на главную страницу

4 Феврапя 2003 года

Читательская почта

Вторник

Утомленные бытом

Александр ДЕРЯБИН, «Красная звезда».



     Передо мной на рабочем столе стопка писем в газету. А по радиоточке проникновенно поет Юрий Антонов о том, как это здорово - возвращаться под крышу дома своего. Где тебя ждут близкие, где тепло, уют, понимание родных душ. Стоп! Судя по тем сообщениям, которые поступили в редакцию, далеко не везде в гарнизонах и военных городках читатели могут согласиться с композитором-певцом и от избытка нахлынувших чувств подпеть ему. Зима, царствующая на огромных просторах России, для многих семей военнослужащих стала настоящим испытанием на выживаемость. Чуть теплятся батареи в квартирах иных регионов, где она, коварная, застала в очередной раз ответственных чиновников врасплох. Беда не обошла и тех, кто не имеет своего приюта, скитается по частным квартирам, в не пригодных для проживания общежитиях. Поистине авторов цитируемых здесь писем с полным основанием можно назвать утомленными житейскими вопросами.
     «Очень хотелось бы, чтобы мое обращение прочитали ответственные люди в ГлавКЭУ, - делится своей болью жена военнослужащего, многодетная мать Е. Шмыгалева из Скопина Рязанской области. - Не раз на самом «верху» звучали заверения в том, что гарнизоны замерзать не будут. Да только все эти слова не про наш гарнизон. Судите сами: не первый месяц в наших квартирах температура 9-11 градусов тепла. Спим одетыми, в кроссовках. С мая прошлого года нет горячей воды - умываемся ледяной. Квартиры сырые, в подвалах стоит вода. Мы просто устали от такой «собачьей» жизни при полном равнодушии командования. Хотя платим за блага цивилизации положенные 100 процентов».
     В таких вот бытовых условиях вступила в новый год семья офицера, в которой растут три сына, будущие защитники Отечества. С каким настроением станут они в армейский строй? Что положительного вынесут из детства о реалиях жизни гарнизонов? А ведь на таких, как они, мальчишек - надежда в укреплении могущества земли русской. Ну а что такое быт? Да зачастую тот фактор, который становится решающим в выборе еще неокрепшей, незакаленной, сомневающейся молодой души: податься в криминальную «бригаду» или служить правому делу. Как-то не очень большие и маленькие начальники, все мы - общество - думаем об этом...
     «За свою службу довелось исколесить всю страну, побывал и за ее пределами, - эти строки из письма полковника запаса В. Кузовкина. - Начинал офицерский путь в прославленной Кантемировской дивизии. В военном городке этого соединения живу после увольнения в запас. И столкнулся, увы, с традиционной проблемой в обиходе, с которой ну просто беда в нашем доме - с отсутствием воды. На восьмой этаж нашей девятиэтажки ее подают на 30-40 минут в сутки. Как правило, в утренние часы. Приходится буквально за ней охотиться, наполняя ведра, кастрюли, банки. И горе тому, кто опоздал. Хотя жители нижних этажей воду имеют. Не раз обращались в домоуправление и КЭЧ. Вопрос не решается. Может, потому, что живут чиновники в своих домах не на верхотуре? Приходится только мечтать, чтобы наш начальник КЭЧ жил на девятом этаже».
     Ох уж эта вода. А что вы хотите: без нее, как известно, и чай не заваришь... Это на собственном опыте отлично знает ветеран Вооруженных Сил А. Корняков. Проживает он, между прочим, в поселке с романтическим названием Заря, что в Балашихинском районе Московской области.
     «Холодную воду на верхние и средние этажи приходится ждать как манну небесную, - пишет ветеран. - Да и качество ее хуже, чем в болоте. Фильтры не справляются, а для новой артезианской скважины средств нет. Во всяком случае, так утверждают начальники больших рангов. Конца этому безобразию не видно».
     А вот какие житейские испытания приходится переносить нашим читателям, проживающим по адресу: Саратов, Московское шоссе, дом 37«А».
     «Еще в 1994 году по решению жилищной комиссии 12-го Главного управления Минобороны РФ мы получили квартиры. В 1997 году (наконец-то!) был подписан акт о сдаче дома в эксплуатацию и большинство квартиросъемщиков, среди которых офицеры, ветераны Вооруженных Сил, подразделений особого риска, «афганцы», чернобыльцы, вселились на основании выданных ордеров. Дальше вместо радости начались мытарства, - пишет житель дома лауреат премии Правительства РФ полковник в отставке С. Смагулов. - Все дело в том, что, пройдя за эти годы все местные коридоры власти вплоть до губернатора области, мы уже почти десять лет не можем добиться постановки дома на баланс города в качестве муниципального жилья. Ну а раз не ставят, значит, и не обслуживают».
     Жильцам пришлось за свой счет подключаться к газовому снабжению, проводить подготовку к отопительному сезону. Только вот не смогли «оживить» лифты - они так и не работают, что конечно же доставляет массу неудобств, в первую очередь пожилым, инвалидам, да и всем остальным жильцам.
     Своеобразную дату с бокалами шампанского в минувшую новогоднюю ночь отметили жители дома
     № 59 в переулке Грановского астраханского военного городка: прошел ровно год, как в четырех подъездах этого дома отключены лифты. Свое послание в «Красную звезду» (подписал его 21 квартиросъемщик) они адресовали начальнику КЭЧ Астраханского района А. Горбунову. И призывают Александра Аркадьевича: «Поднимаясь на второй этаж, где вы живете, вспоминайте соседей, живущих этажами выше. Наверное, вы надеетесь, что наша спортивная закалка возрастет и тяжелые сумки, предметы домашнего обихода рано или поздно мы будем с ветерком поднимать даже на 9-й этаж».
     Конечно, жильцы иронизируют. Но, может быть, такая вот своеобразная форма просьбы, обозначения проблемы всколыхнет должностную и профессиональную совесть руководителя районной КЭЧ и подведомственного ему домоуправления?
     «Какая-никакая квартирешка, а своя», - говорят в народе. Что делать, если такой нет, мучают всяческие болячки, да и перспективы в получении собственного жилья весьма туманны? Об этом пишет в редакцию прапорщик Татьяна Николаевна Кобушко из Кубинки-10 Московской области. Уже четвертый год ее семья из трех человек ютится в крохотной комнатке гарнизонного общежития. До Кубинки восемь лет она прослужила на дальних точках в тяжелых климатических условиях, где и «заработала» бронхиальную астму.
     «Условия жизни в общежитии тяжелые, - пишет она. - Даже общей кухни нет. Готовим еду на электроплитке, стираем, сушим белье на семью из трех человек (сыну 19) - все в номере. Душ в соседнем крыле. Чтобы в него попасть, нужно отстоять очередь, часто простываю. Не благодать, в общем. Обратилась в жилищную комиссию части: помогите получить достойное жилье, вот и заключение о моей болезни. Но даже положительная резолюция начальника строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования Космических войск генерал-лейтенанта Б. Калиничева на мое обращение в нашей части не возымела воздействия. Мне-то служба не в тягость. Я бы еще потрудилась в армейском строю по своей воинской специальности. Вот только были бы нормальные жилищные условия, чтобы прийти со службы и отдохнуть в человеческих условиях».
     Вот и получается: служить бы рада, но...
     Не менее сложные житейские вопросы, связанные с получением жилья, тревожат и создают проблемы в жизни и службе майору Александру Фильченкову из Курска, полковнику Александру Гуляеву из Липецка, капитану 2 ранга Николаю Котову из Санкт-Петербурга и их близким. Так хочется, чтобы таких писем в редакцию было меньше.
     * * *
     Непростые коллизии высвечивает в нашей жизни пресловутый квартирный вопрос. Тот самый, который может принести счастье и радость. А может - слезы, мытарства по инстанциям, начальникам, судам. И не так уж редко замкнутые неразрешимые круги квартирного вопроса унижают и убивают Человека в человеке. Согласитесь, это уже не только печально - страшно...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker