на главную страницу

23 Января 2003 года

Планета людей

Четверг

Агитпроп по-американски

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Соединенные Штаты вновь доказали миру свою верность принципу «имидж - превыше всего»: президент Джордж Буш подписал указ, в соответствии с которым на фронтах информационной войны начнет действовать своеобразный «идеологический спецназ». Речь идет о том, что в структуре администрации США теперь функционирует новый отдел, который уже успели окрестить «отделом глобальных коммуникаций». Ему поручено не только отслеживать по всему миру информацию о США и проводимой ими политике, но и оперативно реагировать на все угрозы положительному образу Америки в глазах миллиардов землян. Такие операции будут проводить специальные подразделения, которые данный отдел получил право формировать по мере необходимости и направлять в соответствующие точки планеты для нейтрализации антиамериканских настроений.
     Следует отметить, что рост подобных настроений в мире является серьезной головной болью для США. Помимо всего прочего, события 11 сентября 2001 года вызвали недоумение у большинства американцев, задававшихся вопросом: «Почему нас так ненавидят?» и не имевших ответа. Ведь ни для кого не секрет, что средний американец убежден чуть ли не в святости своей страны и в абсолютном превосходстве его ценностей и образа жизни над всеми остальными. Однако у других стран и народов есть иное, несколько отличающееся от американского мнение на сей счет. И потому, чем активнее и напористее ведет себя Америка на мировой арене, тем сильнее растут антиамериканские настроения. И если они весьма сильны даже в союзной США Западной Европе, то что уж говорить о «третьем мире».
     Впрочем, и без борьбы с антиамериканскими настроениями Белый дом всегда активно пропагандировал и свое американское государство, и американский образ жизни. Для этого существуют и информагентство ЮСИА, и радиостанции «Голос Америки» и «Свобода», и многие другие. Непосредственно в интересующих Вашингтон государствах трудятся за счет субсидий из Америки различные культурные и информационные фонды и центры, которые в той или иной форме работают над формированием положительного образа Соединенных Штатов и американского образа жизни в данной стране, и в первую очередь в местных СМИ.
     И тем не менее все это по сути дела оказалось недостаточно эффективным. Поэтому после 11 сентября Вашингтон начал разработку широкомасштабных информационных диверсий для более планомерного распространения «праведных» американских идей. Причем планировалось широкое использование в этих целях и дезинформации. В принципе подобные методы активно применялись в мире с доисторических времен, но мало кто осмеливался заявлять о таких намерениях открыто. Однако, убедившись, что обнародование информации об этих планах еще больше подхлестнуло волну антиамериканизма, особенно в Европе, Вашингтон постарался замять инцидент, распустив созданную для распространения дезинформации структуру и даже осудив подобную практику.
     В то же время большую работу провел особый комитет по изучению проблемы образа Америки в мире и распространения связанной с ним информации. Он имел общественный характер, но объединял весьма серьезных специалистов по данному вопросу. Достаточно сказать, что его возглавляла Мадлен Олбрайт - бывший госсекретарь. Комитету пришлось констатировать серьезный рост антиамериканизма во всем мире. Видимо, его рекомендации и стали основой для деятельности отдела глобальных коммуникаций.
     Интересно отметить, что этот отдел имеет краткосрочные и долгосрочные задачи. В первом случае речь идет, в частности, об обеспечении готовящейся операции против Ирака. Так ему поручена «координация тем и мероприятий», которые обеспечат «поддержку усилиям президента... по разоружению Саддама Хусейна». Возложены на него и контрпропагандистские функции: отделу поручено «разоблачать дезинформацию и пропаганду со стороны иракского режима». Одним из методов работы назван и уже опробованный в Афганистане во время заседания в Кабуле Лойя джирги (съезда светских и духовных лидеров народов и племен страны) агитационных команд.
     Что же касается долгосрочной перспективы, то теперь именно отдел глобальных коммуникаций будет координировать работу всех министерств и прочих государственных органов по пропаганде американского образа жизни, демократических ценностей и гуманитарной помощи, оказываемой США другим государствам. Правда, у многих возникает вопрос: ограничится ли этот «идеологический спецназ» при «нейтрализации» распространения антиамериканизма мерами лишь информационного и финансового воздействия?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker