на главную страницу

30 Января 2003 года

Российское оружие

Четверг

«ТРЕХСОТКА» — НЕ ПРЕДЕЛ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».



Если представить некую оружейную визитную карточку России, то в нее, помимо всемирно известного автомата Калашникова, наверняка вошла бы знаменитая «трехсотка» - зенитный ракетный комплекс, которому нет равных вот уже на протяжении двух десятилетий. Этот ЗРК, как, впрочем, и ряд других не менее именитых систем, был создан в Концерне «Антей» и НПО «Алмаз», ныне российском суперконцерне ПВО «Алмаз-Антей». Приставка «супер» - не дань моде или желание потрафить известной отечественной оборонной фирме, она как раз не нуждается ни в рекламе, ни в лишнем восхвалении. Продукция концерна мирового уровня сама за себя говорит более чем красноречиво. О концерне ПВО ведем речь в превосходной степени потому, что он имеет очень высокий интеллектуальный и производственный потенциалы. Но и ему не чужды проблемы, которые характерны для предприятий отечественной «оборонки». О нынешнем дне и перспективах развития интегрированной структуры на страницах «Красной звезды» размышляет генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Юрий СВИРИН.

     - Юрий Миронович, путь к созданию вашего концерна был довольно тернистым. Расскажите о проблемах, которые возникали в процессе его формирования, как они решались, какова была при этом роль федеральных структур и ведущих компаний в объединительном процессе?
     - Истоки концерна надо искать в 1983 году. В то время мы работали над созданием и постановкой на вооружение Войск ПВО Сухопутных войск системы С-300В. Когда подвели итоги той многотрудной работы, получилось, что от момента задумки до постановки в серию уникальной зенитной ракетной системы потребовалось почти 15 лет. Примерно такое же время заняла разработка и постановка на вооружение комплекса С-300П. Что такое полтора десятилетия для ЗРС по современным меркам, когда электроника устаревает не по дням, а по часам?
     Визитная карточка
     Свирин Юрий Миронович родился в 1937 году в селе Кипчаково Рязанской области. Прошел срочную службу в Советской Армии. В 1965 г. после окончания Рязанского радиотехнического института по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры» был направлен на Марийский машиностроительный завод, где прошел путь от регулировщика до начальника цеха. В 1972 году возглавил Волжский электромеханический завод. С 1975-го на протяжении 25 лет - генеральный директор производственного объединения «Марийский машиностроитель» - директор Марийского машиностроительного завода. С 2000 г. - генеральный директор ОАО «Промышленная компания «Концерн «Антей», на базе которого в 2002 г. был создан Концерн ПВО «Алмаз - Антей».
     Кандидат экономических наук, профессор, Герой Социалистического Труда. Заслуженный машиностроитель России.

Время стремительно «сжимается», и для того, чтобы идти с ним в ногу, значительно сократить сроки разработки вооружения и военной техники, нужен союз разработчика и производителя. Необходимость приблизить науку к производству стала очевидной уже давно, и именно благодаря этому сближению в свое время зенитный ракетный комплекс «ТОР» был создан в значительно более короткие сроки. Главного конструктора тогда приблизили к главному технологу, сразу назначили головной завод, что сократило сроки серийного освоения. Другими словами, адаптация шла, как говорится, с первых рисок, нанесенных на бумагу. Как результат - разного рода переделки сократились наполовину.      Практика еще и еще раз убеждала нас, что держаться вместе крайне необходимо.
     Что касается трудностей, то их действительно было немало. Помните ельцинский призыв к регионам брать суверенитета столько, сколько те смогут «съесть»? Местные руководители живо на него откликнулись, плодя разного рода указы и постановления, - столь велико было желание прибрать к своим рукам предприятия кооперации... Сколько сил и нервов пришлось потратить, чтобы убедить чиновников, что концерн ничего себе не заберет, что головные заводы по-прежнему будут платить налоги в местную казну... Один, даже самый прекрасный завод в современных условиях не может работать без кооперации, он зачахнет и в итоге погибнет. Это аксиома.
     Была и другая опасность, когда на волне рыночной эйфории долю собственности государства в концерне предлагалось сократить до...10 (!) процентов. Это означало бы полную потерю госконтроля за ведущим концерном оборонного комплекса страны. Поэтому нам пришлось и здесь немало сделать, чтобы не допустить такого. Сегодня Концерн «Алмаз - Антей» принадлежит государству на все 100 процентов. И мы считаем, что эта форма собственности наиболее целесообразна, наиболее эффективна при обеспечении нужд национальной обороны.
     И вот что еще хотелось бы подчеркнуть особо. Создание Концерна ПВО шло на базе серьезных проектов, в реализации которых заинтересованы и государство, и субъекты объединения. Объединение велось с прицелом на конкретную задачу, которая всем понятна, интересна и в которой каждый видит свое место. Наш концерн имеет целью разработку и производство систем, комплексов и средств ПВО и средств нестратегической ПРО для всех видов Вооруженных Сил. Это не оружие нападения, а оружие защиты. Поэтому и проекты, и задачи, стоящие перед концерном, благородны. И здесь совпадают государственные интересы и надежды россиян на мирную жизнь.
     - Как строятся механизмы управления
     в довольно сложном «организме» концерна? Не уходят ли на второй план интересы более «скромных» предприятий по сравнению с грандами российского ОПК - «Антеем» и «Алмазом» в процессе принятия тех или иных решений руководством концерна?
     - Сегодня можно сказать, что наш концерн состоялся. Для обеспечения единства научной, технической и экономической политики необходимо отшлифовывать систему управления и некоторые другие вопросы. Но это уже рабочие моменты. У нас обеспечена управляемость сверху донизу, следующий шаг - налаживание корпоративного управления, потому что концерн объединил много стратегических научных и бизнес-направлений: ракетостроение, радиолокация как ближнего, так и дальнего действия, различные системы управления, включая фронтовой и армейский уровни, и многое другое.
     Диктата в принятии решений у нас нет уже хотя бы потому, что коллегиальность - главный принцип управления. Если говорить о нашем совете директоров, то в него входят представители Администрации Президента, Министерства обороны, Минимущества, Министерства промышленности, науки и технологий, «Рособоронэкспорта», Комитета России по военно-техническому сотрудничеству, Российского агентства по системам управления и другие.
     Сегодня мы думаем о более эффективном привлечении к управлению концерном директорского корпуса, генеральных и главных конструкторов предприятий. Для принятия правильных и выверенных решений эпизодического общения с руководителями предприятий мало. Надо глубже знать их нужды, проблемы трудовых и творческих коллективов. По всей видимости, мы создадим орган по аналогии с коллегией директоров с правом выноса вопросов на решение правления концерна. В этом деле мы выступаем в роли впереди идущих, так как ни по масштабу, ни по количеству предприятий подобных объединений в российском ОПК нет.
     - Прошедший год в какой-то мере стал знаковым для российской «оборонки»: начались выплаты госзадолженностей предприятиям ОПК, более стабильным стал гособоронзаказ...
     - В основном расчеты с предприятиями концерна производятся. Беспокоит, что загрузка мощностей по гособоронзаказу невелика - где-то 10,15, порой 20 процентов. Это очень мало, а мобилизационные мощности предприятий необходимо поддерживать в готовности, кадры - сохранять высококвалифицированными, людей - кормить и в то же время не терять наработанные технологии. Созданный ранее определенный научно-технологический запас с каждым годом тает, и уже сегодня наметилось определенное отставание, особенно в электронной технике. Не скрою, сегодня мы во многом связываем свои надежды с экспортными поставками. Опыт последних военных конфликтов значительно подхлестнул интерес к нашим зенитным ракетным системам, которые по тем или иным характеристикам зачастую выше мировых аналогов. Повторюсь, в этом направлении вижу нормальную перспективу, но нам необходимы заказы, нам нужно развязать руки хотя бы в экономике, дать лицензию на продажу вооружения и военной техники. В сложившихся условиях без этого концерну полноценно существовать и развиваться нельзя.
     Самый главный итог минувшего года заключается, на мой взгляд, в том, что мы сохранили все производственно-технологические сегменты концерна, не потеряли ни одного завода. И в своем развитии не топчемся на месте, проводим модернизацию вооружений и техники в соответствии с современными требованиями, повышаем их эффективность. Для их масштабной поставки в войска необходимы средства, которых, к сожалению, в бюджете государства не так много.
     Выражу не только свое мнение, но и точку зрения всего директорского корпуса: на наш взгляд, необходимо создание специального министерства оборонной промышленности, которое, как это было раньше, отвечало бы за стратегию и тактику развития всей российской «оборонки», поставку армии и другим силовым ведомствам современного вооружения, военной и специальной техники, которое «замыкало» бы на себя науку, и т.д. Нельзя ждать пресловутого 2010 или 2015 года, когда имеющаяся на вооружении боевая техника окончательно устареет. О завтрашнем дне нужно думать сегодня.
     - Как строятся отношения с Российским агентством по системам управления?
     - У нас нормальные рабочие отношения. Так и должно быть, ведь в итоге делаем одно дело - служим интересам государства. Мы обязаны взаимодействовать, эффективно решать общие задачи. Единственное, о чем приходится сожалеть, заключается в том, что самый большой в отрасли и по объему производимой продукции и по числу предприятий кооперации концерн не представлен в коллегии агентства. Хотелось бы участвовать в жизни всего комплекса, тем более что опыт в концерне накоплен немалый, и он мог бы стать достоянием всех других предприятий ОПК.
     - Какие задачи ставите перед концерном на 2003 год?
     - В области управления - завершить формирование управленческой структуры концерна, наладить эффективное взаимодействие между всеми службами и подразделениями. В концерне собраны замечательные специалисты, но они представляют разные школы и направления. Важно, чтобы они играли по «одним правилам», говорили на «одном языке».
     Не менее важная задача - организация взаимодействия с предприятиями, где необходимо провести акционерные собрания, выбрать советы директоров и многое другое. На повестке дня - внедрение корпоративного управления. Хватит раскачиваться, надо выстраивать прибыльное производство, а прибыль даст возможность вести разработки все более совершенной техники. Мы не имеем права пасовать перед трудностями, нельзя сдаваться, потому что корабль непременно тонет, если капитан бросил штурвал и команда опустила руки.
     Наша задача - дать стране современную боевую технику. Она крайне необходима армии для надежной защиты воздушных рубежей Родины. Ради этого стоит жить и побеждать.
     На снимках: продукция мирового уровня концерна ПВО - из семейства ЗРС С-300, ЗРС «ТОР-М1».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker