на главную страницу

5 Феврапя 2003 года

Армия и общество

Среда

Национальная безопасность– это не только оборона

На вопросы «Красной звезды» отвечает председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор ОЗЕРОВ

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН,«Красная звезда».



     
- Виктор Алексеевич, безопасность – понятие обширное. Прилагательное «национальная» сужает область его действия или, наоборот, расширяет? Что такое «национальная безопасность»?
     
- Законодатели полную ясность в этот вопрос до сих пор не внесли. Даже формулировка самого термина «национальная безопасность» не имеет четкого определения и требует уточнения. Так, в Законе Российской Федерации 1992 года «О безопасности» национальная безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Однако для специалистов эта формулировка - лишь далекое от совершенства юридическое определение без учета целостной системы направлений и средств обеспечения национальной безопасности и тем более практической реализации. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что национальная безопасность - это система, требующая не только материального, финансового, организационного, социального и т. п. сопровождения, но и конкретных правовых основ. Трагические события, связанные с варварскими террористическим актами в России, США и других странах мира, в очередной раз актуализировали объективную необходимость адекватного законодательного обеспечения национальной безопасности государств.
     Национальная безопасность – это конкретная и определенная категория, отражающая и интегрирующая направления, содержание деятельности и совокупность средств по обеспечению интересов личности, общества и государства. Проблемы национальной безопасности условно можно разделить на «глобальные» и «обыденные». К первым относятся политические, экономические и военные угрозы, непосредственно относящиеся к системам жизнеобеспечения государства. Но не менее важны безопасность личности, проблема защиты свидетелей, борьба с алкоголизмом и множество других вроде бы «непрофильных» вещей. И, конечно, нельзя говорить о формировании системы национальной безопасности России и в то же время не иметь законов «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с коррупцией». Поле для работы здесь огромно.
     Необходимо понимать, что на пороге XXI века национальная безопасность любой страны - это не только количество боеголовок и штыков. Национальная безопасность- это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества.
     
- Получается, что национальная безопасность и оборона государства – это далеко не одно и то же?
     
- Оборонная политика – это одна из главнейших составляющих стратегии национальной безопасности России. Но я хотел бы обратить внимание на то, что силовые структуры, на которые возложен основной груз ответственности за обеспечение национальной безопасности страны, продолжают оставаться «заложниками» несовершенства законодательно-правового обеспечения своей деятельности.
     Одним из возможных шагов по устранению этого негативного фактора может стать четкое определение источников и факторов угрозы для Российской Федерации. К числу таких факторов сегодня с полной уверенностью можно отнести возможность развязывания крупномасштабных террористических операций этнорелигиозными экстремистскими силами.
     В этой связи назрела объективная потребность в разработке нового закона «О Вооруженных Силах», в котором должна четко определяться единая структура военной организации, ее функции и средства. Законодательная неопределенность стала причиной того, что военная реформа реализуется иногда популистскими методами. На мой взгляд, в законе должны быть разработаны принципы строительства воинских формирований, предназначенных для решения антитеррористических задач. В нем должны содержаться положения, регламентирующие участие войск в операциях на территории России и борьбе с международным терроризмом. Кроме того, в этом законе следовало бы определить: правомочность применения группировок Вооруженных Сил; право президента на применение войск и органов для ликвидации вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации; роль СМИ в информационном обеспечении антитеррористических операций и др.
     
- А международный опыт… В других странах отношение к термину «национальная безопасность» такое же?
     
- В США это понятие впервые было заявлено на государственном уровне в 1947 году в законе «О национальной безопасности» и в настоящее время пронизывает все стороны общественной жизни США. Став во главу угла американской политики, этот закон не только адекватно отобразил сущность новых социальных процессов – он позволил правильно выбрать вектор развития.
     Согласно официальным американским документам, «национальная безопасность» государства означает «способность сохранять в неприкосновенности свою территорию, поддерживать на приемлемых условиях экономические отношения с другими странами, отстаивать свои институты и способ правления от внешних и внутренних угроз». То есть национальная безопасность, даже в первоначальном, «американском понимании», не отождествлялась с военной или оборонной безопасностью.
     
- Какую роль играет в этом вопросе патриотическое воспитание? Ведь еще в законах Солона гражданин древнегреческого полиса «за равнодушие и безучастие» к обеспечению безопасности своей страны…
     
- …карался «отнятием гражданских прав». Обеспечение безопасности населения провозглашалось приоритетной государственной задачей и в дошедших до наших дней источниках древних Египта, Вавилона, Индии и Китая. Особо почитался ратный труд во имя независимости государства на Руси. Законодательство средневековых Киева, Москвы, Пскова и Новгорода проникнуто идеей первостепенной заботы об обеспечении защиты населения от внутренних и внешних угроз.
     Давно известно, что любую систему проще разрушить изнутри, а не снаружи. Сегодня особую значимость приобрело проведение активной и наступательной государственной политики по патриотическому воспитанию российских граждан как основного - человеческого компонента обеспечения национальной безопасности государства. Поэтому важным направлением деятельности парламента остается разработка и законодательное обеспечение государственной политики в сфере патриотического воспитания российских граждан.
     Актуальность выработки и реализации такой политики очевидна в контексте реальных проблем формирования у молодого поколения страны патриотического сознания, приверженности идеалам служения Отечеству, формирования адекватного отношения к ценностям нашего государства: от уважения государственной символики до безупречного выполнения гражданского долга перед своими соотечественниками. Данная проблема - комплексная и должна разрешаться целенаправленной и кропотливой законотворческой деятельностью депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации по утверждению гуманистических ценностей и идеалов современного демократического общества, постановкой надежных правовых заслонов распространению преступности, наркомании, алкоголизма, беспризорности, тунеядства, проституции и других социально опасных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности России.
     Отдельная проблема обеспечения национальной безопасности – формирование патриотического отношения граждан к службе в Вооруженных Силах. По результатам обсуждения данного вопроса Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности выражает следующую позицию: во-первых, в сознании гражданина России не должно быть альтернатив служению Отечеству; во-вторых, как следствие, в выборе форм службы на благо общества и государства также не должно быть альтернатив (само название Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» вызывает сомнение).
     
- Мир постоянно меняется. Вместе с ним трансформируются и угрозы интересам личности, общества, государства. Какие шаги следует предпринимать в этой связи?
     
- Необходимо создать целостную систему национальной безопасности Российской Федерации. Особое внимание следует уделить модернизации имеющихся законодательных актов. Прежде всего на базе Концепции национальной безопасности и имеющегося Закона Российской Федерации «О безопасности» разработать и принять федеральный закон «О национальной безопасности Российской Федерации».
     Остро нуждается в совершенствовании Закон «Об обороне». В нем прежде всего следовало бы уточнить управляющие и координирующие функции различных организационных структур в оперативном управлении Вооруженными силами. С учетом проведения антитеррористических операций требуется внести изменения и в Закон «О чрезвычайном положении». И, наконец, отмечу, что анализ современных тенденций в обеспечении национальной безопасности показывает: военная составляющая в современных условиях становится в большей степени сдерживающим фактором, поэтому проблемы национальной безопасности требуют особого законодательного сопровождения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker