на главную страницу

21 Января 2003 года

Армия сегодня

Вторник

Сталинград, Чечня, «Норд-Ост»...

Сегодня - День Инженерных войск

Александр БОГАТЫРЕВ, «Красная звезда».



     На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник Николай Сердцев.
     - Николай Иванович, Чечня по сей день остается главной болевой точкой России. Расскажите поподробнее, какие задачи сейчас выполняют там ваши подчиненные.
     - Обстановка в Чечне сейчас значительно стабилизировалась, она контролируема. Это способствует активному строительству жилья для людей, восстановлению производства, то есть переходу к нормальной, мирной жизни. Однако нашим войскам работы в Чечне по-прежнему хватает. Больше всего, естественно, приходится заниматься разминированием местности и объектов. Наши офицеры и солдаты очищают от взрывоопасных предметов жилые дома, сельскохозяйственные поля, предприятия. Разбирают конструкции, которые непригодны к эксплуатации и просто опасны для жизни людей. Постоянно ведется инженерная разведка путей движения войск на наличие мин и фугасов. Наши инженерно-саперные дозоры ежедневно проверяют до 200 километров дорог. К слову, за все время проведения контртеррористической операции саперы обнаружили и обезвредили более 325 тысяч взрывоопасных предметов.
     Трудную работу делают инженерно-дорожные подразделения - готовят пути движения войск. Особенно непросто выполнять эту задачу в горных условиях.
     Отвечаем мы и за обеспечение войск водой в полевых условиях. На сегодняшний день в базовых районах развернуто 4 пункта водообеспечения на открытых источниках с применением средств добычи и очистки воды.
     - География борьбы с терроризмом не ограничивается лишь Чеченской Республикой. Вспомним хотя бы «Норд-Ост». Часто ли в антитеррористической деятельности вне Чечни участвуют армейские саперы?
     - Для борьбы с терроризмом государство имеет специальные структуры. Но, когда требуется помощь в массовом выполнении работы, мы, конечно, подключаемся. Кстати, «Норд-Ост» - тому пример. Наши саперы в этой операции участвовали. В частности, привлекались группы разминирования инженерно-саперной бригады, которой командует полковник Николай Бондаренко.
     - Терроризм - чума нашей эпохи. Но ведь из года в год саперам приходится воевать и на фронтах давно законченной войны, то есть обезвреживать тысячи боеприпасов времен Великой Отечественной...
     - Тенденция к уменьшению количества взрывоопасных предметов той поры есть. Хотя работать с ними еще придется долго.
     Сейчас нас беспокоит другая проблема - взрывы на складах артиллерийских боеприпасов. В результате подобных ЧП боеприпасы разлетаются на довольно большие расстояния. Естественно, эти «засоренные» территории приходится расчищать, привлекать для этого немалые силы.
     Кстати, всего за 2002 год мы обезвредили около 2 миллионов взрывоопасных предметов.
     - С какими результатами инженерные соединения и части завершили 2002 учебный год?
     - Итоги стабильные. Не могу сказать, что произошел какой-то резкий скачок. Главное - не было резкого падения. Есть определенные успехи. Раньше, например, мы испытывали острый дефицит офицеров. Порой просто некому было учить солдата военному делу. За последние годы укомплектованность офицерским составом возросла. И это ощутимо отразилось на результатах боевой учебы.
     - В текущем учебном году будет какая-то специфика?
     - Да. В этом году, например, мы возобновляем подготовку специалистов на паромно-мостовые машины. Техника эта не новая. Она долго простояла на хранении. Специалистов на нее мы прекратили учить в середине 90-х... Кстати, по ряду параметров эти машины на много лет обогнали аналоги, которыми вооружены зарубежные армии. И эксплуатировать их должны будут, конечно, хорошо обученные люди.
     Специфика подготовки инженерных подразделений в 2003 году будет заключаться и в том, что учиться личному составу придется сокращенными расчетами и экипажами, сводными подразделениями в связи со значительным сокращением численности наших войск.
     Необходимо сказать о том, что в этом году инженерная подготовка должна стать одним из основных предметов обучения в Вооруженных Силах в целом. Это требование главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя министра обороны РФ генерал-полковника Николая Кормильцева. Время на инженерную подготовку увеличено почти в два раза. На мой взгляд, это очень большой шаг вперед. Я уверен, очень скоро данная мера принесет свои положительные плоды. Выразится это прежде всего в снижении боевых потерь.
     Увеличено количество учебных часов на инженерную подготовку в общевойсковых и специальных высших военно-учебных заведениях. Благодаря этому завтрашние офицеры будут намного глубже понимать роль инженерного обеспечения при выполнении боевой задачи.
     Коснулась эта реформа и военных академий
     .
     Кстати, первые результаты мы уже видим. Командиры стали активнее применять средства инженерного вооружения, более осознанно действовать в условиях минной опасности. Стали лучше оценивать местность, использовать ее защитные свойства.
     - В предыдущих своих интервью на страницах «Красной звезды» вы не раз говорили, что в Инженерных войсках очень тщательно учитывается, анализируется и используется при обучении специалистов опыт чеченских кампаний. Благодаря этой работе появилось ли что-то новое в тактике вверенных вам войск?
     - Мы разработали способ применения инженерных подразделений под названием «Подкова». Суть в следующем. Впереди идет группа разминирования, проверяющая дорогу на наличие взрывоопасных предметов, ее прикрывает мотострелковое подразделение. Эта нехитрая тактика родилась еще в Афганистане. Сейчас она потребовала, так сказать, модернизации, потому что за двадцать лет, прошедших после той войны, изменились боеприпасы и способы их применения для террористического минирования. Изменились в свою очередь инженерные средства их поиска и обезвреживания.
     Появились у нас, конечно, и другие профессиональные хитрости...
     - Наверное, ни один другой род войск не может похвастаться столь разнообразным парком техники и вооружения, как ваш. За последние годы появилось в Инженерных войсках что-нибудь новенькое?
     - Новая техника у нас имеется, но буквально в единичных образцах. Применяться она будет в перспективе, но специалистов для нее мы готовим уже сейчас. Если конкретнее, в последние годы к нам поступили новые мостоукладчики МТУ-90, буксирно-моторные катера БМК-225, предназначенные для прикрытия войск и охраны объектов электризуемые заграждения модульного типа ЭЗМ-СМ, универсальный индивидуальный инженерный комплект УИИК для экипировки саперов, современные средства водообеспечения, маскировки, имитации, разминирования. Созданы новые убежища, блиндажи модульного типа с повышенными защитными характеристиками и улучшенными эргономическими показателями.
     В недалеком будущем мы планируем закупить модернизированное сооружение из крупноволновой стали, предназначенное для оборудования районов расположения подвижных пунктов управления оперативно-тактического звена.
     - Вы упомянули современные средства маскировки. В свое время по телевидению не раз показывали надувные муляжи различных видов бронетехники западного производства. У нас нечто подобное существует?
     - Это очень перспективное направление. Над ним мы сейчас работаем. Есть новые материалы для таких средств маскировки. Они очень хорошо зарекомендовали себя на различных учениях. Вообще маскировкой сейчас активно занимаются во всех армиях развитых стран. Больших денежных затрат эта задача боевого обеспечения не требует, и вместе с тем она весьма эффективна. Скажем, ракета противника поражает наш имитирующий объект. Ракета стоит больше миллиона долларов, а муляж - несколько десятков тысяч рублей.
     - Пожалуй, самое древнее, самое проработанное направление деятельности Инженерных войск - фортификация. Можно ли в ней еще что-то изобрести?
     - Копать землю всегда трудно. В Чечне в войсковой период контртеррористической операции части федеральных сил постоянно передвигались, окапываться приходилось часто. А ведь в тех местах грунт очень сложный, в том числе скальный... Бывало и так, что люди пренебрегали лопатой, выбрасывали ее. В результате возможность потерь возрастала. Этот печальный опыт подтолкнул нас к разработке нового носимого индивидуального комплекта, который поможет солдату окапываться быстрее и с меньшими физическими нагрузками. Применяется это средство так: оно кладется на землю и производится взрыв малой мощности, взрыхляющий грунт. Остается немного поработать лопатой - и окоп готов. Такие же комплекты сейчас создаются для отрывки окопов для танка, БМП, другой военной техники.
     - По-вашему, лопата в наш век компьютерных технологий и супермашин по-прежнему будет актуальна?
     - Лопата не утеряет актуальности даже тогда, когда, как в песне поется, на Марсе будут яблони цвести. Это величайшее творение человечества, за которое, к сожалению, никому Нобелевскую премию не дали.
     - Продолжается реформирование Вооруженных Сил. Разрабатывается новый план их применения. Как эти процессы отражаются на Инженерных войсках?
     – Мы точно так же реформируемся, как и другие структуры Вооруженных Сил. Может, чуть больше сокращаемся. Главное видим в том, чтобы создать группировку Инженерных войск с учетом особенностей операционных направлений, сделать акцент на развитии тех подразделений, которые наиболее необходимы на этих направлениях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker