на главную страницу

8 Феврапя 2003 года

Армия сегодня

Суббота

Впереди боевых порядков



Военный топограф... Согласитесь, что эта профессия не очень-то известна широкой аудитории. А ведь без военных топографов не могла бы состояться ни одна боевая операция. Они первыми прокладывают маршруты, составляют карты незнакомой местности... Их служба полна не только суровой романтики, но и реальной опасности. Какие же задачи они решают сегодня? Об этом - в статье начальника Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ - начальника Топографической службы ВС Российской Федерации генерал-майора Валерия ФИЛАТОВА.

     Изменение средств и методов вооруженной борьбы вызвало необходимость совершенствования всех видов обеспечения войск, включая оперативное (боевое) и, в частности, топогеодезическое (ТГО). Его основная задача – подготовка и доведение до войск требуемых топогеодезических данных, в первую очередь аналоговых и цифровых (электронных) топографических карт, каталогов координат геодезических пунктов. Все это и многое другое возложено на Топографическую службу.
     Интересно, что основы ТГО как комплекса мероприятий по обеспечению войск закладывались более двухсот лет назад. В частности, опыт Семилетней войны середины ХVIII века «показал все невзгоды, происходящие от неимения при войсках особых офицеров, на которых можно было бы возложить производство съемок и обозрений...» Для устранения этих недостатков в 1763 г. были отобраны несколько десятков офицеров и объединены в так называемый «Особый Генеральный штаб». Эти офицеры направлялись для съемки как районов расположения войск, так и маршрутов их возможного следования, а также всех дорог, по которым проходили сообщения между штабами частей и дивизий.
     Для обобщения поступающих съемочных материалов, подготовки к изданию оригиналов, топографических карт и планов в 1796 г. император Павел учредил чертежную мастерскую. Вскоре она была преобразована в Депо карт. После чего, 27 января (9 февраля) 1812 г., утверждается Положение для «Военного топографического депо». Его начальником был назначен генерал граф
     К. Опперман. Поэтому именно 1812 г. принято считать датой зарождения Военно-топографического управления как органа управления топографической деятельностью военного ведомства России. С этой же даты начала свою долгую историю Топографическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации.
     В феврале 1822 г. по инициативе начальника Главного штаба графа П. Волконского Военное топографическое депо преобразуется в Корпус военных топографов, первым руководителем которого был назначен генерал-майор Ф. Шуберт. Его создание позволило политическому и военному руководству России планировать и эффективно выполнять крупномасштабные топографические съемки и астрономо-геодезические работы на обширных территориях.
     Преемницей Корпуса военных топографов Русской армии стала Военно-топографическая служба (ВТС) Рабоче-Крестьянской Красной (затем Советской) Армии. Офицеры ВТС в предвоенные и военные годы выполнили огромный объем работ по картографированию страны и зарубежья, чем внесли значительный вклад в Победу над фашистской Германией и милитаристской Японией. В последние десятилетия ТС ВС оснащается современными оптико-электронными, гироскопическими и другими измерительными средствами, а также спутниковыми и геоинформационными технологиями. Она продолжает выполнять топографические съемки в различных уголках страны и обеспечивать в топогеодезическом отношении боевую готовность Вооруженных Сил.
     Первоочередными задачами мирного времени для нас являются обновление топографических карт и создание специальных геодезических сетей в новых приграничных районах РФ, оборудование их в топографическом отношении. Весьма актуальны и проблемы совершенствования глобальной космической геодезической сети. Только на основе этих данных уточняются параметры Земли и повышается точность навигационно-геодезических определений с использованием системы ГЛОНАСС. Кроме того, офицеры ТС ВС выполняют специальные работы в позиционных районах РВСН и на маршрутах боевого дежурства подвижных ракетных комплексов, а также занимаются гравиметрическим обеспечением ракетных подводных крейсеров в районах их патрулирования и в акватории Мирового океана.
     В военное время военные топографы призваны выполнять многие специальные задачи: организация обеспечения войск топографическими картами, цифровой информацией местности, оперативное исправление топокарт (изменения на местности, возникшие вследствие военных действий), контроль точности топогеодезической привязки элементов боевых порядков ракетных войск и артиллерии, топогеодезическая подготовка аэродромов... Следует отметить, что топографические карты Генерального штаба используются не только в Вооруженных Силах, но и в других силовых ведомствах РФ, прежде всего во Внутренних войсках МВД, Федеральной пограничной службе, Федеральной службе железнодорожных войск и т.п.
     В современных условиях актуальна для нас и такая задача, как обеспечение цифровой топоинформацией автоматизированных систем управления войсками. Конечно, сегодня все более возрастает значимость перспективных технологий создания электронных топографических карт и методик работы с ними. Без этого уже не обойтись. Вместе с тем опыт боевых действий на Северном Кавказе показывает, что традиционные топографические карты на бумаге по-прежнему являются основным информационным документом как командира воинской части и подразделения, так и оперативно-тактического штаба. В этой связи актуальными остаются задачи топографической службы по их созданию, хранению и доведению до войск.
     Понятно, что условия современного общевойскового боя предъявляют особые требования к созданию таких карт. Наличие сил, средств и материалов съемки местности позволяют обновлять карты 1 раз в 10-15 лет. Однако мало кто знает, что «старение» карты 1:50000 (основной карты командира тактического звена) составляет до 3 процентов в год. А несоответствие ее местности за 10-15 лет может достигать 40 процентов. Такая карта вызывает обоснованные претензии штабов и войск. Вот почему необходимо обновление топографических карт каждые 5-10 лет. И это вполне по силам ТС ВС при наличии космических снимков местности и хороших специалистов.
     Кстати, о людях разговор особый. Топографическая служба Вооруженных Сил располагает отлаженной системой подготовки кадров. Уже более 180 лет офицеров для нас готовит старейшее учебное заведение России – Санкт-Петербургское высшее военно-топографическое командное училище (с 1998 г. - филиал Военно-инженерного университета). Однако сегодня, на мой взгляд, назрела необходимость восстановления статуса самостоятельности училища, подчинения его Военно-топографическому управлению ГШ ВС РФ. Это единственное в стране военно-учебное заведение, которое в течение 5 лет готовит высококлассных специалистов в областях военной геодезии, военной топографии и военной картографии. За все непростое для армии последнее десятилетие училище не претерпело существенных организационно-штатных изменений. Да и количество необходимых военных топографов определяется не составом Вооруженных Сил, а размерами территории, обеспечиваемой в топогеодезическом отношении.
     Офицеров - руководителей Топографической службы готовят на геодезическом факультете Военно-инженерного университета. После завершения учебы и получения достаточного практического опыта они успешно руководят топослужбами видов ВС и военных округов (армий), топогеодезическими отрядами, военно-картографическими фабриками, аэрофототопографическими и геодезическими предприятиями. Склонные к исследовательской деятельности направляются в 29-й НИИ Минобороны, который выполняет задачи по разработке средств и методов топогеодезического обеспечения и их военно-научного сопровождения в промышленности и войсках. И сегодня, в преддверии нашего профессионального праздника, нельзя не назвать хотя бы лучших из лучших. И прежде всего тех, кто в различных уголках матушки-России ежедневно выполняет трудную, порою очень опасную работу. Среди них начальники топографической службы полковники Виктор Васильевых (СКВО), Борис Карпенко (ПУрВО); командиры топогеодезических отрядов офицеры Александр Гончарук (СКВО) и Олег Юрзонаев (СибВО), начальник военно-картографической фабрики Алексей Самохин...
     И еще, пользуясь случаем, вот о чем хотелось бы сказать. Научно-производственный потенциал нашей службы позволяет разрабатывать и внедрять в деятельность войск перспективную топогеодезическую информацию с новыми пользовательскими свойствами: цифровые (электронные) топографические карты, цифровые фотодокументы местности, трехмерные пространственные модели и др. То есть самые современные средства геоинформационной поддержки и обеспечения боевых действий. Понятно, что их необходимо доводить не только до командиров тактического звена, но и до каждого военнослужащего. Если мы, конечно, хотим в будущем иметь современную, хорошо оснащенную армию. Но последнее возможно лишь при включении в перспективную экипировку солдата на поле боя специальных индивидуальных средств топографического и навигационного ориентирования, а также средств связи. И об этом надо думать уже сегодня. Более того, решение этих и других научно-практических проблем во многом определит на ближайшую и отдаленную перспективу значимость деятельности органов воинских частей и учреждений Топографической службы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker