на главную страницу

31 Января 2003 года

Армия сегодня

Пятница

Сделано в Муроме

Михаил ЛУКАНИН, «Красная звезда».



Муромский машиностроительный завод - единственное в России предприятие, где разрабатывают и производят динамические тренажеры для подготовки механиков-водителей боевой гусеничной техники. Возглавляет предприятие 30-летний кандидат экономических наук Родион Потемкин, выпускник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. В должность генерального директора он вступил год назад. Что удалось сделать за это время, какие проблемы приходится решать заводу? Об этом наша беседа.

- Родион Геннадиевич, на протяжении многих лет Муроммашзавод, хотя это предприятие всегда считалось сугубо оборонным, был известен в народе прежде всего своими холодильниками «Ока» - действительно очень надежными, добротными. Потом они куда-то исчезли. И вообще до недавних пор было ощущение, что одно из крупнейших во Владимирской области предприятий разваливается, идет к банкротству...
     - А чего скрывать, мне и всей нашей новой команде управленцев досталось тяжелое наследие. Рабочим хронически не выплачивалась зарплата, на заводе висел 500-миллионный долг, многие производства сворачивались. Но я не думаю, что все это можно объяснить исключительно объективными обстоятельствами, как это у нас любят делать. Прежде всего, свою роль сыграл субъективный фактор: прежнее руководство не смогло грамотно войти в рыночную экономику.
     Но хватит о грустном. Сегодняшний день завода существенно отличается от вчерашнего. В убыток себе, на склад больше не работаем. Это, кстати, касается и холодильников. Недавно мы открыли участок по сборке новой модели «Ока-215», которая не уступит по качественным характеристикам таким холодильникам, как «Стинол» или «Атлант».
     - Давайте снова вернемся к тренажерам, которые ваш завод выпускает вот уже тридцать лет, начиная с 1973 года. Юбилей! Что они собой представляют, тренажеры нового поколения?
     -Это тренажеры для всех видов гусеничной бронетехники, в первую очередь танков Т-72, Т-80 и Т-90, БМП, БМД... В войсках, в военных институтах испытывают острейшую потребность в такой продукции. Оно и понятно. Современные, на компьютерной базе тренажеры, которые по техническому заданию ГАБТУ разработали заводские конструкторы, практически один в один моделируют особенности вождения на любом рельефе местности, хоть в горах, хоть в пустыне...
     - Назовите ваших ведущих разработчиков.
     - В первую очередь это главный конструктор тренажеров (специальное конструкторское бюро) Валерий Титков, главный конструктор завода Валерий Макаров, начальник военного представительства полковник Владимир Аксенов. В войсках единодушно отмечают качество компьютерной графики и интерактивных систем муромских тренажеров.
     Обучаемый на тренажерах испытывает в процессе тренировки все то же самое, как если бы он находился в настоящем танке на поле боя или на марше - весь спектр динамических и акустических нагрузок. Он слышит рев двигателя, его подбрасывает на ухабах, перед его глазами встают всевозможные препятствия. Есть такое понятие - коэффициент адекватности. У наших тренажеров он составляет 0,85. Выше он, возможно, только на тренажерных комплексах у космонавтов. По отзывам специалистов, наши тренажеры целиком окупаются менее чем за полгода. И это касается не только экономии топлива, расхода моторесурса. Не менее важно, что наши тренажеры значительно сокращают время подготовки экипажей, ведь работать на них при желании можно хоть круглосуточно. Кроме того, мы ввели в программу обучения задания по неисправностям и другим нештатным ситуациям, что невозможно на реальной технике.
     И еще. В воинских частях, куда поступают тренажеры, завод берет на себя пуско-наладочные работы, гарантийное и послегарантийное обслуживание.
     - Вы сейчас прямо-таки гимн пропели своей продукции!
     - Гимн не гимн, но начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-полковник Сергей Александрович Маев, кстати, не раз бывавший на Муроммашзаводе, весьма высоко оценивает нашу продукцию. Этот главк - наш основной заказчик. Условно говоря, нам ставят задачу - сделайте то и то. Мы думаем, прикидываем - и делаем. Не так давно вот таким образом было дано задание разработать динамический тренажер для обучения не только механиков-водителей, но и экипажей в полном составе.
     - Выполнили задание?
- Выполнили! В настоящее время экипажный тренажер проходит государственные испытания. Это действительно уникальная машина. В состав этого тренажера входят кабина, имитирующая отделение механика-водителя, боевое отделение танка с рабочими местами командира и наводчика. Теперь есть возможность в комплексе отрабатывать экипажем совместные действия, в том числе при решении огневых задач.
     Экипажный тренажер мы возили в прошлом году на выставку вооружений в Нижний Тагил. Интерес к нему был проявлен исключительный. Еще ранее, в апреле, в Таманской дивизии его внимательно осмотрел министр обороны России Сергей Борисович Иванов. Тренажер опробовали в деле множество иностранных военных делегаций (Индия, Южная Корея, Алжир, Кувейт), военные специалисты из ряда стран СНГ. Насколько мне известно, в «Рособоронэкспорт» уже поступают заявки на муромский тренажер.
     - Родион Геннадиевич, оборонщики часто жалуются: мол, нашу продукцию все хвалят, но деньги на ее закупку переводить не спешат.
     - В прошлом году мы выполнили гособоронзаказ на 100 процентов. По линии Министерства обороны оплата за нашу военную продукцию идет в срок. Подкрепленных финансированием заказов от Главного автобронетанкового управления у нас сейчас столько, что придется расширять производство, работать с большим напряжением, чему мы только рады. Ведь это новые рабочие места, стабильная зарплата, уверенность в завтрашнем дне... Впрочем, вот динамика по производству тренажеров. В 2001 году в сравнении с предыдущим их выпуск увеличился в 1,5 раза. Таким же был прирост и в 2002 году. Более чем уверен, что в нынешнем году тоже будет солидная прибавка, может, даже большая, чем раньше.
     - Муроммашзавод выпускает еще дорожно-строительные и землеройно-транспортные машины, подъемные агрегаты для ремонта нефтескважин, запорную арматуру, холодильники, другую гражданскую продукцию. Структура управления, которую вы внедрили, став генеральным директором, основана на принципах самофинансирования производств, предоставления им права самим решать все хозяйственные и производственные вопросы. Раньше, когда завод был единым целым, рабочим и инженерам было в общем-то не столь уж важно, на каком участке работать. Везде зарплата была приблизительно одинакова. А теперь они задумываются, где выгоднее: допустим, на «нефтянке» или «оборонке». Что вы скажете на это?
     - Ничего особенного не скажу. Жизнь, точнее, рыночная экономика, сама все расставляет по местам. Но я знаю точно: те люди, которые в неблагополучные 90-е годы массово уходили из военных цехов, теперь постепенно туда возвращаются. Они считают, что поступают правильно. Спорить не буду.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker