на главную страницу

5 Феврапя 2003 года

Пульс планеты

Среда

Тбилиси все доходчиво объяснили

Но он не может успокоиться и пока не хочет продлевать мандат российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта

Александр ТИХОНОВ,Эдуард СОСНОВСКИЙ.Тбилиси.



     «Я не подписывал документ о продлении мандата российским миротворческим силам и не буду подписывать его, пока не будут выполнены наши требования», – заявил президент Грузии Эдуард Шеварднадзе по окончании киевского неформального саммита глав государств – участников СНГ. Требования известны: закрытие железнодорожного сообщения по маршруту Сочи – Сухуми, а также прекращение выдачи «в массовом порядке» российского гражданства населению, проживающему на территории Абхазии.
     Железнодорожная проблема привела к началу «рельсово-информационной» войны, развязанной грузинскими проправительственными СМИ против нашей страны. Возгласы возмущения раздались вместо одобрения и встречных обязательств по восстановлению движения поездов вдоль побережья. Негодующие, похоже, поступили по примеру завистливого хозяйчика, способного на все, лишь бы помешать соседу жить хорошо.
     Претензии к России в связи с оформлением гражданства жителям Абхазии – из той же «арии» завистливого соседа. Наши соответствующие структуры рассматривают все обращения с просьбой о получении российского гражданства, откуда бы они ни исходили. Очередь за российским гражданством стоит не только в Сухуми, но и возле нашего консульства в грузинской столице. За последние годы более 35 тысяч жителей Грузии, проживавших не в Южной Осетии и не в Абхазии, получили желанные паспорта с двуглавым орлом. То есть, можно сказать, тоже в массовом порядке.
     Независимо от того, выполнит или нет Россия эти абсурдные по своей сути требования, грузинская сторона все еще не отказывается от идеи интернационализации миротворческих сил в зоне конфликта и расширения их мандата. Более того, готова активизировать свои действия в этом направлении и, как заявил недавно секретарь совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе, не исключает возможности принятия «драматического» решения о выводе миротворцев. «Настает решающий этап, когда Грузия должна быть готова ко всему», – сказал Джапаридзе.
     Коллективные силы СНГ по поддержанию мира находятся в зоне грузино-абхазского конфликта с июня 1994 года. Изначально предполагалось, что, помимо российских миротворцев, в Абхазию войдут подразделения и других стран Содружества. Однако сейчас, как и ранее, миротворческую миссию по разделению противоборствующих сторон выполняют только наши солдаты и офицеры. Решают они свою задачу, это вынуждены признать и в Тбилиси, успешно. Крупных столкновений в зоне ответственности российских военных до сих пор не было, не допускается возобновление гражданской войны в Грузии, созданы все условия для мирного урегулирования конфликта. Тем не менее грузинские политики постоянно их критикуют, обвиняя в некой предрасположенности к абхазцам, и горят желанием убрать российских миротворцев. Вот и Эдуард Шеварднадзе рассчитывает заменить их войсками Евросоюза, заявив на днях, что «рано или поздно вооруженные силы, создаваемые Евросоюзом, будут использованы в процессе урегулирования конфликтов в Грузии».
     Особенно активно муссировалась эта проблема накануне состоявшегося в конце прошлой недели очередного заседания Совета Безопасности ООН. В Тбилиси не скрывали своих надежд, что Совбез займет прогрузинскую позицию. Однако на заседании было принято решение лишь о продлении до 31 июля этого года мандата миссии военных наблюдателей ООН. Они действуют наряду с миротворческим контингентом СНГ и отслеживают выполнение достигнутых договоренностей по демилитаризации зоны ограничения вооружений и невозобновлению вооруженных столкновений. При этом не был даже заслушан представитель Грузии. Зато подчеркнуто, что в случае пересмотра Тбилиси вопроса о пребывании миротворческого контингента в Абхазии Совбез снова вернется к рассмотрению мандата военных наблюдателей. Проще говоря, если уйдут миротворцы – уйдут и наблюдатели, безопасность которых обеспечивают «голубые каски».
     «Драматическое решение» о выводе миротворцев, если оно все-таки будет принято, несомненно, приведет в конечном итоге к трагическим последствиям – к войне. Победоносный «блицкриг» для грузинской армии невозможен в силу крайне недостаточного количества боеспособных частей. Осенний призыв был провален – в строй удалось поставить лишь около половины требуемого числа новобранцев. Большая часть боевой техники нуждается либо в ремонте, либо в списании и замене. В грузинском генштабе разрабатывают программу военно-технического сотрудничества с нашей страной, надеясь на благотворительный – со стороны России – характер этого сотрудничества. Эти надежды не оправдываются – времена бесплатных поставок военной техники и вооружения за рубеж, к счастью, прошли. Сами грузинские военачальники весьма скептически оценивают военную «мощь» своих вооруженных сил. Они понимают, что если война с Абхазией (не дай Бог!) возобновится, она будет затяжной. То есть способной повлечь за собой политические потрясения.
     В этой связи можно смело предположить, что превращение абхазского вопроса в тему дня в Тбилиси обусловлено внутриполитическими причинами, и никто от российских миротворцев на самом деле избавиться не желает. Переключив внимание грузинского общества на абхазскую проблему, легче скрыть упущения в социальной, экономической, военной политике государства. Мол, в том, что у Грузии нет Абхазии, виновата Россия... Могут быть и другие варианты, но в любом случае право и обязанность выбора – за грузинским руководством. Президент России Владимир Путин на минувшем неформальном саммите глав государств СНГ снова дал ясно понять Эдуарду Шеварднадзе: если грузинская сторона будет настаивать, мы выведем своих миротворцев, но ответственность за будущее мирного урегулирования или за возобновление гражданской войны ляжет на грузинское руководство.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker