на главную страницу

5 Феврапя 2003 года

Пульс планеты

Среда

Мины на пути к миру

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     В минувший понедельник в Косово был предотвращен террористический акт: на дороге, по которой бронетранспортеры российских миротворцев сопровождают автобусы с сербскими школьниками, были обнаружены противотанковые мины. Теракт был сорван благодаря звонку неизвестного, который назвался албанцем и заявил, что им движет стремление «насолить» брату – боевику Армии освобождения Косово (АОК). Устраивать нападения на детей этим террористам не впервой, но их бы вполне устроил и подрыв русской боевой машины.
     Данный инцидент наглядно иллюстрирует истинное положение дел в Косово, где за почти четыре года ни Временная гражданская администрация ООН, ни контингент КФОР не смогли установить должные законность и порядок. Достигнута лишь относительная стабилизация. Сокращение же числа инцидентов в отношении сербского и другого неалбанского населения связано с тем, что оно продолжает численно уменьшаться.
     На этом фоне бодрые заявления командующего КФОР итальянского генерала Фабио Мини о том, что многие обязанности по поддержанию безопасности в Косово будут переданы миссии ООН и полиции Косово, не могут не беспокоить. Сокращение личного состава КФОР, ныне насчитывающего более 30 тысяч военнослужащих, вдвое пройдет в плановом порядке. Понятно, что в условиях обострения борьбы с международным терроризмом многие страны, в том числе США и Россия, заинтересованы в том, чтобы такие прекрасно подготовленные и оснащенные контингенты, как части и подразделения, выделенные для КФОР, использовались для непосредственной защиты интересов и безопасности своих стран.
     В этой связи премьер-министр Сербии Зоран Джинджич 1 февраля направил командующему силами НАТО в Юго-Восточной Европе Грегори Джонсону письмо, в котором потребовал обеспечить возвращение на территорию края Косово югославских сил безопасности. По словам Джинджича, его тревожат планы «передачи функций по обеспечению безопасности местным структурам без каких-либо консультаций с властями Сербии и Югославии, без минимального уважения суверенитета Сербии и СРЮ». Джинджич напоминает, что резолюция 1244 СБ ООН предусматривает создание международными организациями условий для возвращения югославских военных и полиции. На этом основании глава сербского правительства обратился с просьбой о вводе контингента сербских сил безопасности численностью в одну тысячу человек в Косово, а также о согласовании с соответствующими органами власти Сербии и СРЮ всех шагов по передаче функций обеспечения безопасности, затрагивающих вопросы государственного суверенитета.
     Представитель генерального штаба югославской армии полковник Слободан Стоянович в связи с письмом премьер-министра Джинджича сделал заявление, в котором, в частности, указывается, что в настоящее время уже создан специальный отряд в составе вооруженных сил, который по своей численности, структуре, оснащению и вооружению соответствует условиям, определенным резолюцией 1244 СБ ООН. В соответствии с данной резолюцией ограниченный контингент югославских сил безопасности может быть возвращен в Косово для выполнения задач по охране границ, исторических памятников, участия в разминировании.
     Между тем положение усугубляет начавшийся процесс трансформации СРЮ в Государственное сообщество Сербии и Черногории. По сути дела, 4 февраля стало последним днем «третьей Югославии». Во вторник обе палаты Скупщины СРЮ приняли Конституционную хартию Государственного сообщества Сербии и Черногории. Ранее это уже сделали обе скупщины этих республик. Новое государственное образование представляет собой нечто вроде «временного брака» или «отсроченного развода». Становясь по сути конфедерацией, то есть гособразованием, какого в настоящее время практически нигде более в мире не существует (та же Швейцарская Конфедерация является таковой лишь по названию), союз Сербии и Черногории приобретает к тому же и открыто провозглашенный временный характер: через несколько лет любая из сторон имеет право инициировать окончательный разрыв.
     Албанские политики в Косово немедленно откликнулись на эти события. Уже 3 февраля они выступили в краевом парламенте с законодательной инициативой о провозглашении независимости края. Это предполагает включение данного вопроса в повестку дня экстренного заседания косовского парламента 13 февраля. Такая спешка объясняется тем, что албанская верхушка Косово обеспокоена определением края как составной части Сербии в Конституционной хартии Государственного сообщества Сербии и Черногории, в то время как в резолюции 1244 СБ ООН говорится, что Косово – часть Югославии. Международное признание новой конфедерации и ее Конституционной хартии устранит противоречие, заложенное в резолюции 1244 СБ ООН. Сербия упрочит свое законное право на часть суверенной территории. Но как на это отреагируют вооруженные албанские сепаратисты? Тем более в условиях, когда сокращается международное военное присутствие в Косово?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker