на главную страницу

22 Января 2003 года

Армия сегодня

Среда

Мы все в ответе за безопасность

Юрий БЕЛОУСОВ,«Красная звезда».



В эти дни министр обороны РФ Сергей Иванов совершает рабочую поездку в войска Приволжско-Уральского военного округа. Округ как боевая единица, оперативно-стратегическое объединение оформился недавно и переживает этап становления. При встрече с министром командующий войсками округа генерал-полковник Александр Баранов подчеркнул, что в боевой подготовке соединений и частей еще много недостатков. Но 2003 год объявлен в округе годом боевой учебы, и на этом направлении наметились позитивные сдвиги.

     В частности, в соответствии с планом подготовки органов военного управления Приволжско-Уральского военного округа на базе Екатеринбургского гарнизона проведен оперативно-мобилизационный сбор командного состава ПурВО. В нем приняли участие представители командования Уральского и Приволжского округов Внутренних войск, объединения ВВС и ПВО, регионального центра по делам ГО и ЧС, Юго-Восточного регионального управления ФПС РФ, железнодорожного корпуса, управления ФАПСИ, аппаратов полномочных представителей Президента РФ в Уральском и Приволжском федеральных округах, руководители мобилизационных органов субъектов РФ. Важным элементом сбора стало знакомство со спецификой задач, решаемых как войсками, так и воинскими формированиями и органами других силовых структур РФ в условиях мирного и военного времени. Об особенностях, целях сбора наша беседа с начальником штаба - первым заместителем командующего войсками ПурВО генерал-лейтенантом Николаем ТКАЧЕВым.
     - Впервые в ходе расширенного сбора, - подчеркнул он, - участники ознакомились с истоками международного терроризма, историей его возникновения, основными терминами, применяемыми при организации антитеррористических операций, порядком взаимодействия армейских подразделений с другими силовыми структурами.
     - Что именно придало сбору такую направленность?
     - Разумеется, события на Северном Кавказе. Первая кампания по разоружению незаконных бандформирований в Чечне наглядно показала: решение столь серьезной боевой задачи, тем более в горно-лесистой местности, требует согласованных действий различных структур. Без их четкого взаимодействия на успех рассчитывать не приходится.
     Из практики боев, локальных специальных операций извлечены полезные уроки. Нынешняя, вторая, фаза ликвидации групп боевиков часто дает весьма поучительные образцы четкого, эффективного взаимодействия различных по назначению структур. Результаты говорят сами за себя: пленение или ликвидация главарей полевых бандформирований, предотвращение терактов, обнаружение складов с оружием и боеприпасами.
     Потому нет ничего удивительного в том, что этот опыт анализируется, изучается и внедряется в практику подготовки войск и вдали от Северо-Кавказского региона.
     - Мне вспоминается в этой связи и предыдущий оперативно-мобилизационный сбор округа по отработке вопросов организации и ведения боевых действий с войсковыми формированиями и органами других министерств и ведомств, проведенный еще в 2001 году.
     - Тогда мы отрабатывали тему «Блокирование населенного пункта, проведение «зачистки» совместно с подразделениями Внутренних войск МВД и уничтожение противника, оказавшего сопротивление». Созданная на окружном полигоне линия взаимодействия подразделений силовых структур в последующем себя оправдала. Причем чего-то принципиально нового в тактике действий мы не изобретали. Просто тщательно обобщили опыт подобных операций в Северо-Кавказком регионе, выбрали наиболее удачное, передовое и попытались повторить это в своей учебной практике.
     Хотя стоит уточнить: тот сбор проходил в рамках прежнего УрВО, а нынешний - в составе Приволжско-Уральского военного округа. А это более масштабный состав сил и средств, новый уровень задач в зоне ответственности ПурВО на центрально-азиатском направлении. Приглашенные на сбор участники из других силовых структур и ведомств представили вниманию генералов и офицеров ПурВО 12 докладов с информацией о решаемых ими в зоне ответственности округа задачах как в мирное время, так и в особый период.
     - Что в представленных докладах особенно ценно?
     - Значительный упор был сделан на совместную отработку, в частности мобилизационных задач. Все это позволило прийти к взаимному уяснению последовательности выполнения задач боевой готовности, поэтапной отработке мобилизационных мероприятий в войсках, в военных комиссариатах и органах исполнительной власти субъектов РФ, а также путей решения существующих проблем в реальных условиях.
     Нам тоже было о чем рассказать коллегам. Рассказать и показать. В частности, были проведены занятия по организации территориальной обороны, антитеррористических мероприятий в зоне ответственности воинского гарнизона по подготовке и действиям подразделений, выделенных для участия в антитеррористической операции того или иного масштаба. Военных комиссаров и представителей государственной власти привлекли на показные занятия по оповещению призываемых по мобилизации граждан, практической работе группы по подготовке повесток, выявлению не оповещенных по уважительным причинам граждан и доукомплектованию команд. Для большей наглядности организовали практический призыв 200 пребывающих в запасе граждан.
     Кстати, практические занятия выявили недостаточно согласованный порядок управления силами и средствами, предназначенными для ведения территориальной обороны. Причина - в отсутствии при военных комиссариатах структуры, занимающейся данным вопросом.
     Кроме того, занятия показали, что при проведении антитеррористических мероприятий следует гораздо больше внимания уделять процессу организации взаимодействия с федеральными органами власти, силовыми органами регионов и органами местного самоуправления.
     - Все ли в этой сфере благополучно?
     - Не все. В управлении Приволжско-Уральского военного округа уже создан отдел планирования и организации соответствующего взаимодействия, а в других структурах ведомств (УрО ВВ, ПриО ВВ, ФПС, ЖДК, Пур РЦ ГО и ЧС) создание подобных органов пока не предусмотрено.
     Кроме того, отсутствие руководящих документов, определяющих совместные действия в ходе мобилизации и организации территориальной обороны, значительно осложняет деятельность большинства силовых структур.
     В организацию совместных действий войск округа с Юго-Восточным региональным управлением Федеральной пограничной службы сложность вносит отсутствие сопряженных каналов специальной связи. Из-за этого организация взаимодействия на уровне соединений и частей, выделяющих силы и средства по плану содействия пограничным войскам в особый период, находится под вопросом.
     Подобного рода недоработок пока немало.
     Поэтому необходимо и впредь настойчиво обобщать, систематизировать опыт совместного применения и взаимодействия разнородных сил, накопленный в прошлых и нынешних вооруженных конфликтах. На основе выводов разработать общие для всех рекомендации. Определить, в какой мере сложившаяся оргштатная структура соединений и частей всех силовых структур, их вооружение и техническая оснащенность соответствуют требованиям времени и обеспечивают ли они выполнение совместных задач в специальной операции.
     Необходимо продолжить практику проведения с командирами, штабами, личным составом соединений и частей ВС, ВВ, ПВ и других силовых ведомств совместных тактических, командно-штабных учений, тренировок.
     То, что это реально, не вызывает сомнения. Тем более что руководящий состав всех силовых ведомств нашего региона объединен чувством острой ответственности за состояние дел, касающихся безопасности государства, предотвращения экстремистских, националистических и террористических проявлений. Каждый понимает, что в этом деле какой-либо обособленности, корпоративности, противостоянию ведомственных интересов нет и не может быть места.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker