на главную страницу

7 Феврапя 2003 года

Ситуация

Пятница

Кому придется «трепетать»?

Вадим МАРКУШИН.



     Заинтригованная мировая общественность если и не затаив дыхание, то уж во всяком случае с повышенной готовностью ждала наступления 5 февраля - момента истины, мгновения праведного прозрения. Дня, когда госсекретарь США Колин Пауэлл должен был, по обещанию Джорджа Буша, предоставить миру такие доказательства порочности Ирака, которые нейтрализовали бы своей вескостью любые оппозиционные рогатки воинственным намерениям администрации США. Пресса, естественно, тоже изготовилась для дотошного разъяснения широкой и преимущественно непонятливой публике заготовленного госдепом компромата против Саддама. И хотя дискуссия о безнравственности новой войны в иракской пустыне не прекращалась ни на минуту, все смотрели на календарь в ожидании «изобличающей» среды. И она настала.
     Речь Колин Пауэлл произнес, как и было намечено, в соответствующем месте и в указанное время. Это был пространный, выдержанный в лучших традициях американской риторики доклад, в котором насыщенная эмоциями лексика явно доминировала над бесстрастным служителем правды - фактом. Факт терялся в массе ангажированной словесности, он вроде бы манил внимание образным оборотом, специфическим термином, обнаруженным новым нюансом, но тут же куда-то ускользал. Можно вполне предположить реакцию аудитории в Совете Безопасности ООН, для которой был прочитан доклад заглавного американского дипломата. Слушая его, она, вероятно, проникалась пафосной плотью подготовленного материала. А прослушав, поняла, что в нем было много прикрытых пустот.
     «Иракские ракеты могут долететь до России» - конечно, сильный аргумент, имея в виду то, что Москва в принципе выступает против военного решения «иракского вопроса». Но каким конкретно образом это утверждение изобличает Багдад в свете резолюции 1441?
     «Ирак поддерживает терроризм, его руководители неоднократно встречались на территории Афганистана с бен Ладеном» - тезис известный и многократно прокомментированный. Кто, где, когда? Все то же молчание.
     «После войны с Ираном в Ираке остались десятки тысяч бомб, которые могут быть начинены этим химическим оружием. Обнаруженные в прошлом месяце инспекторами 12 пустых боеголовок к химическим бомбам, по всей видимости, являются лишь «верхушкой айсберга» - это обвинения или подозрения? «Могут быть», «по всей видимости» - выражения, вряд ли пригодные для оценки обстановки перед началом войны.
     «Иракцы заранее уничтожили всю документацию, касающуюся оружия массового поражения» - некрасиво, конечно, отдает восточной хитростью. Но что в подтверждение наличия конкретных видов ОМП? Обещанных сведений озвучено не было. Есть ли они вообще? Госсекретарь не поведал. Зато он в красках рассказал об иракцах-факирах, которые якобы способны из обычных труб быстро собирать стволы дальнобойных орудий, маскировать позиции ударных сил - так, чтобы это не заметил ни один спутник, и вообще все прятать, утаивать и втихую готовить к будущим атакам на врагов.
     В доводах дипломатического ведомства США нет самого главного: безупречных доказательств причастности Ирака к терактам и наличия у него боеготовых арсеналов ОМП, которые он может в ближайшее время использовать против США или их союзников. Намерения Багдада в счет идти не могут, они гипотетичны, в то время как Вашингтон беспрестанно говорит о законе.
     Повод и довод - вот две субстанции, которые никак не могут считаться равнозначными. В первом всегда много от лукавого. Второй документален и хладнокровен по своей сути.
     Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов считает, что выступление госсекретаря США Колина Пауэлла на заседании Совета Безопасности ООН по Ираку «лишний раз подтверждает, что США намерены идти до конца в реализации своей новейшей доктрины превентивного удара». «Американцы продемонстрировали, что они уже сделали для себя все выводы и уверены в них, - отмечает он. - Однако делать выводы на основании пусть даже самого яркого публичного выступления - наивно. Нельзя отвечать на вероятную угрозу реальной полномасштабной войной».
     Вот почему Соединенным Штатам не удалось в среду изменить расстановку сил в Совете Безопасности в вопросе о военных действиях против Ирака. Члены СБ приняли к сведению информацию госсекретаря. В то же время большинство из них высказались за то, чтобы эти сведения были предоставлены инспекторам и самым тщательным образом проанализированы ими. Только у США и Великобритании не остается сомнений в том, что Ирак «существенным образом» нарушает свои разоруженческие обязательства по резолюциям СБ ООН и должен ответить за свои действия. Трое остальных постоянных членов СБ ООН, имеющих право вето, - Китай, Россия и Франция - убеждены в том, что инспекторам необходимо дать больше времени, чтобы полностью выполнить свой мандат. «Характер представленной госсекретарем США Колином Пауэллом информации убедительно свидетельствует о необходимости продолжения деятельности инспекторов», - отметил в этой связи в своем выступлении в Совбезе министр иностранных дел РФ Игорь Иванов. Эту же мысль высказал его германский коллега Йошка Фишер, председательствовавший на заседании, и глава МИД Франции, который выступил за ужесточение режима инспекций и центральную роль Совета Безопасности ООН в урегулировании кризиса вокруг Ирака.
     Состоявшееся заседание Совбеза показало, что войны можно избежать, заявил журналистам по его завершению генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. «Я думаю, что иракским лидерам должно быть предельно ясно: все страны без исключения хотят, чтобы Багдад самым активным образом сотрудничал с инспекторами и выполнял требования международного сообщества. И если он пойдет на это, то мы сможем избежать войны», - сказал Кофи Аннан.
     К сожалению, так сложилось, что не ООН нынче определяет ход реальных событий. Вероятность интервенции мало кем подвергается сомнению. Что может совершить Багдад, чтобы остановить движение к новому кровопролитию? Заявить о полной капитуляции? Выдать Саддама Хусейна, как выдали Милошевича? Слишком далеко от действительности.
     Между тем группировка для нанесения ударов практически собрана, и она по количественным и качественным параметрам превосходит ту, которая привлекалась для «Бури в пустыне». По официальным данным, в настоящее время в регионе уже находятся 113 тысяч американских военнослужащих. Как ожидается, в ближайшие недели численность этого контингента возрастет до 180 тысяч человек. Группировка ВВС в зоне кризиса насчитывает до 500 самолетов, которые способны наносить по 300-400 ударов в сутки.
     Чисто военные усилия дополняются все более интенсивными политическими и психологическими атаками, призванными морально подготовить мир к расправе над Ираком. Министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил, что теперь уже якобы многие страны мира готовы принять участие в возможной военной акции или оказать Америке различную помощь в ее ходе. Выступая в среду на слушаниях в конгрессе США, глава Пентагона сообщил о существовании «нетривиального числа государств, уже решивших принять участие в боевых операциях в Ираке».
     Операция под названием «Шок и трепет» призвана продемонстрировать настоящую силу США. И это, очевидно, одна из главных целей военной кампании на Среднем Востоке. Но приведет ли она в трепет иракцев, которым терять в этой жизни куда меньше, чем их более благополучным соседям? Пополнит ли она список краткосрочных и победоносных акций Пентагона или втянет США в бесконечное решение бесконечных проблем? Не все ответы на эти вопросы идут в русле уверенных предположений Вашингтона. Так, министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази считает, что война с Ираком может спровоцировать «столкновение цивилизаций».
     На снимке: аргументы США не убеждают.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker