на главную страницу

6 Феврапя 2003 года

Тема номера

Четверг

Победы маршала Ефимова

Анатолий ДОКУЧАЕВ, «Красная звезда».



Сегодня поздравления с 80-летием принимает дважды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Ефимов. Их будет много. Только от авиационной братии он примет массу приветствий и самых добрых пожеланий. А как еще? Александр Ефимов - знаковая фигура Военно-воздушных сил Отечества.

Титулов у Александра Николаевича хоть отбавляй. Он - заместитель председателя Российского организационного комитета «Победа», координатор его рабочей группы по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке, президент Международного благотворительного фонда «Победа - 1945». А еще он дуаен Клуба главкомов ВВС, который ныне объединяет пять известных военачальников.
     И все же главный его титул - первый ас советской штурмовой авиации Второй мировой войны, великий летчик XX века.
     ...20 июля 1943-го. Эскадрилья штурмовиков (ее возглавляет Александр Ефимов) в составе двух шестерок вылетает для нанесения удара по отходящим войскам противника на шоссе Орел - Карачев. Ил-2 несут стокилограммовые бомбы. Расходовать их на пустяковую цель жалко, а подходящие не попадаются. Летчики знают: гитлеровцы затаились в ожидании спасительной темноты, чтобы продолжить отход на запад, замаскировали свои самолеты. Где они? И вот стрелок сержант Юрий Добров докладывает: «Командир, самолеты в орешнике!.. Фашистский аэродром!»
     Шестерка штурмовиков проносится над летным полем, расположившимся у железной дороги возле станции Нарышкино. Два гитлеровских истребителя начинают выруливать на старт для взлета. Если они успеют подняться в воздух, штурмовикам придется туго. Обстрелять бы их, но нет твердой гарантии, что попадешь, - слишком неподходящий ракурс. Бросить одну бомбу - тоже, пожалуй, мало. Была не была, решает Ефимов и сбрасывает все четыре «сотки». Удар точный… Откуда-то появляются «мессеры». Трижды пришлось становиться в оборонительный круг. Когда наши войска освободили тот район, то увидели обломки фашистских самолетов, остовы сгоревших машин.
     Боевой путь первого аса штурмовой авиации начался в августе 1942-го. После окончания военной школы летчиков Александр Ефимов направляется в штурмовой авиационный полк на Западный фронт. Счет уничтоженной боевой техники и живой силы вермахта открыл под Ржевом. Каждый новый боевой вылет прибавлял мастерства. Ему поручают возглавлять группы. В мае 1943-го назначают командиром эскадрильи. Отважный пилот продолжает множить свои боевые результаты.
     8 мая 1945-го штурман 62-го штурмового авиаполка капитан Александр Ефимов совершает свой последний, 288-й боевой вылет. За новые достижения он награждается второй медалью «Золотая Звезда». А каковы они? Отважный штурмовик лично и в составе группы поразил 85 самолетов противника на аэродромах и 7 - в воздушных боях. Получается, Александр Ефимов принимал участие в уничтожении 93 самолетов врага - наивысший результат в советских ВВС.
     Титул лидера он уже не упускал никогда. Не ошибусь, если скажу, что именно он командовал самыми мощными в мире Военно-воздушными силами, будучи главнокомандующим ВВС Советского Союза в 1984-1990 годы. И все делал для того, чтобы они были еще крепче.
     С энтузиазмом Александр Николаевич рассказывает, как ему удалось в 1988-м воссоздать воздушные армии – мобильнейшие объединения. Доказывать необходимость этого пришлось военному, а затем и политическому руководству страны. Последняя точка ставится на заседании Политбюро ЦК КПСС, где маршал выступил с докладом. Среди членов Политбюро не было военных специалистов, и возразить по сути вряд ли кто из них мог. Но все присутствовавшие являлись опытными руководителями и, конечно, понимали, что любая реорганизация стоит денег, и немалых. И все же аргументация Ефимова была неотразимой. После заседания к Ефимову подошел маршал Ахромеев, по-дружески обнял: молодец, мол, храбрости и ума хватило мастерски провести важное для Вооруженных Сил решение.
     Строительством Военно-воздушных сил Александр Николаевич живо интересуется и сегодня, высказывает свои предложения на различных форумах. Конечно же посещает боевые полки, авиасалоны. Авиация – его жизнь.
     
Крепкого здоровья, счастья, голубого чистого неба вам, Александр Николаевич!

     Беседу с маршалом авиации Александром Ефимовым читайте на странице >>>


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker