на главную страницу

18 Января 2003 года

Пульс планеты

Суббота

Куда качнется союзный «маятник»?

Владимир МОХОВ,«Красная звезда».



Что ожидает Союзное государство России и Белоруссии в наступившем году? Однозначно на этот вопрос сегодня не ответить. В предновогоднем телеобщении с россиянами Владимир Путин подчеркнул лишь, что Россия заинтересована в дальнейшем укреплении союза с Белоруссией, и это «по всем соображениям целесообразно». Вопрос в том, чтобы формы и методы объединения не мешали экономическому и социально-политическому развитию наших стран. Здесь впрямь лучше «семь раз отмерить». Дабы потом не получилось «как всегда». «Отмерять» будут и в ходе начинающегося 19 января официального визита в Белоруссию Президента РФ.

     О ТОМ ЖЕ - ходе союзного строительства - шла речь на недавнем заседании пресс-клуба при посольстве Республики Беларусь в Москве. Недостатка в суждениях не было. В том числе суждениях критичных, резких. По мнению госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, процесс объединения сегодня уже необратим. Он не зависит ни от текущей политической конъюнктуры, ни от каких-либо внешних факторов. Можно обсуждать модель Союза, спорить, искать компромисс, но экономика делает свое дело, потихоньку формируя единый народнохозяйственный организм. И сколько бы ни смаковали некоторые СМИ разногласия, возникшие в прошлом году на уровне президентов, никуда не денешься от того, что все больше российских и белорусских городов, предприятий вовлекаются в единый производственный цикл, оказываются зависимы друг от друга. Как результат, топливно-энергетический комплекс интегрирован уже на 90 процентов, машиностроительный – на 75 – 85. Реально работают свыше полусотни совместных производственных программ. Да так работают, что даже арабские шейхи приезжают договариваться о закупках самосвалов, тракторов, строительной техники, собираемых в бывшем «сборочном цехе Союза ССР».
     Конкурентоспособная продукция в этом «цехе» появилась. И по весьма привлекательным ценам. Не случайно заговорили о необходимости «раскручивать» брэнд совместного российско-белорусского продукта: «Made in Союзном государстве». И не только «раскручивать», но и заботиться о его реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Пока же об этом брэнде знают немногие, оттого и сбыт совместной продукции не развит. Самое время появиться некой производственно-торговой структуре, призванной продвигать эту продукцию, заботиться о ее имидже.
     Минск заинтересован в этом еще и по следующим причинам. Во-первых, репутация белорусских товаропроизводителей подорвана «оружейными» скандалами, инициированными Западом, и союзный «лейбл» стал бы для них неплохой «индульгенцией». Во-вторых, белорусы тем самым доказывают, что низкие, равные внутрироссийским, цены на газ для них – не подачка Москвы, а тактический ход, влияющий на ценообразование совместно производимой продукции, ее сбыт. Иными словами, это, как и унификация тарифов на железнодорожные перевозки, выгодно обеим странам.
     Немногие знают и о масштабах нашей производственной кооперации. О том, например, что 152 российских предприятия работают на белорусский МАЗ. В машине, собираемой здесь, - 65 процентов комплектующих из РФ. В БелАЗ и того больше – 80 процентов. Завод колесных тягачей, таскающих «Тополь», использует при сборке 90 процентов российских деталей и механизмов. И перечень этот, особенно в машиностроении, можно продолжить.
     ТАК ЧТО слухи о свертывании российско-белорусской интеграции «сильно преувеличены». Союзное государство наращивает экономическую поступь. По единодушному признанию, в сфере экономики мы продвинулись за минувший год достаточно далеко. Подготовлено четыре новые программы, призванные сказать веское слово в развитии экономик России и Беларуси. Одна из них посвящена дизельному автомобилестроению (стоимость программы - 37 млрд. рублей). Вторая – карьерному транспорту (12 млрд.). Третья – авиастроению, конкретно самолету Ту-134М, который при соответствующей модернизации будет служить верой и правдой еще много лет. Четвертая программа названа «Союзный телевизор-2», она призвана потеснить на нашем рынке импортную телевизионную технику.
     В повестке дня сегодня даже такая амбициозная задача: с помощью российского бизнеса, ведущих белорусских товаропроизводителей по некоторым изделиям начинать монополизировать рынок СНГ. Скажем, ежегодная потребность в телевизорах здесь составляет более 7 млн. штук. Почему не попытаться развить это производство до уровня всемирно известных фирм, победно шествующих на постсоветском пространстве? Отчего не попробовать отвоевать у них хотя бы половину покупателей?
     Что же касается тракторов или другой сельхозтехники, то здесь нам ни японцы, ни корейцы не конкуренты. Надо лишь не толкать друг друга локтями, создавать консорциумы, осваивать новые рынки. Пример здесь показали МАЗ и БелАЗ, решившие передний мост к своим автомашинам производить совместно и удешевившие тем самым продукцию. По этому пути идут во всем мире. Тем паче надо идти по нему в Союзном государстве. Во всяком случае на КамАЗе уже подумывают над образованием мощного российско-белорусского консорциума, которому по силам будет захватить не только эсэнгэшный рынок автомобильной техники этого класса.
     И не стоит грешить против истины, утверждая, что зримых плодов интеграции сегодня не видно, что Союз не принес нашим народам ничего хорошего. Чем тогда считать 10-миллиардный (в долларах США) товарооборот Белоруссии и России, к которому даже не приблизилась ни одна из других стран СНГ? Да и немногие страны дальнего зарубежья могут тягаться с таким объемом. Как не замечать резкого увеличения рабочих мест на предприятиях, задействованных в союзных программах?
     СБЛИЖАЮЩАЯСЯ, ориентированная на единый рынок экономика сглаживает и политические разногласия. Способствуют этому и задачи оборонного характера, выполнение которых не претерпело никаких изменений. Во всяком случае посол Республики Беларусь в РФ Владимир Григорьев заявил журналистам, что видение Кремлем перспектив союзного строительства «полностью совпадает с видением белорусского народа и руководства». Он пояснил, что речь идет о союзе суверенных государств, каждое из которых часть полномочий «передаст в общую копилку». Таким образом, считает посол, тема «поглощения Беларуси» снята. Разговорам о том, должна ли республика семью областями войти в состав России, должен прийти конец.
     Посол привел такой исторический аргумент. Даже в советские времена гражданский или уголовно-процессуальный кодексы Белорусской ССР отличались от своих аналогов в РСФСР. Иными словами, Белоруссия имела определенную степень суверенитета, пусть и формального. Свои «квоты» были у республики и в составе Политбюро, руководстве союзного правительства. Россказням же белорусской оппозиции о том, что «при советах» Центр душил национальное самосознание сябров, не давал им продвигаться по служебной лестнице, сам посол призывает не верить. В замах или первых замах у предсовмина, например, всегда ходил минский выдвиженец. Центр после войны как раз и помог создать в республике мощнейший производственный потенциал, которым здесь пользуются до сих пор. Во многом поэтому, считает Владимир Григорьев, белорусы душой и сердцем ориентированы на Россию, тесный союз с ней. Но целиком поступиться суверенитетом, по его словам, они сегодня не могут. Нельзя одним махом лишать людей того, к чему они привыкли.
     Союз должен быть равноправным, и здесь нет проблемы, считает белорусское руководство. Это, например, не мешает введению российского рубля в качестве единого платежного средства уже с января 2004 года, завершению создания единого экономического пространства. Надо лишь снять некоторые преграды технического характера, договориться об игре по единым правилам, как это происходит в том же Евросоюзе. Вряд ли это неразрешимая задача. Смогли же мы преодолеть часть пути к общему государству, сняв границы и таможни, унифицировав ряд законов. Наверняка сможем договориться и по «печатному станку», который стал сегодня основным камнем преткновения в союзном строительстве. От этого зависят и сроки перехода на единую валюту.
     Кстати, Владимир Григорьев опроверг кочующую из газеты в газету информацию о том, будто белорусы хотят иметь два эмиссионных центра - в Москве и Минске. По его словам, такой центр в Союзном государстве должен быть один, но надо определиться с принципами его работы. Здесь необходим разумный консенсус, основанный на вкладе каждой из сторон в «союзный кошт». В Европе ведь тоже паритетным способом решают, сколько «евриков» печатать и для кого. Опять-таки даже в прежние времена Госплан знал, сколько мяса, мыла или магнитофонов способна дать в союзный фонд Белоруссия. Правда, не всегда ей, как и России, доставалась та «серьга», которой она была достойна. Известно, по какому принципу финансировались тогда «братские» республики.
     Сегодня же приоритеты должны быть четкими: на сколько сработал – столько и получи. Решать свои проблемы за чужой счет ни у кого не получится. Умение же договариваться, доверять, учитывать интересы друг друга в чем-то схоже с «браком по расчету», где супруги заранее оговаривают свои права и обязанности. Иначе мы обречены на бесконечные кухонные склоки и разбирательства на предмет того, кому достанется «заныканный червонец». Скажем, сегодня Минск против того, чтобы в Совете российского или союзного Нацбанка у белорусов был только один «голос» из десяти. Но стоит ли политизировать этот технический вопрос? Специалистам по силам найти компромиссное решение, которое бы устроило обе стороны. В конце концов, никто и никого обманывать не намерен. Да и нет такой необходимости. Союзный бюджет будет абсолютно прозрачным, и профессионалы должны об этом позаботиться.
     ОПТИМИЗМ внушает то, что особо подчеркнули Владимир Путин и Александр Лукашенко в ходе своей предыдущей встречи: россияне и белорусы – не иностранцы! Для простых людей такие слова дорогого стоят. Они важней любых политических и экономических постулатов. Не каждый помнит о том, что еще в 1999 году было подписано и ратифицировано соглашение о равных правах граждан обеих стран. Или знает о том, что оно имеет примат над национальным законодательством. Получилось так, что с принятием в России и Беларуси законов о гражданстве, об иностранцах соглашение это ушло в тень, о нем забыли. Забыли даже те чиновники и юристы, которые регулярно имеют дело с подобными вопросами. Им тоже приходится «открывать глаза» на то, что россиянин в Беларуси или белорус в России имеют одинаковые права на приобретение недвижимости, получение образования и т.д. С этой проблемой, кстати, особенно часто сталкиваются бывшие военнослужащие, решившие поменять место жительства.
     Правы те, кто говорит, что ликвидировать эту тотальную неосведомленность может лишь мощное пиар-сопровождение. Белорусский посол даже предложил, чтобы лозунг «Россияне и белорусы – не иностранцы» стал темой этого года. Хотим мы того или нет, без рекламы и тут никуда! Когда нам каждый день с телеэкранов и газетных страниц будут напоминать, что живем мы в Союзе, это станет так же привычно, как пить «правильное пиво».
     Однако требуется и дальнейшее совершенствование законодательной базы, призванное стать подтверждением политической воли президентов. Надо, например, отработать вопросы переоформления пенсий при переезде из одной страны в другую (чтобы никто ничего не терял). Пора привести в соответствие массу подзаконных актов в гражданской, имущественной, социальной сферах. Пример здесь показало МВД. Министр внутренних дел РФ Борис Грызлов на днях заявил, что миграционные карты, которые вводятся для гастарбайтеров из ближнего зарубежья, гражданам Беларуси не нужны, поскольку они живут в союзном с нами государстве.
     Словом, работы впереди еще много. Дай Бог, чтобы наступивший год не был таким тревожным для судеб нашего Союза, чтобы обошелся он без недоразумений и шероховатостей. Во всяком случае союзный «маятник», похоже, качнулся в правильном направлении. И это не может не радовать.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker