на главную страницу

25 Января 2003 года

Армия сегодня

Суббота

«БЕЗРАБОТНЫМ» ДВИГАТЕЛЯМ —
ВТОРУЮ ЖИЗНЬ

Александр МАНУШКИН.«Красная звезда».



     Генеральный директор ММПП «Салют» Юрий ЕЛИСЕЕВ:«ОЧЕВИДНАЯ ВЫГОДА»
     В прошлом году «Красная звезда» опубликовала интервью с генеральным директором ФГУП «Московское машиностроительное предприятие (ММПП) «Салют» Юрием Елисеевым, в котором глава крупнейшего российского оборонного предприятия поднял важные, государственного значения вопросы повышения эффективности работы ОПК по модернизации и переоснащению отечественных ВВС новой техникой. Как руководитель ведущего отечественного предприятия по производству авиационных двигателей, он, в частности, высказался о неиспользованных резервах по оснащению самолетов ВВС современными авиамоторами:
     - В Военно-воздушных силах в полках и на базах есть часть старой авиатехники, которая 10 лет не поднималась в воздух и уже никогда не взлетит. На складах есть масса двигателей, которые по тем или иным причинам отстранены от эксплуатации, требуют капитального ремонта. Есть двигатели первых серий, ремонт которых экономически невыгоден. Вот мы и предлагаем: дайте нам эти старые, никому не нужные двигатели, а мы взамен поставим новые, модернизированные.
     Нам говорят: нет законодательной базы. Я не думаю, что такие вопросы надо решать голосованием. Ведь есть методика расчета остаточной цены этой, бывшей в употреблении техники, подготовленная Министерством финансов и утвержденная Генеральным штабом Вооруженных Сил. Нужна только добрая воля заинтересованных сторон. Не решать очевидные вопросы, выгодные и нам, и армии, и государству в целом, - это не по-хозяйски. Поменять старую технику на новые двигатели без каких-то ни было бюджетных средств и тем самым значительно повысить боеготовность авиационных частей - разве это не выгодно?
     Часть их мы утилизируем, а часть отремонтируем с авиазаводом в Комсомольске-на-Амуре и продадим...
     Стала притчей во языцех проблема долгов государства за выполненный предприятиями ОПК оборонный заказ. Путей ее решения много, один из которых - тот же расчет с предприятием старыми двигателями, которые в ВВС уже никогда не будут использоваться по своему назначению.
     Главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов дал команду, и сейчас все «безработные» двигатели продефектированы, проверено их состояние, и на сегодняшний день есть очень четкая картина у ВВС и у нас, какие двигатели чего требуют. Есть списки: одни моторы подлежат среднему ремонту, другие - капремонту, часть двигателей подлежит разборке на запчасти, часть можно использовать только для наземных целей. Словом, сейчас есть совершенно ясная картина по каждому из них. На выставке «Двигатели-2002» начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин поддержал эту идею, сказал, что она трезвая, разумная. Осталось сдвинуть дело с мертвой точки.
     Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Владимир МИХАЙЛОВ:«ВЫИГРЫВАЕТ ДЕЛО»
     Проблему, поднятую руководителем ведущего российского авиамоторного объединения, редакция попросила прокомментировать главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-полковника Владимира Михайлова. Вот что он сказал:
     - Для меня эта проблема не нова. В результате слияния ВВС и ПВО, а также других оргштатных мероприятий сейчас у нас на складах и базах скопилось много сверхштатных самолетов и авиадвигателей. И чем дольше они хранятся, тем меньше их потребительская стоимость. Разделывать их на металлолом нельзя, это преступление.
     Прав генеральный директор Московского машиностроительного предприятия «Салют» Юрий Сергеевич Елисеев, с которым я, кстати, знаком лично. Это хозяйственный человек, руководитель нового типа. В условиях экономического кризиса в стране ему удалось не только сохранить уникальное производство, но и развить его, добиваясь ежегодного наращивания выпуска продукции. На «Салюте» производят реактивные двигатели АЛ-31Ф для семейства истребителей Су-27. Именно этому предприятию сейчас доверено полностью производить отечественный двигатель для нового учебно-боевого самолета Як-130.
     Действительно, мы, отдав в промышленность сверхштатную авиатехнику, в том числе и двигатели, могли бы без каких бы то ни было бюджетных затрат, но, естественно, в меньшем количестве получить современные самолеты и двигатели.
     Допустим, мы отдаем на предприятие десять авиадвигателей. Они их восстанавливают и с учетом трудозатрат и других расходов возвращают нам шесть. А остальные используют по своему усмотрению.
     Предприятия готовы брать даже те авиадвигатели, которые уже совершенно непригодны для восстановления в качестве силовой установки для летательного аппарата. Они из них делают для предприятий энергетического комплекса электро- и газоперекачивающие установки.
     По этой проблеме я был на приеме у председателя Правительства Российской Федерации Михаила Касьянова. Об этом я лично доложил Верховному Главнокомандующему Президенту РФ Владимиру Путину. В результате принято решение: уже в 2003 году Военно-воздушные силы могут отдать промышленным предприятиям-изготовителям сверхштатную технику на сумму 5,8 млрд. рублей. А взамен мы получим новую или восстановленную технику. Словом, как говорится, лед тронулся.
     Комментарий редакции.
     Проблема, поднятая тематическим выпуском «Авиация Россия», безусловно, государственной важности. Особую остроту она принимает в условиях ограниченного финансирования Вооруженных Сил РФ, недостатка средств на производство и приобретение нового вооружения и военной техники для армии, в том числе для Военно-воздушных сил.
     Хранящиеся на складах сверхштатные авиационные двигатели, содержащиеся на базах хранения самолеты - это колоссальные материальные ценности. И если они находятся без движения - это омертвление капитала.
     Более того, само хранение, в общем-то непродуктивное, требует огромных финансовых затрат. Это и содержание складских помещений и самих баз хранения, это и расходы на консервацию, это и оплата труда большого персонала и технических работников, которые этим занимаются, и многое-многое другое. Словом, излишки авиатехники оборачиваются огромными издержками.
     Слияние ВВС и ПВО произошло не вчера и не сегодня. И реформирование Военно-воздушных сил началось еще в прошлом десятилетии. И все эти годы ВВС несли большие расходы на содержание в принципе невостребованной ими техники.
     Безусловно, об этой проблеме знали многие руководители, но одни отмахивались от ее решения, как от назойливой мухи, другим было просто некогда заниматься этим, третьи договаривались до того, что нет, мол, для этого сугубо хозяйственного вопроса законодательной базы... Нужно было проявить гражданское мужество, чтобы добиваться решения этого злободневного вопроса у высшего руководства страны. И, как видим, наконец-то проблема решена. Здравый смысл восторжествовал.
     5,8 млрд. рублей - сумма немалая, но, думается, недостаточная. Переданные на эту сумму в авиапромышленность самолеты и двигатели обернутся для Военно-воздушных сил, конечно, новой и восстановленной техникой. Однако возможности ВВС по использованию сверхштатной техники значительно шире. Хочется надеяться, что в следующем бюджетном году «квота» на это важное для повышения боеготовности Военно-воздушных сил России дело будет больше. «Красная звезда» будет по-прежнему отслеживать развитие данной ситуации.

     На снимках: истребитель Су-30; авиадвигатель АЛ-31Ф.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker