на главную страницу

22 Января 2003 года

История Отечества

Среда

Возвращение «московского француза»

Полковник в отставке Михаил АРТАМОНОВ, профессор.



     190 лет назад, в феврале 1812 года, в Москве родился известный русский композитор и пианист Александр Иванович Дюбюк. Отцом его был обрусевший француз Жан Луи Бернг-Дюбюк де Бримо, эмигрировавший в Россию из Парижа во время Великой Французской революции. У мальчика рано проявились музыкальные способности, которые передались ему от родителей. Обладая абсолютным слухом, он виртуозно исполнял пьесы собственного сочинения, и отец рано начал вывозить сына в богатые московские дома с концертами.
     - В 1823 году на одном из концертов, - вспоминал поезднее Александр Иванович, – меня подвели к статному мужчине лет сорока с умными проницательными глазами и симпатичной улыбкой.
     Так 11-летний Саша Дюбюк стал учеником великого пианиста и знаменитого композитора Джона Фильда (1782-1837), у которого в разное время брали уроки фортепьяно композиторы М. Глинка, А. Верстовский, А. Гурилев и другие.
     В холерном 1830 году Дюбюк потерял родителей, оставшись с семилетним братом практически без средств к существованию. Будущий композитор брался за любую работу и продолжал учиться у Фильда, иногда подменяя его на концертах. После смерти своего учителя двадцатипятилетний Александр Дюбюк становится в Москве самым популярным и высокооплачиваемым музыкальным педагогом. Его игрой восхищался П. Чайковский. Несколькими изданиями вышла его «Техника фортепьянной игры». Он переложил для фортепьяно множество русских народных песен, песен московских цыган, романсы и песни А. Алябьева, А. Варламова, Ф. Шуберта, отрывки из оперы А. Верстовского «Аскольдова могила». Его перу принадлежат около тысячи романсов и фортепьянных пьес.
     В его доме собираются известные музыканты А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, молодой П. Чайковский, писатели А. Островский и А. Писемский. Первым, самым близким его другом в течение многих лет был выдающийся критик и поэт Аполлон Григорьев. На его слова композитор написал романс «Нет, за тебя молиться я не мог».
     Дружеские отношения связывали Дюбюка с великим драматургом А. Островским. В 1853 году он посвятил другу один из самых лучших своих романсов «Два прощания». Писал музыку к драмам Островского в Малом театре. Там же он познакомился с великим трагиком П. Мочаловым, позже - с П. Садовским; давним его приятелем был комик В. Живокини.
     Выдающаяся поэтесса графиня Е. Ростопчина была знакома с Дюбюком с 1850 года. Для романсов Александра Ивановича она специально написала стихотворение «И больно, и сладко» и «Замолчи, не пой напрасно». В ее салоне Дюбюк встречался с профессором Московского университета Сергеем Алексеевичем Усовым - основателем Московского зоологического сада, выступал там с концертами. Хорошо был знаком с историками М. Погодиным и С. Шевыревым. Среди близких знакомых был и студент университета, юрист В. Чуевский, на стихи которого Дюбюк написал более десяти романсов. В настоящую дружбу перешло знакомство Дюбюка с выдающимся скульптором Н. Рамазановым. У него на еженедельных вечерах Дюбюк встречался с художественной элитой Москвы: Л. Толстым, А. Григорьевым, Н. Кукольником, А. Писемским, А. Майковым, А. Островским, с художниками К. Брюлловым, И. Прянишниковым, В. Перовым, братьями А.Г. и Н.Г. Рубинштейнами.
     Еще в молодые годы Дюбюк сдружился с известными московскими гитаристами М. Высоцким, Ф. Соколовым. 70 лет «консерваторией» для русских гитаристов был дом Дюбюка.
     Мастер живого, творческого общения, весельчак и юморист, везде он был душой общества.
     Дюбюк давал публичные концерты со своими произведениями, а также исполнял произведения Моцарта, Фильца, Крамера, Глинки, Шуберта и других. Он стал по сути первым эстрадным пианистом в России.
     В 1866 году Н. Рубинштейн, основатель Московской консерватории, уговорил Александра Ивановича стать профессором открывшейся консерватории. К открытию консерватории Дюбюк издал «130 русских народных песен для фортепьяно». Еще раньше, в 1857 г., Дюбюк завершил трехтомное издание «Песен московских цыган». Его учениками в консерватории были М. Балакирев, Н. Кашкин, Г. Ларош, Н. Зверев, ставший впоследствии учителем выдающихся исполнителей, в том числе С. Рахманинова, А. Скрябина, А. Зилоти, К. Игумнова.
     Концерты А. Дюбюк прекратил рано, но педагогической деятельностью и сочинением музыки занимался всю жизнь. Он стал самым популярным музыкальным педагогом у москвичей и композитором, под польки, кадрили, мазурки, галопы и вальсы которого москвичи танцевали почти 70 лет. Прожив долгую жизнь (скончался он в возрасте 86 лет), Александр Иванович как бы пережил самого себя и был в конце века забыт музыкальной общественностью. Похоронен А. Дюбюк на Ваганьковском кладбище, но в 20-х годах его могила с мраморным надгробием исчезла.
     И только в 1982 году мне удалось определить место захоронения композитора на 2-м участке Ваганькова, вблизи сохранившегося памятника архитектору Д. Чичагову. Московский фонд культуры собирается в ближайшее время установить на этом месте памятный знак.
     По существу в забвении А. Дюбюк находился с конца XIX и до середины 80-х годов XX века, когда супруги-искусствоведы Е.Л. и В.С. Уколовы серьезно занялись изучением жизни и творчества выдающегося пианиста, композитора и педагога. В 1997 г. им удалось издать первую научную биографию А. Дюбюка, книгу под названием «Собрание старинных русских романсов. Том 2. «Романсы московского гуляки» (М., 1997). В книге представлены более 100 романсов и песен, написанных на стихи А. Пушкина, А. Кольцова, Е. Баратынского, Н. Некрасова, А. Фета, Л. Мея.
     Это пока лишь маленькая дань незаслуженно забытому великому романсисту, композитору Александру Дюбюку, прозванному в свое время «московским французом». Он вновь возвращается в любимый город - Москву.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker