Перейти на главную страницу

25 Января 2003 года

Спорт

Суббота




Икары Западной Сибири

    Недавно перед парадным входом в тюменский Дом обороны, где располагается областной совет POCTО, на жестком каркасе был установлен спортивный самолет чешского производства L-29 – «учебная парта» нескольких поколений отечественных военных летчиков. Серебристая «элька» стала первым авиапамятником в Тюменской области.
    Идея установить в областном центре самолет на постамент возникла у председателя Тюменского ОС РОСТО полковника Станислава Макаревича давно. Можно сказать, со дня вступления в новую должность. И, как только появилась возможность, он воплотил мечту в жизнь.
    – Станислав Борисович, вы более двух десятков лет службы в армии посвятили танковым войскам. Почему предпочтение отдали самолету?
    – Всему виной курьезный случай. В дни знакомства с вверенным «хозяйством» я посетил местный авиационно-спортивный клуб. Во время обхода авиастоянки кто-то в шутку обронил: мол, за несколько десятков лет существования клуба ни один из председателей совета так и не рискнул подняться в небо. Признаюсь, задела меня эта фраза. Да и авторитет надо было нарабатывать. Словом, занял место в «спарке». Думал,просто покатают. Но не тут-то было. Пилот «поиграл» от души. За несколько минут я испытал нагрузку около десятка фигур высшего пилотажа. Какие мысли были? О том, когда же все кончится. Но, когда заходили на посадку, не поверите, испытал откровенное сожаление – так все быстро завершилось. Вот тогда я по-настоящему прикипел душой к авиаторам. Понял, что же именно изо дня в день заставляет их, невзирая на грошовую зарплату, поднимать самолеты в небо.
    – Кстати, о деньгах. Вы приняли должность председателя ОС PОCTO не в самое удачное время. Что стало источником для выживания и последующего развития организации?
    – Раз речь зашла о спортивной авиации, то и рассказ построю на ее примерах. Не секрет, что в былые времена проблем с финансированием не возникало. Головная боль появилась с развалом Советского Союза. И продолжается, кстати, до сих пор. Ведь все эти годы централизованное финансирование не превышает 1,5 процента от потребности. Переводить данные цифры в рубли стыдно. А ведь у нас два авиаспортклуба -Тюменский и Ишимский. Около трех десятков самолетов. Офисные здания, сооружения обеспечения, за которые и аренду платить надо, освещать, снабжать водой, отапливать, наконец, охранять. В иной год не было средств даже на приобретение угля для котельных. И как отрицательный результат испытали проблему текучести кадров. Потеряли более тридцати процентов высококлассных специалистов, мастеров международного класса.
    Незначительный финансовый ручеек мы все же отыскали. Теперь на правах хозрасчетной деятельности осуществляем воздушное патрулирование лесов, нефте- и газопроводов. Но эта прибыль - капля в море. И, если бы не помощь губернатора области Сергея Семеновича Собянина, нам бы пришлось повесить замки на дверях авиашкол.
    – Если не секрет, какова «сумма внимания» губернатора области?
    – Согласно принятой губернаторской программе о поддержке и развитии авиационных видов спорта в Тюменской области, нам ежегодно выделяется 6 миллионов 880 тысяч рублей. И деньги поступают, что называется, рубль в рубль. Подобным фактом вряд ли может похвастать какая-либо другая область России.
    Более того, по инициативе главы области в 1998 году на базе Ишимского авиационно-спортивного клуба был проведен открытый чемпионат области по авиационным видам спорта на кубок губернатора «Сибирская икариада». На проведение мероприятия из местного бюджета было выделено свыше полумиллиона рублей. Разыгрывались первенства по четырем видам спорта - самолетному, парашютному, дельталетному и авиамодельному. В «Икариаде» приняли участие 14 «родных» команд и 10 приглашенных – из Свердловской, Курганской, Челябинской, Новосибирской, Омской, Томской и Кемеровской областей. По результатам состязаний Кубок губернатора остался в Тюмени.
    В 2002 году, опять же на Ишимской базе, мы провели вторую «Сибирскую икариаду». В ней участвовали 270 спортсменов из 21 города области и пяти областей России. К прежним четырем в этот раз добавился ракетомодельный вид спорта. На воплощение в жизнь второй «Икариады» область выделила 725.000 рублей. Кубок вновь остался у нас.
    Что самое приятное, губернатор принял решение сделать «Сибирскую икариаду» ежегодным авиационно-спортивным праздником Тюменской области. И у нас уже есть задумка о включении в состав очередной «Икариады» еще одного вида спорта — планерного. Не удивляйтесь: Тюменский ОС РОСТО располагает и такими летательными аппаратами. Откуда они у нас? Из Казахстана. В последние годы за ряд оказанных по линии РОСТО услуг переживающие не самое удачное время казахские спортклубы рассчитались с нами восемью планерами. Чему мы в свою очередь несказанно рады.
    – Несомненно, здесь вам больше повезло, чем в вопросе со спортивными самолетами...
    – Действительно, ситуация схожая. Запасные части на ремонт имеющегося авиапарка взять негде. Насколько это возможно, сами продлеваем сроки службы агрегатов. Приходится – а что делать – идти даже на такой неперспективный шаг, как восстановление летательных аппаратов за счет разукомплетовывания выработавших свой ресурс машин.
    Хотелось бы, конечно, летать не на старых образцах авиатехники, а, скажем, на Су-26. Но уж больно велика их стоимость - около 500 тысяч у.е.
    Но и такие машины у нас когда-нибудь будут! Мы уже разработали пакет документов, предполагающий создание фонда поддержки тюменской спортивной авиации. И имя у фонда будет. В честь ныне проживающего в Тюмени Героя России Владимира Шарпатова - одного из членов захваченного талибами экипажа российского самолета, который впоследствии совершил на своей крылатой машине дерзкий побег из афганского плена. Мы собираемся приобрести один-два спортивных самолета как на средства Фонда имени В. Шарпатова, так и за счет ассигнований, предусмотренных губернаторской Программой развития авиаспортклубов в области.
    – Вместе со средствами, вкладываемыми в «Икариаду», ваш бюджет по губернаторской программе теперь превышает семь с половиной миллионов рублей в год. Согласитесь, сумма приличная. А какова отдача спортивной авиации области?
    – Нам есть чем гордиться. Начну с того, что наши спортсмены участвуют во всех значимых чемпионатах. И, как правило, побеждают. Например, начальник Ишимского авиационно-спортивного клуба РОСТО Александр Мякишев за последние три года дважды становился чемпионом России по высшему пилотажу. Треть сборной России – спортсмены-купольщики из Тюменской организации РОСТО.
    Сегодня самолетным спортом у нас занимаются 65 человек. Из них 29 в этом году стали разрядниками. В парашютном спорте - 911 человек. 585 получили спортивный разряд. В авиа- и ракетомодельном обучаются 737 спортсменов. 3а год в авиаклубах совершено 9.000 прыжков с парашютом. Часть из парашютистов - юноши призывного возраста. Bce они совершали прыжки бесплатно. Сегодняшний госзаказ для Тюменского совета РОСТО – подготовить для службы в армии около 100 призывников–парашютистов. Наши реальные возможности – несколько сотен.
    Более того, мы предоставляем свою базу для обучения команд пилотов-любителей со всего Севера. Наиболее частыми нашими гостями в этом отношении стали спортсмены города Ноябрьска. На днях я получил письмо от руководства Нижневартовского муниципального авиационного центра «Крылья Самотлора». Коллеги просят принять их в состав Тюменской оборонной организации. Мотивация: у них активно развивается только парашютный спорт, но хотели бы заняться еще самолетным. Вот только соответствующей базы нет. А с нами у них «вырастут крылья». Мы в свою очередь рады подобному расширению.
    – Станислав Борисович, достигнутые успехи очевидны. Но, просматривая местные газеты, я практически не встретил публикаций об этом.
    – К сожалению, нам никак не удается заручиться у областных журналистов информационной поддержкой на постоянной основе. Поэтому приходится самим, в том числе и мне лично, изыскивать возможности для популяризации победителей. Так, в 2000 году мы впервые «пробились» в престижнейший календарь «Спортивная элита Тюменской области», рассказав о мастере спорта по высшему пилотажу, чемпионе России по самолетному спорту Александре Мякишеве. В календарь 2001 года мне удалось внести еще двух спортсменов РОСТО: в номинацию «Лучший спортсмен» - чемпиона мира по купольной парашютной акробатике мастера спорта международного класса Константина Новгородцева, в номинацию «Лучший тренер» - чемпиона России, тренера по техническим и военно-прикладным видам спорта мастера спорта международного класса Юрия Богданова.
    А впереди новый «бой». Тюменский областной совет РОСТО вышел с ходатайством в Комитет по физической культуре и спорту администрации Тюменской области с предложением о включении в календарь «Спортивная элита 2002 года» в номинацию «Авиационные, технические и военно-прикладные виды спорта» команды города Сургута «Сибирский легион» - бронзовых призеров пятого кубка мира и чемпионата Европы в 1999 году, чемпионов России 2001 года, обладателей кубка мира 2002 года по купольной акробатике, мастеров спорта международного класса Александра Новицкого, Юрия и Сергея Богдановых, Сергея Русакова и Дмитрия Гуменюка. Осуществить проект будет сложно, но мы надеемся на удачу. Спортсмены заслужили это. Они отстояли спортивную честь области.
    На снимках: воспитанник Тюменской организации Осоавиахима военный летчик Герой Советского Союза полковник в отставке Дмитрий ШАРОВ среди спортсменов РОСТО; в кабине самолета начальник Ишимского авиационно-спортивного клуба РОСТО, чемпион России по высшему пилотажу Александр МЯКИШЕВ; тюменские парашютисты снова в небе.
 ||  Юрий БЕЛОУСОВ.



«Автоледи-2003»

    Так называется конкурс-соревнование по автомобильному спорту, которое пройдет с 7 по 9 февраля на автодроме в Крылатском.
    На московских перекрестках все еще царит право сильнейшего, а уважение к другому – дело второстепенное. «Достали!» - ворчит какой-нибудь городской ковбой в крутом джипе, когда оказавшаяся впереди малолитражка слишком медленно трогается на зеленый свет. Клаксон джипа издает противное: «Би-и-и-ип!» А потом… Потом «ковбой», заметив, что за рулем злополучной «Оки» или «Фиата» - дама, сочувственно вздыхает, перестраивается в левый ряд и жмет по газам.
    Как в таких ситуациях комплексуют сами представительницы прекрасного пола, знаю на примере собственной жены. Поэтому убежден, что организаторы конкурса-соревнования правильно поступили, решив не откладывать это мероприятие до весны. Во-первых, лучше оттачивать водительское мастерство на трудных зимних дорогах, чтобы летом почувствовать себя настоящим асом. А во-вторых, вероятно, для кого-нибудь из участниц автомобиль успеет аккурат к женскому празднику превратиться из кошмарного узилища в привычное средство передвижения. Чем не подарок к 8 Марта?
    Начальник Центрального автомотоклуба РОСТО Владимир Кувалдин пообещал, что соревнования будут включать не только скоростное маневрирование, вопросы из ПДД и нового Административного кодекса, но и конкурсы на знание марок машин, лучшую экипировку для автомобилиста, исполнение песни. Финалистки, занявшие 1 – 6-е места, награждаются призами.
    Формирование состава участниц производится в спорткомплексе «Крылатское». Просьба организаторов: заявки подавать не позже, чем за неделю до стартов. Контактные телефоны оргкомитета: 534-46-14, 491-97-03.
 ||  Андрей ГРИГОРЬЕВ.



Дорога в небо

    Почти тридцать лет назад, в 1973 году, в истории самарского спорта произошло событие во многом неординарное и уникальное. Впервые спортсмен с берегов Волги стал абсолютным чемпионом мира. Это был летчик ДОСААФ Игорь Егоров.
    Вообще-то к тому времени у Игоря Егорова уже была одна медаль чемпиона мира, завоеванная им в 1970 году на чемпионате мира по самолетному спорту в отдельном упражнении. Ранее в городе лишь один спортсмен-стрелок - Иосиф Мейтин - удостаивался такого же титула. А в 1970-м в Самаре появились сразу три новых чемпиона мира - гребец Наталья Бойко, велосипедист СКА ПриВО Валерий Ярды и летчик Оборонного общества Игорь Егоров.
    Звездный час самарца пробил в 1973 году, когда заслуженный мастер спорта капитан сборной СССР триумфально победил во всех номерах программы очередного чемпионата мира по самолетному спорту. Его выступление тогда зарубежная пресса сравнивала с «прекрасной симфонией о мастерстве, бесстрашии, радости, исполненной человеком, слившимся со стремительной сверкающей птицей». Но только одному Игорю было известно, сколько нелегкого труда стояло за этой «прекрасной симфонией».
    Как и многие мальчишки его поколения, Игорь Егоров мечтал стать летчиком. Он с отличием окончил Оренбургское военное авиационное училище летчиков, в котором до него учились те, на кого он хотел походить, - Валерий Чкалов, Юрий Гагарин, многие другие известные выпускники. Однако послужить в строевой части ему не довелось. Егоров попал под сокращение, вошедшее в историю под названием хрущевских «миллиона двухсот тысяч». Весь выпуск молодых офицеров уволили в запас, и лейтенант стал студентом Куйбышевского авиационного института.
    Наверное, армия потеряла отличного военного летчика, но зато мировой самолетный спорт обрел своего абсолютного чемпиона. Настоящее армейское упорство и трудолюбие позволили Игорю сочетать отличную учебу в институте с полетами в аэроклубе. А ведь для того, чтобы успеть на утренние полеты на аэродроме в Рождествено, нужно было вставать в три часа, на велосипеде добираться до пристани и с первым паромом переправляться на другой берег Волги.
    Тем не менее многие сокурсники и преподаватели института были чрезвычайно удивлены, когда в одну из сессий тот появился в институте с новеньким значком мастера спорта СССР. И только тогда он рассказал, что все эти годы занимался самолетным спортом в аэроклубе.
    Не стоит лишний раз объяснять, как важно для летчика умение мгновенно ориентироваться в пространстве. Спортивная гимнастика как нельзя лучше способствует приобретению таких навыков. И Игорь Егоров в составе студенческой команды становится чемпионом города.
    В своей книге «Право на штурвал», изданной в серии «Спорт и личность», Игорь позднее написал: «Когда-то за пролет под Троицким мостом в Ленинграде Чкалова обвинили в воздушном хулиганстве. История сняла это обвинение... Не знаю, какие общественно полезные цели ставил Чкалов, рискнув на тот полет. И ставил ли их вообще. Не исключено, что в нем просто сработала свойственная сильным натурам тяга к риску. Или, точнее, заложенный в человеческом механизме самопознания смысл ненасытного желания... проверять себя еще и еще раз...»
    Игорь Егоров был и сам из таких, первопроходцев по натуре. И значит, не смог не рисковать.
    Летчик-испытатель, абсолютный чемпион мира по самолетному спорту и заслуженный мастер спорта СССР, прожив короткую и яркую жизнь, через несколько лет после своего мирового триумфа погиб при испытании нового спортивного самолета, проложив дорогу в небо будущим поколениям российских асов.
 ||  Александр ВЕТАХ.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker