на главную страницу

22 Января 2003 года

Среда

Испытание под Ярыш- Марды

Александр ХРОЛЕНКО,«Красная звезда».



     Порой встречаются люди, жизнь которых, словно увлекательный роман. А для самих героев - это просто жизнь, «полосатые» будни. Вроде бы иначе и быть не может. Таков майор медслужбы Осман Таваков - обстоятельный, скромный, знающий себе цену начальник медицинской службы отдельного вертолетного полка.
     Родился и вырос в высокогорном дагестанском селении Гунибского района. Отец - агроном, мать - доярка. В семье было четверо детей. По окончании школы Осман оставил родные горы и привычный уклад жизни. Поступил в Саратовский мединститут.
     Он никогда не боялся трудностей, не искал легких путей, на 4-м курсе перешел на военно-медицинский факультет. И вскоре начал офицерскую службу в одной из авиационных частей Закавказского военного округа.
     Его радовала красота Гудауты. Взлетно-посадочная полоса обрывалась всего в 30 метрах от черноморского прибоя. Но это было фоном, вторым планом, главное - профессиональное самосовершенствование, обеспечение полетов...
     Когда летом 1981 года в раскаленном зноем Шинданте лейтенант Таваков впервые услышал близкий свист пуль, он был уже сложившимся, крепким специалистом. С утра до вечера обеспечивал полеты эскадрилий Су-25, Су-17 и отдельной вертолетной. В составе поисково-спасательной службы не раз выручал сбитые экипажи... Этот боевой опыт сложно оценить, измерить, но в каждом успешном решении летчиками боевых задач присутствовал элемент надежной работы единственного полкового врача - Османа Тавакова. За ним ведь был и будничный амбулаторный прием: экзотических инфекций в Афганистане хоть отбавляй. И так все 14 месяцев командировки.
     Затем военная судьба вернула Тавакова в Закавказье: Цхинвали, Шамхор... Горячее перестроечное время капитан медслужбы встретил в Германии начальником медслужбы отдельной вертолетной эскадрильи. Здесь и прослужил до вывода наших войск на родную землю в 1992-м. Тогда многие расстались с Вооруженными Силами, Таваков остался. Его душа прикипела к армии.
     Отдельный вертолетный полк на Смоленщине обживался трудно. Практически вся инфраструктура части, включая жилье, создавалась с нуля. Вертолетчиков судьба никогда не баловала. Выдержали и на этот раз. Медицинское обеспечение полка даже окрепло.
     Едва обустроились, заполыхал войной Северный Кавказ. В мае 1996 года майор медслужбы Осман Таваков уже обеспечивал полеты и поисково-спасательную службу в Чечне. Вывозил раненых с «точек» в горах. А в июле того же года сам получил осколочное ранение в бедро... За командировку Осман Магомедович получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
     Во второй половине 90-х годов отдельный вертолетный полк прошел практически через все «горячие точки» планеты. И все же контртеррористическая операция на Северном Кавказе 1999-го - страница особая.
     Почти всю авиагруппу Московского военного округа составило боевое ядро вертолетного полка. Работали на износ. За три месяца командировки майор медслужбы Осман Таваков провел в воздухе около 600 часов, из них 200 - в режиме поисково-спасательной службы. Смешались небо и земля.
     В октябре 1999-го в районе Серноводска боевики окружили разведгруппу спецназа ВВ, снайперы не позволяли поднять головы. Разведчики по рации вызвали авиацию. Ближе всех оказался борт ПСС отдельного вертолетного полка. По пути максимально облегчили машину, на борту остались только командир, начальник ПДС полка и доктор. Майор медслужбы Осман Таваков о том эпизоде рассказывает так:
     - Подошли без поддержки Ми-24, сами отработали по боевикам НУРСами. Под огнем, буквально на мгновение, сели и забрали 14 спецназовцев разведгруппы. На все потребовалось семь минут...
     За те события Таваков получил орден «За военные заслуги».
     До конца жизни не забудет Осман Магомедович другой случай:
     - 13 декабря 1999 года. Понедельник. Плотный туман... Полеты не планировались. На всякий случай пришел на аэродром с автоматом и двумя магазинами. По карманам рассовал походную аптечку. И вдруг команда: «Экипажу ПСС - срочный вылет!» Экипажу Ми-8 майора Владимира Алимова предстояли поиск и эвакуация летчика сбитого Су-25. Нас прикрывали два Ми-24. В воздухе пристроился еще Ми-8 из соседней части. По дороге приземлились и усилились десантом. Поиск вели галсами. Когда Ми-24 ушли на дозаправку, мы поймали аварийный сигнал сбитого летчика и... попали в засаду. Низкая облачность прижала вертолеты к земле. В районе селения Ярыш-Марды на высоте не более 80 метров боевики нас встретили огнем из всего, что у них было... Пуля прошла сквозь обшивку в 20 см от моей головы. Понял, что дела наши неважные. Высунулся из блистера, открыл огонь по желтым вспышкам на земле. Проскочили - наш борт шел первым. А вот второму и третьему экипажам досталось больше. В шлемофонах услышали голос командира замыкающего Ми-8: «Я подбит, падаю». Майор Алимов развернул машину, мы снова оказались под огнем. Вскоре увидели на земле практически разрушенный вертолет. Десантники и летчики, рассыпавшись, держали круговую оборону, кольцо боевиков вокруг них сжималось. Мы сели в 60 метрах, у реки, - видны, как на ладони. Выскочили из вертолета, заняли свои сектора обороны (спасибо за науку начальнику ПСС подполковнику Александру Жукову). Видимость для стрельбы - никакая, вокруг - лес на холмах. Вернулся бегом на борт, высота машины обеспечивала больший обзор, начал вести огонь через блистер. Рядом, к счастью, оказался ящик с 12 снаряженными магазинами и шестью ручными гранатами. Бой был жарким. Пока с подбитого Ми-8 перетащили на наш борт раненых (за 20 минут), израсходовал все автоматные магазины... Слава Богу и майору Владимиру Алимову, все оказались на борту, и командир под огнем мастерски поднял перегруженную машину (более 30 человек). «Причесали очередями лес, ушли в туман. Оказали уже в полете помощь раненым. Летели без связи - пули перебили провода. Через полчаса оказались на базовом аэродроме, где нас в общем-то уже не ждали... Только здесь по-настоящему поняли, из какой переделки выбрались. С тех пор 13 декабря отмечаем как второй день рождения».
     За этот вылет командир экипажа майор Владимир Алимов удостоен звания Героя России, а майор медицинской службы Осман Таваков награжден орденом Мужества. Что ни говори, врач поисково-спасательной службы - профессия спецназовская...
     Потом были длительная командировка в Югославию, решение извечных материально-технических проблем медслужбы в точке постоянной дислокации отдельного вертолетного полка. И как же хочется, чтобы случай под Ярыш-Марды так и остался в службе и судьбе Османа Магомедовича самым опасным. Чтобы других уже не было.
     На снимке: майор медслужбы Осман ТАВАКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker