Перейти на главную страницу

28 Января 2003 года

Новости

Вторник




«Государственная оборона России.

    Императивы русской военной классики»

    В хрестоматийной части новой книги представлены труды Ю. Крижанича, И. Посошкова, П. Румянцева, Н. Обручева, Д. Милютина, Р. Фадеева, М. Меньшикова, Д. Парского, А. Геруа, Ф. Палицина, В. Новицкого, А. Незнамова, А. Мариюшкина, А. Свечина и других русских (не только военных) мыслителей, наиболее полно отразивших в своем творчестве ключевые проблемы государственной обороны и военного развития России.
    Книга представляет собой подлинную энциклопедию военно-реформаторской мысли. Она содержит обширную информацию по таким вопросам, как «основные принципы устройства вооруженной силы», «положение военного дела в России», «кодекс организации победы», «армия и политика», «требования современной войны», «основы организации сухопутных сил и военно-морского флота», «сущность и программа государственной обороны», «боевая подготовка армии», «нравственное и идейное возрождение войск» и другим.
    Особый интерес представляет заключительный раздел выпуска «Национальный замысел коренной военной реформы (по указаниям истории и взглядам русских военных классиков)». Автор раздела - редактор «Российского военного сборника» полковник запаса Александр Савинкин раскрывает содержание этого замысла через призму оценок истории военных реформ России, формулирует «требования коренной военной реформы» (как они были указаны выдающимися военными деятелями и мыслителями России).
    Не со всеми мыслями, оценками и выводами этой книги можно и нужно соглашаться. Что-то устарело, иные мысли слишком категоричны. Но в целом непростая и поучительная история военных реформ в нашем Отечестве впервые, пожалуй, излагается системно, с показом соответствующих уроков.
    Актуальность и необходимость изучения отечественной военной классики всесторонне обоснованы во введении с примечательным названием «Наш главный стратегический компас». Нам же остается заметить следующее. В настоящее время уже совершенно недостаточно, чтобы эта важнейшая государственная задача решалась силами лишь группы энтузиастов, которая существует и продуктивно работает сегодня при поддержке руководства Военного университета и его начальника генерал-полковника Валерия Марченкова. Благодаря их же усилиям от 500 до 800 экз. каждого выпуска регулярно и безвозмездно поступает в библиотеки военных академий и университетов. Это, конечно же, капля в море, особенно на фоне значительных тиражей, которыми издавались в советское время книги серий «Библиотека командира» и «Библиотека офицера». Спасибо надо сказать и директору Библиотеки-фонда «Русское зарубежье» Виктору Москвину, соиздателю «Российского военного сборника». Но он не в состоянии снабдить все военно-учебные заведения Министерства обороны РФ (не говоря уже о войсках) столь необходимой им сегодня классической военной литературой. В интересах идейной подготовки армии и флота почин «Российского военного сборника» необходимо наконец поддержать на государственном уровне.
    Несмотря на трудности и даже вопреки им, благородное дело продолжается.
 ||  Анатолий ДОКУЧАЕВ.



С-13 и ее командир

    В единственном в стране музее подводных сил России открылась экспозиция, посвященная 90-летию со дня рождения Героя Советского Союза Александра Маринеско. Посетители, среди которых немало ветеранов Великой Отечественной войны, моряков Ленинградской военно-морской базы, студентов и школьников, отдают дань памяти командиру легендарной подводной лодки «С-13», на боевом счету которой суперлайнер «Вильгельм Густлов» с более чем 5 тысячами офицеров и солдат на борту. Он был потоплен 30 января 1945 года, в результате чего фашистская Германия лишилась своих лучших подводников. У С-13 были и другие победы на море, в частности ею уничтожен вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен».
    Расширенная экспозиция рассказывает и о непростом послевоенном пути офицера, чей подвиг был по достоинству оценен лишь после его смерти: звания Героя Советского Союза известный подводник удостоен в 1990 году. Здесь же представлена и недавно изданная книга его дочери Татьяны Маринеско «Я говорю с тобою, как с живым».
 ||  Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Среди победителей - краснозвездовец

    В Мурманске подведены итоги творческого конкурса «Духовное наследие Кольской земли», который в третий раз проводился в Заполярье по инициативе настоятеля Трифонов-Печенгского мужского монастыря игумена Аристарха. В конкурсе, состоявшем из 12 номинаций, участвовало порядка пятидесяти мурманских литераторов и журналистов региональных СМИ, представивших на суд жюри около 150 работ.
    Не остались в стороне от «Духовного наследия» и военные моряки: корреспонденты центральных военных средств массовой информации и редакции Северного флота «На страже Заполярья». Третье место в номинации «Страницы истории» за серию статей, посвященных «белым пятнам» в предвоенной и военной истории Кольского Севера, завоевал постоянный корреспондент журнала ВМФ «Морской сборник» по СФ капитан 2 ранга Сергей Ковалев. «Бронзовыми» призерами в номинации «На страже Отечества» стали журналисты флотской газеты подполковник Владимир Левчук за очерки о морских пехотинцах Северного флота и капитан 2 ранга Виталий Стадник за публикации о службе моряков-североморцев. А первое место в этой номинации - за постоянным корреспондентом «Красной звезды» по Северному флоту Сергеем Васильевым.
 ||  Соб. инф.



Спадчына великого Песняра

    26 января в Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко скончался Владимир Георгиевич Мулявин. Его имя хорошо известно десяткам миллионов россиян, а когда-то гремело на весь Союз. Будучи родом из Свердловска, он волею судеб стал одним из создателей в Минске в конце 60-х годов знаменитого вокально-инструментального ансамбля (ВИА) «Песняры», который возглавил в 1969 году. Мулявин и его товарищи хотели играть рок, но пошли своим, еще не опробованным в СССР путем - они создали советский фолк-рок: взялись за современные обработки белорусских народных песен и сочинение собственных композиций в близкой к фольклорной манере. В результате появился их собственный, ни на что не похожий стиль, основанный на мелодике и поэтике белорусской песни. Кстати, первоначально их ансамбль был назван «Лявоны» - от веселого народного танца белорусов «Лявониха». Однако очень скоро сами музыканты поняли, что работают в несколько ином ключе, нежели обычный фольклорный ансамбль, и являются своеобразными продолжателями тех, кто был народным певцом, сказителем. Этот-то образ полнее всего и выражается словом «песняр».
    Путь «Песняров» к славе и признанию вовсе не был усыпан розами. Пробиться на эстраде в лидеры всегда было непросто, а тем более с совершенно новым стилем. Но в начале 70-х годов «Песняры» удачно выступают на конкурсах советской эстрады, их музыка зазвучала на радио и телевидении. Вскоре они стали любимцами всей советской страны. Достаточно сказать, что знаменитые «Косил Ясь конюшину» на белорусском и «Вологду» на русском языках пели во всех уголках Советского Союза, причем это были одни из любимейших в первой половине 70-х застольных, то есть самых что ни на есть народных песен.
    Уникальность «Песняров» была признана и за рубежом. Со своими концертными программами они объездили едва ли не весь мир. Первой советской группой, отправившейся в США, были именно они. Там у «Песняров» были аншлаги и номер журнала «Билборд», целиком посвященный им, чего до Мулявина и его друзей из европейских групп удостоились лишь «Битлз».
    Однако и у самых успешных групп возникают сложности. У «Песняров» проблемы нарастали с середины 80-х годов. Они практически перестали записываться в СССР, хотя музыканты и их руководитель продолжали много и плодотворно работать. Понятно, что были и разногласия между самими участниками группы. В независимой Белоруссии дела у «Песняров» шли не лучшим образом. У Владимира Мулявина обострились отношения с чиновниками от культуры, что привело даже к попытке отлучить его - народного артиста СССР и Белоруссии, кавалера высшего национального ордена Франциска Скорины - от ансамбля. И только после вмешательства президента Белоруссии Александра Лукашенко статус кво был восстановлен.
    Однако не долгие годы напряженной работы, не все пережитое оборвали жизнь легендарного музыканта. 14 мая 2002 года, возвращаясь с дачи в деревне Лапоровичи, что у Минского моря, Владимир Мулявин не вписался в поворот, машина вылетела в кювет, ударилась о деревья и перевернулась. Врачи в Минске сделали все, что могли. 12 января 2003 года Мулявин встретил свой 62-й день рождения, но через две недели его сердце остановилось.
    Одна из лучших песен «Песняров» называется «Спадчына», что по-русски означает «Наследство». В ней поется о тех образах, звуках, голосах, что запечатлелись с детства в сердце человека. Творения Песняра, зазвучавшие более трех десятилетий назад, тоже стали теперь и для белорусов, и для русских частью родной стороны, тем Наследством с большой буквы, что остается нам от уходящих поколений и с которым нам идти дальше.
 ||  Ярослав ЯСТРЕБОВ.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker