на главную страницу

25 Января 2003 года

Армия и общество

Суббота

В ответе за безопасность государства

Начальник Главного оперативного управления — заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр РУКШИН:



Отечественная история убедительно свидетельствует, что организация обороны государства, эффективное применение Вооруженных Сил возможны лишь при наличии соответствующей системы военного управления. Ключевым звеном в этой системе является Генеральный штаб как основной орган стратегического планирования и оперативного управления Вооруженными Силами в мирное и военное время, которому — 240 лет.

     Визитная карточка
     Рукшин Александр Сергеевич родился 1 апреля 1949 года в городе Бар Винницкой области. Окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. М. В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил. Службу проходил на командных должностях от командира взвода до начальника штаба - первого заместителя командующего армией в Белорусском военном округе. С 1992 года - в Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ: первый заместитель начальника управления ГОУ, начальник управления ГОУ, заместитель, первый заместитель начальника ГОУ. Указом Президента РФ от 28 сентября 2001 г. назначен начальником Главного оперативного управления Генерального штаба - заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
     Женат, имеет двоих детей.

     
Указом Екатерины II
     Институт Генерального штаба в России официально был учрежден высочайшим указом Екатерины II от 14 (25) января 1763 г. Эту дату (25 января) и принято считать днем создания российского Генерального штаба. Согласно указу предназначение Генерального штаба заключалось в том, чтобы «...состоять под единственным ведением над всеми... войсками». 1 (12) мая того же года официально были утверждены штаты и задачи Генштаба.
     Основу нового органа военного управления составила квартирмейстерская служба, созданная в русской армии в конце XVII века по образцу армий крупнейших европейских держав и проверенная опытом Северной (1700-1721 гг.) и Семилетней (1756-1763 гг.) войн.
     Первым начальником Генерального штаба был назначен вице-президент. Военной коллегии генерал-аншеф Захар Григорьевич Чернышев (впоследствии ставший генерал-фельдмаршалом).
     В задачи Генерального штаба в тот период входили: разработка в мирное время данных для боевой деятельности войск; изучение театров военных действий; ведение картографических работ и др. Иными словами, впервые в истории русской армии создавалось особое центральное учреждение, которому вменялось в обязанность заниматься в мирное время вопросами подготовки войск к будущим войнам.
     Необходимо подчеркнуть, что создание Генерального штаба оказало позитивное влияние на укрепление военной мощи и международного авторитета Российского государства. Во второй половине XVIII века Россия вела активную внешнюю политику, направленную на обеспечение выхода к Черному морю и укрепление позиций на Балтике. Наступательный характер внешней политики России не мог не отразиться и на ее стратегии. Российские Вооруженные Силы практически непрерывно участвовали в военных походах: Семилетняя война (1756-1763), война со Швецией (1788-1790), две русско-турецкие войны (1768-1774 и 1787-1791), три войны с Польшей (1768-1772, 1792 и 1794) и война против Франции (1799) в составе второй антифранцузской коалиции. В отдельные годы Русской армии и флоту приходилось вести борьбу одновременно на двух далеко отстоящих друг от друга театрах военных действий. Деятельность Генерального штаба, на который возлагалось планирование военных кампаний, управление войсками и их обеспечение, способствовала достижению Россией крупных внешнеполитических и стратегических целей.
     Дальнейшее развитие российского Генерального штаба проходило в сложной обстановке. Его упраздняли и восстанавливали в новом качестве, изменяли название (в разное время он именовался управлением, департаментом, главным управлением Генерального штаба), уточняли структуру и функции. Но, несмотря на все повороты судьбы, роль Генерального штаба как центрального органа военного управления оставалась неизменной: на него возлагались разработка общего плана военных кампаний и конкретных операций, подготовка войск и штабов, обеспечение условий для их эффективного применения в ходе боевых действий.
     На протяжении своей многолетней истории Генеральный штаб неотделимо развивался вместе с Российской армией: ее победы были и победами Генерального штаба, его офицеров и генералов, поражения же армии были в первую очередь и их поражениями.
     Большое значение для кадрового укрепления Генерального штаба имело открытие в 1832 году Императорской военной академии (с 1855 года - Николаевская академия Генерального штаба). С началом ее функционирования к Генеральному штабу было запрещено причислять офицеров без высшего военного образования. Исключение делалось только для офицеров, имеющих особые военные заслуги перед Родиной.
     Одной из наиболее значимых задач, решаемых Генеральным штабом, являлась его деятельность по обеспечению военной безопасности государства, планированию и организации масштабных работ по подготовке страны и ее Вооруженных Сил к обороне. Это предназначение Генерального штаба - быть «военным мозгом государства» - наглядно подтверждается всем ходом военной истории XX века, особенно перед началом и в ходе Великой Отечественной войны.
     Важным этапом в развитии Генерального штаба явился период середины 30-х годов XX века. В сентябре 1935 года Штаб РККА, созданный в годы гражданской войны, был реорганизован и переименован в Генеральный штаб РККА. Первым его начальником стал маршал А.И. Егоров. С этого времени начался процесс восстановления ведущей роли Генерального штаба в военном строительстве государства, руководстве вооруженными силами и организации обороны страны.
     Объем и сложность задач военного управления, решаемых Генеральным штабом накануне Второй мировой войны, требовали максимально приблизить его организационную структуру к условиям военного времени. И такая работа проводилась, однако ее непродуманность и поспешность принесли лишь негативные последствия. Частые изменения в структуре и функциях Генерального штаба отрицательно отразились на подготовке страны и ее Вооруженных Сил к отражению готовящейся фашистской агрессии. Достаточно отметить, что за четыре предвоенных года сменились четыре начальника Генерального штаба (маршалы А.И. Егоров, Б.М. Шапошников, генералы армии К.А. Мерецков, Г.К. Жуков) и девять (!) начальников его ведущего подразделения - Оперативного управления (только с осени 1940 года и до лета 1941 года их сменилось четыре). В этом проявилась известная недооценка в предвоенные годы Сталиным и наркомом обороны Ворошиловым роли Генерального штаба как основного рабочего органа Главного Командования по оперативно-стратегическому планированию и руководству вооруженной борьбой. Только с назначением в феврале 1941 года начальником Генерального штаба генерала армии Г.К. Жукова отношение к Генеральному штабу стало кардинально меняться.
     Нельзя не упомянуть здесь и трагические последствия репрессий 1937—1939 годов, обезглавившие Генеральный штаб и его ведущие структурные подразделения. Накануне войны укомплектованность Генерального штаба составляла всего 75 процентов, причем большинство оперативного состава составляли молодые командиры, не имевшие опыта работы в крупных штабах.
     Несмотря на неблагоприятные условия, в Генеральном штабе не прекращалась работа по подготовке страны к войне с фашистской Германией и милитаристской Японией. Был разработан и в октябре 1940 года утвержден «План стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940-1941 годы». Одновременно Генштабом были разработаны и частные планы возможных боевых действий против Финляндии, Румынии и Турции, что придавало общему замыслу тактическую гибкость и обеспечивало возможность развертывания группировок войск в зависимости от складывающейся обстановки.
     В стратегическом отношении концепция плана была верной: он исходил из неизбежности вооруженного столкновения СССР и фашистской Германии, адекватно отражал состояние и тенденции развития военно-политической обстановки, основывался на теоретических положениях советского военного искусства относительно характера возможной войны и способов отражения нападения противника.
     Основные положения плана проверялись Генеральным штабом на практике в ходе учений и оперативно-стратегических игр. Это позволило выявить слабые стороны обороны западных рубежей страны, непроработанность отдельных вопросов взаимодействия видов Вооруженных Сил и родов войск, материально-технического обеспечения военных действий.
     В то же время План стратегического развертывания Вооруженных Сил содержал ряд серьезных тактических просчетов относительно начала, сроков и последовательности развертывания боевых действий противником на начальном этапе войны. В своих «Воспоминаниях и размышлениях» Г.К. Жуков признает, что «...Характер самого удара во всем объеме нами не предполагался. Ни нарком, ни я, ни мои предшественники Б.М. Шапошников, К.А. Мерецков и руководящий состав Генерального штаба не рассчитывали, что противник сосредоточит такую массу бронетанковых и моторизованных войск и бросит их в первый же день мощными компактными группировками на всех стратегических направлениях с целью нанесения сокрушительных рассекающих ударов».
     Опыт первых дней Великой Отечественной войны потребовал перестройки всей системы военно-стратегического руководства обороной страны, стиля и метода работы Генерального штаба. 23 июня 1941 года правительством была образована Ставка Главного Командования (с 10.07.1941 г. — Ставка Верховного Командования, с 8.08.1941 г. - Ставка Верховного Главнокомандования). Основным рабочим органом Ставки стал Генеральный штаб. Он освобождался от организационных функций, решения мобилизационных вопросов и сосредотачивал усилия на обеспечении оперативно-стратегического руководства Вооруженными Силами.
     10 августа 1941 года было утверждено новое положение о Генеральном штабе. В соответствии с ним Генштаб определялся как центральный орган управления Народным комиссариатом обороны (НКО) по подготовке и использованию Вооруженных Сил в интересах обороны страны. Начальнику Генерального штаба вменялось в обязанность объединять деятельность всех управлений НКО, давать им задания и указания. Важнейшей задачей Генерального штаба стала разработка директив и приказов Ставки Верховного Главнокомандования. Начиная с 1942 года Ставка ВГК не принимала ни одного решения по сколько-нибудь важному вопросу без предварительного заслушивания мнения начальника Генерального штаба.
     Система и методы стратегического планирования вырабатывались и совершенствовались Генеральным штабом в ходе ожесточенных сражений и битв Великой Отечественной войны. Венцом этой работы стал победоносный исход войны.
     
С учетом опыта войны
     За годы сурового лихолетья Генеральный штаб накопил богатейший опыт решения многих проблем планирования и организации боевых действий войск. Достаточно сказать, что непосредственно Генеральным штабом или при его активном участии было разработано свыше 300 операций, проводимых фронтами и группами фронтов, из которых более 50 относятся к разряду стратегических. Многие из них вошли в золотой фонд военного искусства.
     В ходе войны была успешно решена проблема восстановления прорванного противником стратегического фронта обороны за счет умелого использования резервов, маневра ими и осуществления перегруппировки оперативных объединений на угрожаемые направления. Стратегические наступления войск отличались размахом, искусным массированием сил и средств на направлениях главного удара. Творчески решались задачи развития успеха в ходе наступления, ведения его в высоких темпах, а также окружения и ликвидации крупных группировок войск противника.
     За годы войны Генеральным штабом была проделана большая работа по обоснованию и выработке оптимальных организационно-штатных структур объединений и соединений различных видов и родов войск, органов их управления.
     Важные функции выполняли офицеры - представители Генерального штаба, которые постоянно находились в штабах фронтов, армий, корпусов и дивизий. От них поступала достоверная информация о состоянии дел в войсках, выполнении директив, приказов и распоряжений Ставки ВГК.
     В 1942 году в Генеральном штабе был создан отдел по изучению опыта войны. Обобщенный им материал находил отражение во вновь разрабатываемых уставах, наставлениях и директивах Ставки ВГК.
     Одной из ответственных задач Генерального штаба являлась подготовка предложений, докладов и материалов по всем военным проблемам, обсуждавшимся на межправительственных встречах и международных конференциях государств антигитлеровской коалиции, а также по вопросам применения иностранных формирований, действовавших совместно с Красной Армией, и планированию стратегического взаимодействия Вооруженных Сил СССР и союзных армий США и Великобритании.
     Стратегическое и оперативное мастерство руководства, офицеров и генералов Генерального штаба, проявленное в годы войны, с полным основанием можно считать наряду с беззаветным патриотизмом советских людей, мужеством и героизмом солдат и офицеров действующей армии, самоотверженностью тружеников тыла источником Великой Победы.
     В послевоенный период, в годы «холодной войны» роль Генерального штаба как ведущего органа оперативного управления Вооруженными Силами значительно возросла.
     С принятием на вооружение армии и флота ракетно-ядерного оружия Генштаб встал во главе разработки новых форм и способов стратегических действий Вооруженных Сил, направлений их строительства и развития.
     14 мая 1955 года был создан оборонительный союз - Организация Варшавского Договора (ОВД) и Объединенные вооруженные силы (ОВС). Для централизованного руководства всеми силами и средствами, выделенными в состав ОВС, учреждалось единое Верховное Главное Командование, основным органом военного управления которого стал Генеральный штаб ВС СССР. В связи с этим на него были возложены дополнительные задачи по руководству системой коллективной военной безопасности.
     В 60—70-х годах функции Генерального штаба неоднократно уточнялись и дополнялись. Сферой его деятельности стали наращивание и развитие ракетного оружия в ВС и их ядерной мощи, руководство перевооружением и перестройкой всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Основной упор делался на подготовку ВС к действиям в ядерной войне. По предложению Генерального штаба ракетно-ядерные силы были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил — Ракетные войска стратегического назначения, разработана их организационная структура, определены задачи в общей системе обороны страны.
     Ракетные комплексы появились в соединениях и частях всех видов ВС. Насыщение стрелковой дивизии танками и другим самоходным вооружением позволило создать на ее базе мотострелковую дивизию, которая стала универсальным общевойсковым соединением.
     В целях повышения мобильности войск в ВВС создается военно-транспортная авиация. Увеличение дальности действия сил и средств ПВО нашло свое отражение в организационной структуре Войск ПВО: по предложению Генштаба в Войсках ПВО создаются округа, отдельные армии и корпуса.
     Серьезному реформированию подвергся ВМФ, принявший на вооружение атомные подводные ракетоносцы.
     Генеральный штаб возглавил работу по повышению живучести и надежности управления ВС, созданию автоматизированных систем связи и управления войсками.
     Как и все предыдущие годы, поддержание армии и флота в высокой степени боевой готовности Генеральный штаб связывал с организацией и проведением оперативной подготовки, практическим освоением новых форм и способов боевых действий войск (сил). Планы оперативной подготовки были насыщены большим количеством оперативно-стратегических и опытных учений, КШУ и военных игр, многие из которых проводились совместно с армиями государств - участников ОВД.
     В тесном взаимодействии с другими органами центрального военного управления, а также с органами военного управления государств - участников Варшавского Договора Генеральный штаб сыграл важную роль в недопущении военного превосходства США и НАТО над СССР и его союзниками, достижении к началу 1970-х гг. военно-стратегического паритета.
     
В интересах новой России
     После роспуска ОВД и распада СССР руководство России вынуждено было создавать собственные Вооруженные Силы и органы управления ими. 16 марта 1992 г. Президентом России был подписан Указ № 252 «О Министерстве обороны Российской Федерации и Вооруженных Силах Российской Федерации». Согласно Указу Генеральный штаб стал основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирующим деятельность и организующим взаимодействие ВС РФ и других войск, воинских формирований и органов в области обороны.
     С 1991 года Генеральный штаб приступил к решению проблем, связанных с созданием на базе войск и сил внутренних военных округов Вооруженных Сил России, выполнением договорных обязательств по их значительному сокращению, а также выводом в короткие сроки войск с территорий других государств, их размещением и обустройством в пределах российских национальных границ.
     Наряду с выполнением этих задач Генеральный штаб проводил мероприятия по укреплению Государственной границы России на западном и южном рубежах, повышению боеспособности создаваемых группировок войск, в соответствии с международными обязательствами определял наиболее приемлемый вариант развития стратегических ядерных сил, уделял большое внимание вопросам совершенствования системы управления Вооруженными Силами.
     Основные функции и задачи Генерального штаба в настоящее время определяются Федеральным законом «Об обороне» (1996 г.) и Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации (1998 г.). Они весьма ответственны и разноплановы. Важнейшие из них относятся к анализу военно-политической обстановки в мире, определению источников военных угроз безопасности Российской Федерации, разработке предложений по основным вопросам подготовки страны к обороне, Военной доктрины Российской Федерации, структуры, состава, численности, дислокации и задач Вооруженных Сил, определению потребности армии и флота в вооружении, военной технике, других материальных средствах.
     На Генеральный штаб возложено выполнение задач по осуществлению стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, проведению оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, их переводу на организацию и состав военного времени, руководству разведывательной деятельностью в целях обороны и безопасности. Он отвечает за организацию повседневной деятельности войск (сил), осуществление контроля за их состоянием, оснащением и подготовкой. Генштаб также участвует в осуществлении международного военного сотрудничества.
     Одна из ключевых задач Генерального штаба в настоящее время заключается в проведении в жизнь решений военно-политического руководства страны по реформированию Вооруженных Сил, разработке их перспективного облика, планов строительства и развития.
     За 240 лет своей истории Генеральный штаб прошел сложный, но в то же время яркий и насыщенный событиями путь становления и развития. Даже беглый ретроспективный взгляд в его прошлое позволяет увидеть и понять главное: усложнение функций Генерального штаба, повышение его роли в процессе управления Вооруженными Силами диктуются самой жизнью, тенденциями в развитии военного дела и являются адекватным ответом на объективные требования времени.
     Исторический опыт организационного развития Генерального штаба, совершенствования стиля и методов его работы имеют важное практическое значение. На современном этапе военного строительства Генеральный штаб Вооруженных Сил России, выполняя возложенные на него сложные и ответственные задачи, стремится использовать богатый опыт своей истории в интересах укрепления военной безопасности и обороноспособности государства, повышения боевого потенциала армии и флота. Его летопись продолжается, и в нее, несомненно, еще будут вписаны славные страницы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker