги, проблемы и перспективы развития военно-воздушных сил. Их, людей, привыкших ежедневно жестко конкурировать на едином информационном поле, в этот день объединяло главное - любовь к небу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker