на главную страницу

30 Января 2003 года

Азимут

Четверг

Успевать за днем грядущим

Беседу вел Петр АЛТУНИН.



О жизни и боевой учебе курсантов Вольского филиала Военной академии тыла и транспорта наша газета рассказывала не раз. Во-первых, потому, что это одно из лучших военно-учебных заведений Вооруженных Сил. А во-вторых, у нас давние и тесные связи с филиалом: его курсанты активные подписчики «Красной звезды», внимательные и заинтересованные читатели газеты, что, естественно, стимулирует творчество журналистов. Ведь хорошо писать, зная, что тебя читают. На этой очередной странице «Азимута» повествуется о том, как сегодня, в условиях реформирования учебного процесса, строится работа по обучению и воспитанию курсантов, какие проблемы при этом возникают, как курсанты проводят свой досуг, занимаются научной работой, спортом, художественным творчеством. Словом, это рассказ о нынешнем дне Вольского филиала.

     - Михаил Михайлович, что вы можете сказать о характере образовательного процесса по подготовке офицеров Вооруженных Сил?
     - Прежде всего образовательный процесс - это живое, творческое дело. Ведь необходимо передать знания, умения, культуру, образ мышления, нравственные качества от человека к человеку, сформировать профессионала и патриота своей страны.
     Для выработки этих качеств в учебный процесс надо вносить что-то новое и прогрессивное. В настоящее время широко применяются активные формы и методы обучения и воспитания курсантов. Реализация новых технологий всегда возлагается на преподавателя, который с помощью методического инструментария целенаправленно и кропотливо создает и развивает личность курсанта, его способности.
     - Вы недавно стали начальником филиала, а перед этим прошли школу войсковой службы. Как вы считаете, соответствует ли учебный процесс в филиале современным требованиям?
     - Учебный процесс в филиале проводится в соответствии с требованиями министра обороны по организации работы высшего военно-учебного заведения. Основная его направленность - учить тому, что потребуется при ведении боевых действий, и, конечно, тому, что придется делать выпускникам сразу же в войсках, когда они получат соответствующую должность. А сегодня, как известно, надо ориентироваться на службу в частях и соединениях постоянной готовности, а также в частях на контрактной основе.
     Значит, курсанта надо приближать к реальной воинской жизни. Что для этого делается? Более интенсивно проводим тренажи на технике тыла в полевых условиях. Курсант должен хорошо знать эту технику и не теряться, когда, скажем, выходит из строя кухня, хлебозавод, прачечная. Добиваемся повышения качества системы обучения. Например, курсант у нас теперь каждый месяц отчитывается за пройденный на занятиях материал, получает оценку. С помощью руководства Тыла Вооруженных Сил решен вопрос о введении войсковой практики курсантов с 3-го курса (на год раньше, чем было) - это тоже дает эффект.
     На кафедре войскового тыла (начальник - полковник Владимир Баранов) обращают особое внимание на тыловое обеспечение боевых действий мелких подразделений: например, как обеспечить почти суточный запас воды, когда взвод действует автономно, как приготовить пищу в высокогорных условиях, где вода закипает при 97 градусах, какими должны быть кухонные наборы для экипажей БМП и т.п.
     Авторским коллективом вещевой кафедры проводятся инициативные научно-исследовательские работы «Экипировка» и «Унификация», где с учетом негативных факторов использования предметов полевого обмундирования военнослужащих в ходе ведения боевых действий разрабатываются новые, перспективные образцы полевой одежды.
     Больше внимания уделяем вопросам внедрения в учебный процесс опыта действий подразделений, частей и их тыла в локальных войнах и вооруженных конфликтах в Афганистане, на Северном Кавказе. В пример можно поставить преподавателя тактики майора Сергея Ильина - участника локальных конфликтов (был командиром взвода), полковника Вячеслава Ершова, снявшего фильм «Эхо чеченской войны».
     Все эти вопросы сегодня являются архиважными потому, что они тесно связаны с проблемами, которые поставила перед Вооруженными Силами сама жизнь. Наш выпускник должен быть в готовности после обучения в филиале самостоятельно, творчески мыслить, уметь находить выходы из складывающихся нестандартных ситуаций. Все это непременно учитывается, например, на кафедре технических средств, а также в курсантских батальонах, где командирами полковники Олег Калинин, Виталий Прокопов. На учебных занятиях помимо применения активных методов обучения - ролевой (деловой) игры, викторин и др. - курсанты своими руками готовят горячую пищу, производят замес теста и выпечку хлеба. На кафедре технологии товароведения пищевых продуктов наряду с использованием информационных технологий, компьютеров, ТСО широко применяется методика проведения занятий на реальных объектах - продовольственном складе филиала, в овощехранилищах, цехе сульфитации картофеля и овощей и т.д.
     - В настоящее время идет процесс реформирования военного образования. В какой степени это касается филиала?
     - Министр обороны недавно сказал, что реформирование будет проходить даже в более сокращенные сроки, чем планировалось ранее, потому что в военно-учебных заведениях назрело немало проблем. Нас они касаются в прямой степени - в организационно-штатной области, финансово-экономической, в вопросах улучшения содержания учебных программ. Неправомерно, что на должности преподавателей из числа военнослужащих стало меньше приходить выпускников военных академий, опытных офицеров из войск. Эта тенденция чревата тем, что через некоторое время нарушатся традиции преемственности и сократится число преподавателей, которые могли бы учиться в адъюнктуре. Может уменьшиться количество ученых среди военных преподавателей филиала. Далее, в ходе реформирования сократилось число полковничьих должностей. Значит, карьерный рост в большей степени для преподавателей – подполковников – остановился. Человек перестает видеть перспективу и теряет интерес к работе.
     Или такой факт. С внедрением в учебный процесс государственного образовательного стандарта основной бюджет времени отводится учебным дисциплинам, входящим в него. Время на изучение военных и военно-специальных дисциплин выделяется по остаточному принципу. Это тоже оказывает негативное влияние на подготовку специалистов. Может быть, для военно-учебных заведений назрела необходимость разработать единый военный Государственный образовательный стандарт, в котором предусмотреть все до мелочей? Тогда качество подготовки курсантов резко поднимется.
     - Удовлетворяет ли потребностям филиала материально-техническая база?
     - По большому счету она, конечно, нуждается в обновлении. Но мы и из того, что есть, стараемся «выжать» все «с прицелом» на сегодняшний день. Так, на базе реально действующих объектов служб тыла филиала (столовые, склады, комбинат бытового обслуживания и т.д.) развернуты два учебно-производственных комплекса по продовольственной и вещевой специальностям. На объектах этих комплексов наши курсанты не только отрабатывают материалы программы обучения, но и оперируют реальными цифрами, служебными документами, участвуют в обеспечении личного состава всеми видами довольствия. Это как раз один из рычагов улучшения образовательного процесса. И таких рычагов у нас множество.
     - Я слышал, что в филиале действует методический кабинет. Расскажите, какую роль он выполняет в образовательном процессе?
     - Да, есть у нас такой кабинет и существует он давно. Более 8 лет возглавляет его бывший кадровый офицер, а ныне - подполковник запаса Олег Борминский. Выпускник нашего училища, он служил в Дальневосточном военном округе на разных ступенях тыловой службы, окончил военную академию тыла и транспорта, после которой прибыл к нам в качестве преподавателя. Работал на кафедре старшим помощником начальника учебного отдела, а уволившись, возглавил методический кабинет. Олег Борисович в постоянном поиске нового в методических вопросах. Он принимает непосредственное участие в разработке новых учебных планов и программ, заботится о насыщении кабинета современными методическими материалами и техническими средствами обучения.
     В кабинете читаются лекции, доклады, делаются научные сообщения и даются консультации, ведется библиография, организуется выпуск методических бюллетеней. На базе кабинета регулярно планируются и проводятся показные и инструкторско-методические занятия, а также заседания межкафедральных предметно-методических комиссий. Сюда, кроме преподавателей, часто приходят и курсанты, которым оказываются помощь и поддержка. Наряду с традиционными методиками обучения в филиале применяется около 40 новых: компьютерная лекция, семинар-викторина, семинар-брифинг, деловая игра, метод критических ситуаций, мозговая атака и др.
     - Михаил Михайлович, что вас еще заботит в плане совершенствования образовательного процесса в филиале?
     - Части проблем я уже коснулся выше. Но сделаю акцент на подготовке для филиала научных и научно-педагогических кадров. Нужно стремиться к тому, чтобы больше преподавателей училось в адъюнктуре, аспирантуре, были соискателями и т.д. Чем выше научный потенциал преподавательского состава, тем качественней потенциал нашего выпускника.
     Шире нужно привлекать к научному поиску и курсантов, прививать им любовь к самостоятельной работе, обучать их организованности и ответственности. Если хотите, то курсантов, особенно младших курсов, надо учить тому, как правильно учиться, как работать с литературой, изучать учебный материал и т.п.
     В этом плане нам предстоит сделать много, и, не сомневаюсь, эта работа даст свои плоды.
     На снимке: в филиал пришла «Красная звезда».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker