на главную страницу

24 Января 2003 года

Тема номера

Пятница

Ратная миссия отца Михаила

Константин РАЩЕПКИН, «Красная звезда».



Из радиопереговоров боевиков:
  - Колонна подо мной. На головном БТРе русский поп. Снять его? - спрашивал полевого командира сидящий в засаде снайпер.
Бесстрашно колесившего по горным дорогам из роты в роту отца Михаила знали все. Многие десантники - еще по Косово. Именно он был тем самым с иконой встречавшим в Салониках корабли с десантом русским священником, о котором наперебой рассказывали тогда западные информагентства.

     Окончив философский факультет, а затем и аспирантуру МГУ, Михаил Васильев около года преподавал в университете. Пока точно не понял, что его призвание - нести людям слово Божье. Возведя Михаила в духовный сан и определив священником в церковь при Главном штабе РВСН - храм преподобного Ильи Муромца, в отделе Московской патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами не ошиблись. В 1999 году, после знаменитого марша российских десантников из Боснии в Косово и решения об отправке туда еще батальона, в Московской патриархии встал вопрос о направлении в выполняющий миротворческую миссию наш воинский контингент священника. Отец Михаил вызвался добровольцем.
     После встречи в порту греческого города Салоники кораблей с десантниками был 470-километровый марш в Косово. На головном БТРе с иконой Владимирской Божьей Матери ехал отец Михаил. Путь пролегал по серпантинам горных дорог. Труднейший марш прошел без потерь ни одна машина не упала в пропасть, хотя предпосылок было предостаточно. Многие десантники объяснили тогда это везение помощью Божьей и присутствием в колонне священника. А потом десантников ждали еще более острые впечатления. Жители сербских поселков, по которым они проезжали, забрасывали их цветами, встречая словно освободителей. Присутствие же в колонне священника, по словам многих десантников, позволило им тогда особенно остро почувствовать поистине исторический характер их миссии. Как полтора века назад, русское воинство вновь пришло на Балканы защитить братский народ. Такие моменты не забываются.
     Ярким периодом остались те месяцы и в памяти отца Михаила. С командующим российским миротворческим контингентом в Косово генерал-майором Валерием Евтуховичем разворачивали полевой храм (он и поныне действует), с сербскими священниками вывозили в безопасные места из разоренных мусульманами и натовскими бомбежками храмов православные реликвии.
     Ну а на войне как на войне - приходилось и под обстрелами бывать, и в окружение беснующейся толпы албанцев попадать. Так, например, когда вместе с сербским священником отцом Петром везли гуманитарную помощь пострадавшим от войны сербам, в одном из сел албанцы забросали их камнями. Еще труднее пришлось, когда со съемочной группой ОРТ были окружены толпой разъяренных исламских фанатиков. Не подоспей тогда на выручку немецкие миротворцы, обезумевшая толпа растерзала бы их. Словом, знакомым с историей беспокойная и небезопасная служба отца Михаила все больше напоминала борьбу за веру ранних христиан. Особенно когда, став священником ВДВ, Михаил Васильев начал регулярно ездить в Чечню.
     Вернувшись из Косово, отец Михаил получил новое назначение: по благословению святейшего Патриарха и по представлению председателя военного отдела Московской Патриархии протоиерея Дмитрия Смирнова отца Михаила назначили заведующим сектором ВДВ. Проще говоря, главным священником крылатой пехоты. Не обошлось без ходатайства командующего ВДВ генерал-полковника Георгия Шпака. Но и храм во Власихе батюшка Михаил не бросил, оставшись преданным своим прихожанам.
     За полтора года «службы» в десанте отец Михаил уже 11 раз съездил в Чечню, побывав не только в базовых районах, но почти на всех блокпостах, где несут службу десантники. Впрочем, в Чечне отец Михаил желанный гость и у артиллеристов, и у вертолетчиков, и у пехотинцев. Насколько востребован его труд воюющей группировкой, можно судить уже по тому, что за это время Михаил крестил уже более полутора тысяч офицеров и солдат. Освящены сотни единиц боевой техники.
     «На войне атеистов нет», - приводит отец Михаил сказанные под Бамутом слова генерала Владимира Шаманова. Причем чем опасней служба, говорит Васильев, тем сильнее вера. Не зря ведь сейчас в Чечне действуют восемь полевых храмов. И все - в ВДВ и частях спецназа, чья служба больше всего сопряжена с риском. Отправляясь в горы, где каждый час можно встретиться с противником, как никто, наверное, ходишь под Богом.
     Отправка воюющим в Чечне гуманитарной помощи - предмет особой заботы отца Михаила. Это и медикаменты, и незаменимые в горах «джипиэсы» - определяющие координаты супердорогие приборы, и конфеты, и многое другое. Ни один монастырь, куда обращался за такой помощью отец Михаил, не остался глух к его просьбам. Только за последний год Оптина Пустынь, Валаамский монастырь и Троице-Сергиева лавра направили в Чечню такой помощи более чем на 7 миллионов рублей. Нельзя не упомянуть и о сподвижниках отца Михаила. Это «окормляющие» десантников священники Олег Теор из Пскова, отец Виталий из Рязани, отец Василий из Троице-Сергиевой лавры, отец Сергий из Ставрополя, отец Александр из Анапы, отец Сергий из Омска. Многие из них также бывали в Чечне.
     Два месяца назад в конце ноября отец Михаил со священником Сухопутных войск иеромонахом Саввой Молчановым провели на руинах грозненского храма архангела Михаила особую, посвященную стодесятилетию храма службу.
     Для обеспечения безопасности принявших участие в этой службе русских жителей Грозного была проведена масштабная спецоперация, в которой задействовали более 1.500 военнослужащих разных структур. Боевики, по оперативным данным, собирались сорвать православный праздник. Впрочем, все меняющие друг друга командующие - генералы Баранов, Молтенской и Макаров, по словам отца Михаила, постоянно во всем ему помогали и помогают, чего пока не скажешь о руководстве республики.
     - Более 20 мечетей восстановлены в Грозном на федеральные средства, - говорит отец Михаил, - и ни одной православной церкви! Бывший глава правительства Чечни Станислав Ильясов в письме Святейшему Патриарху еще к прошлому Рождеству обещал восстановить храм архангела Михаила, но работы до сих пор даже не начаты. Подобное обещание давал и мэр Грозного, в котором сейчас, кстати, идет настоящий геноцид русского населения. В городе остались около 650 русских - в основном инвалиды и старики, и каждую неделю кого-то из них вырезают.
     Тщетно поднимая перед чеченским правительством вопрос о компактном поселении русских в Грозном, отец Михаил старается из каждой командировки увезти с собой кого-то из них. За минувший год им вывезено больше 60 русский.
     - С губернатором Московской области Борисом Громовым (дай Бог ему здоровья!) у нас есть программа по размещению в областных интернатах и домах престарелых стариков и инвалидов из Грозного, - делится отец Михаил. - Только многие из них не хотят уезжать из города, в котором родились и состарились. Они нуждаются в особой защите!
     Вот и из последней чеченской командировки отец Михаил при помощи командующего ОГВ (с) генерал-лейтенанта Сергея Макарова вывез 12 русских, меньше чем на сутки разминувшись в комплексе правительственных зданий со взорвавшими его террористами.
     На войне как на войне - бывали случаи и поопаснее. В 1999 году, например, когда вместе с вертолетчиками на Ил-76 отец Михаил летел в Косово,в одном из двигателей потекло масло. Это было видно даже через иллюминатор. Над Украиной пилоты уже собирались поворачивать назад, когда в кабину вошел отец Михаил.
     - Господь милостив - долетим, - убедил он тогда летчиков.
     Когда после посадки осмотрели двигатель, не поверили своим глазам - масла почти не было.
     - Это какое-то чудо, батюшка, что мы не разбились, - признался обескураженный командир экипажа.
     - Господь милостив, - повторил отец Михаил, взяв с летчика за этот промысел божий обещание больше никогда не ругаться матом.
     Подобное чудо произошло в августе 2001 года и с Ми-26. То, что вертолет, у которого забарахлил мотор, дотянул до Ханкалы, летчики, осмотрев машину, также объяснили присутствием батюшки...
     Вот и снайпер в Веденском ущелье не получил тогда команды на выстрел...
     В горах на востоке Чечни - в базовых районах трех десантных полков - дух десантников укрепляют три полковые часовни в честь святых - покровителей российского воинства Благоверного князя Александра Невского, великомученика Победоносца Георгия и Благоверного князя Дмитрия Донского. «Мы русские, с нами Бог», - поют в своей главной песне курсанты Рязанского десантного института.
     - Жаль, - говорит отец Михаил, - представители протокольной службы президента не дали исполнить ее Владимиру Путину во время его недавнего визита в Рязань...
     Президент тогда, кстати, лично поблагодарил отца Михаила Васильева за его труд. Владимир Путин был удивлен, узнав, что священник ВДВ прыгает с парашютом. А прощаясь, крепко пожал священнику руку:
     - Спасибо вам за то, что вы делаете.
     На снимке: освящение установок залпового огня в Веденском районе Чечни, с русскими жителями Грозного после праздничной службы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker