на главную страницу

6 Феврапя 2003 года

Ситуация

Четверг

Судьба космоса в руках «Союза»

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Трагическая гибель американского корабля многоразового использования «Колумбия» внесла серьезные коррективы в процесс освоения человечеством космического пространства. Фактически под угрозу поставлена не только национальная пилотируемая космическая программа США, но будущее грандиозного проекта - Международной космической станции (МКС), создание которой планировалось завершить в 2006 году.
     Как и ожидалось, НАСА запретило полеты «шаттлов» на время расследования причин катастрофы и устранения выявленных недостатков. И никто не может сказать, сколько времени потребуется на это. Напомним, что после предыдущей катастрофы, когда в 1986 году взорвался челнок «Челленджер», следующий полет «шаттла» состоялся только через два года.
     Между тем американские космические корабли многоразового использования благодаря грузоподъемности в 30 тонн выполняли львиную долю грузоперевозок и доставки экипажей на МКС. В этом году они должны были побывать там не менее четырех раз и доставить на орбиту более 80 тонн различных грузов и 26 человек, в том числе трех россиян (80 процентов пассажиров, 90 процентов грузов).
     Поэтому сегодня, когда участие США в проекте приостановлено, о полноценной пилотируемой программе и дальнейшем строительстве МКС можно забыть.
     Скорее всего, будут упразднены экспедиции посещения и на орбите будут работать лишь основные экипажи. При самых неблагоприятных условиях станцию придется законсервировать до лучших времен, такая возможность закладывалась при ее строительстве. Тогда нынешний экипаж в составе двух американцев Кена Бауэрсокса и Дона Петтита и российского космонавта Николая Бударина может оказаться на МКС последним.
     Также придется забыть и о дальнейшем строительстве станции, в первую очередь о доставке на орбиту европейской и японской космических лабораторий. Кроме того, будет значительно свернута научная программа, а ведь до катастрофы «шаттла» сотни ученых из 16 стран мира уже готовили эксперименты в различных областях (биология, физика, материаловедение и фармакология).
     Что же может предложить Россия в сложившихся условиях? Для замены челноков могут использоваться пилотируемые космические корабли «Союз-ТМА» и грузовые «Прогрессы». По планам Росавиакосмоса мы должны были обеспечивать в год запуск двух кораблей «Союз-ТМА» и трех «грузовиков». Очевидно, что «Союзов» теперь должно быть минимум три и, поскольку «Прогресс» имеет грузоподъемность около 2,5 тонны, для обеспечения жизнедеятельности МКС он должен побывать на орбите не менее восьми раз. По словам заместителя генерального конструктора ракетно-космической корпорации «Энергия» Валерия Рюмина, технически строительство такого количества кораблей предприятие может обеспечить, но только при условии дополнительного финансирования. Таких денег у Росавиакосмоса нет, а значит, придется договариваться с зарубежными партнерами.
     И здесь могут возникнуть определенные проблемы. Дело в том, что Канада и Япония уже объявили о приостановке своего участия в проекте, а американцы, несмотря на заявления о продолжении пилотируемых программ, к 2008 году планируют создать новую транспортную космическую систему на основе новых мини-«шаттлов», что требует огромных затрат.
     Тем не менее на этой неделе начались консультации Росавиакосмоса с НАСА и Европейским космическим агентством о будущем международной станции, а во вторник российский грузовой транспортный космический корабль «Прогресс М-47» произвел успешную стыковку с МКС в автоматическом режиме и доставил на ее борт необходимые грузы. Это значит, что жизнь на станции пока продолжается.
     

На снимке: именно «Союз-ТМА» будет доставлять космонавтов на МКС.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker