на главную страницу

24 Января 2003 года

Российское оружие

Пятница

У РЫНКА ТРЕБОВАНИЯ ЖЕСТКИЕ

Анатолий АНТИПОВ, Петр КОРОТЕЦКИЙ, «Красная звезда».



Прорывное развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса, качественное повышение его эффективности и конкурентоспособности возможны только на основе последовательного и квалифицированного внедрения рыночных инструментов - эта мысль Президента России Владимира Путина как нельзя лучше характеризует лейтмотив проблем состоявшегося недавно «круглого стола» Российского агентства по системам управления (РАСУ), в котором приняли участие руководители 30 крупных предприятий и организаций отрасли. После его завершения наши корреспонденты встретились с генеральным директором РАСУ Геннадием КОЗЛОВЫМ и попросили ответить на ряд вопросов.

     - Геннадий Викторович, предприятиям РАСУ, как, впрочем, и всем другим организациям российской «оборонки», сегодня приходится работать в новых для себя рыночных условиях. Насколько они были к этому готовы?
- Я бы на этот вопрос посмотрел несколько шире. Вот уже более десяти лет наше общество идет по пути преобразований, направленных на развитие рыночной экономики и конкуренции. Не соглашусь с теми, кто утверждает, что до начала 90-х мы и не ведали об этих категориях. У нас было минимум две сферы, где данные понятия не были      отвлеченными. Фундаментальная наука жила по законам жесткой конкуренции, которая носила всеобщий характер. Опоздать - значило тогда потерять все. Как ученый, я постоянно ощущал «дыхание» конкурентов, не позволявших расслабиться даже на один день.
     Другая область - отечественный оборонный комплекс, где конкуренция всячески поощрялась. Это была единственная, пожалуй, область, где у нас не было отставания от других стран. Более того, мы и сегодня живем за счет сделанного тогда научно-технического задела. Многие разработки и до сих пор остаются на передовом уровне.
     К сожалению, западный путь развития рыночных реформ в нашей стране привел к тому, что многие направления оказались в самом невыгодном положении. Одна из причин связана с развитием теневой экономики и коррупцией, которые существенным образом исказили конкуренцию и снизили спрос на научные разработки. Как ученый, говорю об этом с болью. При потере стратегических перспектив развития общества, когда его ориентиры становятся краткосрочными, наука не востребуется.
     У нас «соревнование» зачастую идет не по линии улучшения качества продукции и снижения издержек, а путем получения незаконных преференций. Тот, кто добился в этом успеха, побеждает и в конкурентной борьбе. Такая псевдоконкуренция не созидательна, а, напротив, носит разрушительный характер. Если общество не сумеет загнать джинна коррупции обратно в кувшин, то российскую экономику ожидает тяжелая участь. Вот почему и Президент России, и депутаты Государственной Думы озабочены решением этой проблемы.
     - Ситуация не только в стране, но и в мире в целом в последнее время качественно изменилась. Как, с вашей точки зрения, можно адекватно реагировать на эти изменения?
     - Не секрет, что специалисты прогнозируют глобальный экономический спад. Да, наша страна во многих областях уже не занимает лидирующих позиций. Но бывает, что во время спада лучше быть вторыми, чем первыми. Если при социализме мы были вовлечены в гонку вооружений, то сейчас идет экономическая и даже психологическая гонка. Примером могут служить Соединенные Штаты. Когда мировая конкуренция на рынке привела к тому, что в ряде высокотехнологичных областей произошел срыв, США уже не могут соревноваться с другими странами, например с тем же Китаем, по стоимости товаров.
     Сейчас все большее значение приобретает вопрос о развитии новой отрасли - отрасли, cвязанной с обоснованным прогнозом развития экономики, производства и рынка. Такие прогностические исследования, за результаты которых авторы несут ответственность, требуют привлечения ученых и специалистов из разных областей и стоят они весьма дорого. Однако при умелом использовании результатов затраты окупятся многократно.
     У России при всей непростой экономической ситуации все же есть будущее. И главная наша надежда и опора - талантливые специалисты, которые могут создавать продукты с преобладающим интеллектуальным вкладом. Несмотря на огромную «утечку мозгов», у нас достаточно молодежи, способной творчески работать и мыслить.
     - Другими словами, кадры по-прежнему решают все?
     - Да, это так, но и здесь есть немало проблем. Возьмите вузовскую систему, которая постоянно развивается по объемам, а вот приток молодых специалистов в оборонную сферу недостаточен. Более того, зачастую молодые специалисты не всегда отвечают требуемому уровню подготовки. На мой взгляд, одним из путей решения этой проблемы может стать подготовка студентов на контрактной основе. Не последний аргумент здесь - уровень заработной платы молодых специалистов, который сегодня на предприятиях радиоэлектронного комплекса колеблется в широких пределах и в ряде случаев совершенно не привлекателен.
     - В начале нашей беседы вы вспомнили о своей научной работе...
     - Большую часть времени я проработал в фундаментальной науке. Такая наука - сила каждой крупной компании в конкурентной рыночной борьбе. Поэтому за рубежом солидные фирмы имеют свои научные подразделения, в которые вкладываются серьезные средства. Эти затраты полностью оправдываются за счет конкурентоспособности производимой продукции.
     У нас такие примеры скорее исключение, чем правило. Во многих случаях прикладная наука отделена от производства, чего не должно быть ни в коем случае. Фирменная наука должна идти в ногу с производством и финансироваться от производства, которое в ней заинтересовано. Нам, видимо, придется устанавливать новые отношения с Академией наук. Раньше РАН получала на исследования большие деньги от оборонного комплекса, но сейчас ситуация иная. Мы должны совместно думать о завтрашнем дне, мы обязаны действовать слаженно и согласованно.
     - Какие задачи стоят перед предприятиями и организациями РАСУ на ближайшую и среднесрочную перспективу?
     - Во главу угла ставится достижение конкретного результата. Одна из первостепенных задач - полное выполнение государственного оборонного заказа и заключенных экспортных контрактов. Повышение конкурентоспособности товаров предприятий отрасли, в чем я глубоко убежден, надо искать прежде всего за счет улучшения их качества.
     На какие показатели хотелось бы сориентировать руководителей предприятий и организаций? Первый - доход от всех видов деятельности и отдельно по профилю. Второй - объем просроченных задолженностей. И еще два: средний уровень зарплаты и средний возраст сотрудников. Вот четыре показателя.
     Теперь о некоторых конкретных вопросах. Не секрет, что гособоронзаказ сегодняшнего дня совершенно не покрывает научные и производственные возможности предприятий и организаций РАСУ. Задействовано в среднем 15 процентов производственных мощностей. От нас же требуют, чтобы мы были готовы выполнить в будущем ожидаемый гособоронзаказ на 100 процентах мощностей. Это очень серьезная дилемма. Как ее решить, пока трудно ответить.
     Сегодня обозначены два приоритетных направления: поддержка ядерного потенциала страны и борьба с терроризмом. Предприятия РАСУ могут и должны принять в решении этих актуальных задач самое действенное участие, тем более что значительные наработки здесь уже имеются. Мы также должны подумать и над тем, что предложить для предотвращения техногенных катастроф.
     И еще одно важное стратегическое направление деятельности РАСУ - реструктуризация отрасли, создание холдинговых структур, которые могли бы эффективно работать по перспективным направлениям как на внешнем, так и внутреннем рынках. Заглавный вопрос - наличие лидера, руководителя современного типа, который мог бы гарантировать своим авторитетом нормальные условия взаимодействия всех структурных подразделений. Без этого фактора структуры холдингов обречены на так называемые разборки, что только усугубит их положение. Далее - наличие достаточного кадрового, научного, производственного и финансового потенциала. Именно из этого надо исходить в объединительных процессах, и, если какого-либо одного сегмента не достает, такую структуру надо дорабатывать.
     Развитие интегрированных структур и внутриотраслевой кооперации непосредственно связано с переходом от практики «натурального хозяйства» к созданию на предприятиях специализированных производств - центров коллективного пользования.
     И последнее. На мой взгляд, нам надо смелее переходить на совместные разработки с другими странами, которые выражают заинтересованность в этом. Есть немало государств, не очень охотно покупающих военную технику и вооружения, а стремящихся развивать свой военно-технический и кадровый потенциал. Поэтому они готовы идти на совместные разработки передовых систем вооружений. Вот тут мы и должны приложить максимум усилий. Безусловно, нельзя забывать и о ремонте той техники, которую мы уже поставили в эти страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker