на главную страницу

25 Января 2003 года

Пульс планеты

Суббота

АБХАЗИЯ, КОСОВО, СЬЕРРА-ЛЕОНЕ...

Российские миротворцы продолжают свою миссию в разных точках планеты

Владимир МОХОВ,«Красная звезда».



Заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по миротворческим силам генерал-лейтенант Валерий Евневич, встретившись с журналистами, расставил некоторые акценты в вопросах миротворческой деятельности России.

     С Балкан не уходим
     Заместитель главкома отметил, что с течением времени состав и функции «голубых касок» в том или ином регионе претерпевают изменения. И это естественно. Миротворческие подразделения предназначены для разъединения противоборствующих сторон, создания условий для переговорного процесса. Или же для политического урегулирования конфликта, экономического возрождения пострадавших территорий. Они не определяют, будет та или иная территория независимой, суверенной или же она вольется в состав того или иного государства.
     В прошлом году, напомнил генерал Евневич, исполнилось 10 лет со дня ввода первой российской миротворческой группировки в Южную Осетию. И как бы ни оценивали в Тбилиси эффективность миротворческой операции в этом регионе, десять с лишним лет здесь не льется кровь. То же самое происходит в Абхазии и Приднестровье, где продолжается процесс мирного урегулирования. С изменением политической ситуации, устранением предпосылок для возобновления конфликта меняется и структура миротворческих группировок. Скажем, в Приднестровье, где дважды в год осуществлялась ротация, за тысячи километров перемещались части и подразделения, миротворческий контингент сокращен до двух батальонов. Аналогичные процессы имели место в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.
     В прошлом году такие же действия были предприняты на Балканах. Евневич не стал скрывать, что содержание там многочисленной миротворческой группировки - «удовольствие» дорогое. Солдат здесь получает более 1.000 долларов, сержант - более 1.100, офицер - от 1.300 до 1.800. Если принять во внимание, что поначалу в Косово находились около 3.000 российских военнослужащих, нетрудно подсчитать, во что это обходилось.
     Но последовавшие сокращение и частичный вывод наших миротворческих частей из Косово вызваны причинами не только финансового характера. Фактически, отметил заместитель главнокомандующего, там некого стало разъединять! В зонах «Центр» и «Север» остались в основном албанцы. Сербов уже практически нет. В результате наши военнослужащие стали выполнять миротворческие функции только в районе аэродрома в Приштине и в зоне «Восток».
     Комментируя сообщения некоторых СМИ о «предстоящем уходе российских военнослужащих с Балкан», генерал Евневич заявил, что они не имеют под собой оснований, и расценил это как политическую провокацию.
     Он напомнил, что выполнять задачи за пределами страны, в том числе в составе миротворческих сил, наши воинские формирования могут лишь на основе решения Совета Федерации. Только после представления туда соответствующих документов, соблюдения других юридических формальностей принимается решение о выводе войск или продлении мандата.
     На сегодняшний день, официально заявил генерал Евневич, никаких документов о свертывании мандата наших миротворческих группировок на территории бывшей Югославии нет. В ближайшее время будет проведена плановая ротация в Боснии и Герцеговине (БиГ). В феврале планируется провести частичную замену в Косово. Кстати, сокращение авиарейсов ВТА на Балканы тоже не имеет под собой политической подоплеки. Речь идет только об экономической целесообразности. Ил-76 не должен каждую неделю перевозить по... 7-8 человек при «себестоимости» полета 250 тысяч долларов.
     В соответствии с недавним решением Совета Федерации и Указом Президента РФ мандат наших миротворцев в Косово и БиГ продлен до 1 июля. Если ситуация изменится и последует решение о выводе войск, это опять-таки не пройдет мимо журналистов. К сожалению, роль «испорченного телефона» здесь сыграл один из увольняющихся в запас военнослужащих, который позволил себе безответственные заявления.
     Они имеют определенную предысторию. Сегодня, рассказал заместитель главкома, в Сухопутных войсках проводится разбирательство по нарушениям, выявленным в одном из учебных центров по подготовке миротворцев. При нахождении там в течение одного месяца каждому военнослужащему ежедневно положено 100 рублей в качестве суточных. Сумма в итоге набегает приличная. Однако появилась информация, что срок пребывания отдельных военнослужащих в учебном центре нередко продляется до двух, а то и четырех месяцев. Внятных объяснений пока не последовало. Зато... поступило ходатайство о дополнительном выделении финансовых средств на командировочные расходы. Насколько оно обосновано, и должна разобраться компетентная комиссия. На период этого разбирательства в связи с необходимостью учета подготовленных военнослужащих для замены в КФОР командованием Сухопутных войск было принято решение временно приостановить подготовку миротворцев в учебном центре.
     Генерал Евневич также привел пример, когда одного прошедшего подготовку в учебном центре прапорщика без всяких на то оснований перед командировкой на Балканы заменили другим. А прибывший в Россию с эшелоном майор, которого по возрасту нужно было увольнять в запас, через три дня... самолетом вернулся в Косово и начал «новый» срок миротворческой командировки.
     Что касается подготовки миротворцев в учебных центрах на территории МВО и ЛВО, то она, заявил генерал Евневич, будет продолжена. И никаких оснований для того, чтобы распространять в СМИ (да еще в искаженном виде) информацию служебного характера, у соответствующих должностных лиц не было. Увы, то ли по недомыслию, то ли в поисках дешевого пиара это было сделано. В результате родилась дутая «сенсация» о полном свертывании подготовки будущих миротворцев и как следствие - уходе с Балкан. При этом, заявил Валерий Евневич, в заблуждение ввели и мировую общественность.
     Натовские структуры тут же попытались поставить вопрос о передаче им стратегического объекта - приштинского аэродрома, контролируемого российскими миротворцами. Если это произойдет, отметил заместитель главкома, за каждый самолет России придется платить. Если сейчас ни один борт не садится и не взлетает без нашего разрешения, то при ином раскладе все будет контролироваться представителями НАТО. Например, недавно наши западные партнеры хотели перебросить одну из своих группировок, используя аэродром в Приштине. Мы не согласились, поскольку соглашением об эксплуатации аэродрома это не предусмотрено. А тут им такой «подарочек»...
     Политический шантаж продолжается
     Цена недостоверной информации подчас действительно слишком высока. В этой связи генерал Евневич вспомнил недельной давности сообщения, что в Абхазии бандитами «обстрелян миротворческий пост». Сообщалось, что открыт ответный огонь, с обеих сторон имеются раненые и т.п. Но оказалось, что в действительности... никакого обстрела не было. Просто пьяный милиционер-абхазец по какому-то поводу пустил в воздух автоматную очередь. Произошло это недалеко от поста КСПМ. И «пошла писать губерния»! В результате все стоят на ушах, никак не могут разобраться, «был ли мальчик».
     Ситуация определила и то, что в минувшем году гораздо в меньшей степени организационные изменения коснулись миротворческих подразделений в Абхазии. Как известно, нашим военнослужащим здесь противостоят бандформирования, действующие в Гальском районе. А миротворческие силы по-прежнему остаются «коллективными» только по названию. Другие страны СНГ, подчеркнул Валерий Евневич, не спешат направлять сюда своих людей, ограничиваясь продлением мандата КСПМ. Россия который год тянет эту ношу за всех.
     Истекший 31 декабря мандат КСПМ опять превратился в предмет политического торга. Кстати, не раз подмечено, что именно в период такого «безвременья» резко обостряется обстановка в зоне конфликта. Сейчас, заявил заместитель главкома, происходит то же самое. Северная и южная оперативные группировки КСПМ отрезаны друг от друга. На мосту через Ингури опять появились палатки, начались митинговые страсти... Фактически грузинские власти по-прежнему используют миротворцев для политического шантажа. Всякий раз в приватных беседах признавая, что... альтернативы им нет.
     Не целесообразно ли в этой связи, чтобы мандат КСПМ выдавался не на 6 месяцев, а хотя бы на год? Отвечая на этот вопрос корреспондента «Красной звезды», генерал Евневич отметил, что находить в этом плане общий язык с грузинской стороной крайне сложно. В Тбилиси, как правило, тянут до последнего, стремятся сделать из продления мандата политический «спектакль». И в конце концов согласие на продление дают.
     Между прочим, представители ООН тоже высказываются за увеличение срока действия мандата. Ведь при выводе из зоны конфликта нашей воинской группировки свернет свою деятельность и миссия ООН. Охранять иностранных военных наблюдателей попросту будет некому.
     Сейчас снова запущен механизм многосторонних консультаций по продлению мандата. Но окончательное решение будет принято на ближайшем саммите глав государств СНГ. Определиться прежде всего должны в Тбилиси. Судьба миротворческой операции, отметил Валерий Евневич, не может ставиться в зависимость от маршрута какой-то электрички.
     Авторитет растет.Но и проблем хватает
     Не случайно те же американцы пока не горят желанием заменить россиян в Абхазии. Политическая целесообразность в том для них, может, и есть, но условия службы и быта - не ахти. А вот, например, через Косово, Боснию и Герцеговину они пропустили уже 11 (!) своих дивизий. То же самое можно сказать о миротворческих контингентах из других стран.
     Наши «голубые каски» в плане профессионализма никому из них не уступают. Не случайно, сказал Валерий Евневич, по приглашению американской стороны мы уже второй раз направляем своих военнослужащих на совместные учения по подготовке миротворческой группировки, которая придет на замену в БиГ.
     Не менее блестящую характеристику ООН дает и нашим миротворцам в Сьерра-Леоне. В ближайшее время генерал Евневич вылетит туда для ознакомления с положением дел в российской авиационной группировке, составляющей основу миротворческого контингента. Учитывая успешный ход миротворческой операции в этой стране, ООН выступила с предложением создать такую же авиагруппировку для проведения операции в Конго.
     В миротворческих подразделениях, по словам Евневича, служат только контрактники. Во многом потому серьезных претензий по уровню боеготовности, состоянию дисциплины к ним нет. Можно сказать, это слепок будущей профессиональной армии, если таковая со временем появится в России. Эти люди фактически круглосуточно находятся в боевой готовности. Им многое по силам, и они не раз это доказали. Но служат они, напомнил Валерий Евневич, за серьезные деньги. Тогда от них можно что-то требовать.
     Хотя и это не гарантирует от каких-то проблем. Через «сито» отборочных комиссий порой пролезают те, кто склонен к пьянству, нарушениям дисциплины. Не до конца отработана и система конкурсного отбора, предполагающая комплектование миротворческих подразделений наиболее подготовленными кадрами. Проблему эту надо решать, отметил генерал Евневич. Огульных и бесконтрольных замен больше не будет. Контроль за тем, кто едет представлять Россию в многонациональных миротворческих силах, усилен.
     «Торги» за каждый эшелон
     Характеризуя ситуацию с вывозом российского вооружения из Приднестровья, Валерий Евневич отметил, что она также напоминает своеобразный торг, который власти ПМР ведут для решения своих задач, в основном финансового характера. Заместитель главкома прослужил в этом регионе более шести лет и знает проблему не понаслышке. Переговорный процесс, подчеркнул он, не остановлен. Россия продолжает выполнять взятые обязательства. На этой неделе из Приднестровья ушел очередной эшелон, еще один стоит под загрузкой. Правда, по каждому из них Тирасполь торгуется до последнего. Невзирая на то, что непризнанная республика «сидит» на российской газовой трубе и фактически ни за что не платит.
     - Могу сказать, - отметил Валерий Евневич, что все более-менее ценное оттуда вывезено. Вплоть до реактивных снарядов. Тяжелого вооружения и боевой техники там нет. Вся артиллерия уже здесь. Осталось в основном тыловое и техническое имущество. А также большое количество стрелкового оружия, которое утилизируется на месте. Осталось и определенное количество машин управления на бронебазе. Проблема в том, чтобы из Приднестровья выпустили эту технику.
     Другая проблема - боеприпасы, которые лежат десятки лет и уже исчерпали срок хранения. Фактически они никому не нужны. Если их вывозить, нужно строить дополнительные хранилища. Но какой в этом смысл? К примеру, на складах в Приднестровье скопилось несколько тысяч противотанковых управляемых ракет. В прошлом году генерал Евневич стал свидетелем того, как на учебных стрельбах из семи выпущенных ПТУРов только два пошли в цель. Сроки и условия хранения таковы, что надеяться на нечто иное не приходится.
     Для вывоза оставшегося имущества понадобится примерно 6-8 эшелонов. Все остальное можно утилизировать на месте без особого ущерба для наших интересов. Ущерб был тогда, отметил Валерий Евневич, когда в период активных боевых действий в Чечне приднестровское руководство не дало перевезти туда даже обычные армейские палатки.
     Не отличаются объективностью при освещении приднестровской темы и некоторые СМИ. Пишут, например, что российские войска, покинувшие Приднестровье, якобы оставили после себя разор и запустение, «казармы с заколоченными окнами». Генерал Евневич мог бы рассказать, почему они заколочены, обнесены забором. Во время землетрясения пятиэтажные здания дали такие трещины, что стали опасны. Солдат оттуда эвакуировали по тревоге. Казармы эти в любой момент могут рухнуть, и к ним лучше не приближаться.
     Евневич не согласен и с тем, что, выводя войска из ПМР, Россия предает население региона, бросает его на произвол судьбы. Во-первых, там остаются наши миротворцы и подразделения материально-технического обеспечения. Ведь «голубые каски» существуют автономно, и, помимо тех, кто непосредственно задействован в миротворческой операции, здесь должны остаться ремонтники, повара, другие обслуживающие структуры.
     Сейчас, сказал Валерий Евневич, завершается поэтапное сокращение, с тем чтобы к лету выйти на численность личного состава в 1.500 человек. То есть в Приднестровье останется только миротворческая группировка. Однако на безопасности региона это не скажется.
     Подводя итог, Валерий Евневич заметил, что российским миротворцам приходится нести свою нелегкую службу не только в разных климатических зонах, но и в различных политических, экономических, социальных и религиозных условиях стран пребывания. Зато и опыт приобретается такой, который в последующем не раз может пригодиться.
     На снимке: генерал-лейтенант В. ЕВНЕВИЧ (крайний слева) на миротворческом посту в Приднестровье.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker