на главную страницу

8 Феврапя 2003 года

Фронтовик

Суббота

Всего полгода войны

Олег ПОЧИНЮК.



     Проходя по улицам родного города на Неве, Герой Советского Союза полковник в отставке Николай Васильевич Леонов невольно вспоминает предвоенные годы. В центре Санкт-Петербурга сейчас многое изменилось, но все равно он без труда узнает знакомые с детства дворы и переулки.
     Николай родился в одном из таких старинных домов в далеком 1921 году. В 1939-м он становится курсантом 3-го Ленинградского артиллерийского училища. Известие о начале войны застало его и сокурсников в лагере под Лугой. Через несколько дней их отправили в Ленинград, где состоялся досрочный выпуск из училища.
     Всеми мыслями Леонов был на фронте, но после выпуска его, как одного из лучших на курсе, оставили в училище. Это известие он воспринял как настоящий удар судьбы – ведь большинство однокашников отправились бить фашистов. Тогда еще казалось, что война пусть и не через считанные месяцы, но все равно скоро закончится, а, значит, так и не удастся понюхать пороху. К тому же отец и брат Николая уже воевали.
     К счастью, в Ленинграде находиться пришлось недолго – уже в начале августа училище эвакуировали в Кострому. Прошло чуть более полугода, и Леонов узнал, что мать умерла в блокадном городе, отец контужен, а брат тяжело ранен. Понятно было его состояние – поскорее на фронт! Писал рапорт за рапортом, но ответ всякий раз получал один и тот же: «Ты нужен здесь!»
     – Так продолжалось до осени 1944 года: рапорты и их возвраты, – вспоминает Николай Васильевич. – И вот наконец свершилось: меня направили в артиллерийский полк 11-го гвардейского танкового корпуса на должность офицера разведки.
     Сейчас, спустя десятилетия, многое стерлось из памяти, но некоторые эпизоды боев Леонов до сих пор помнит очень отчетливо.
     ...В январе 1945 г. после прорыва обороны немцев на Магнушевском плацдарме артиллеристы 350-го легкого артполка поддерживали наступление танковых частей. В районе Ново-Място танкисты форсировали реку Пилица и продолжали наступление. Не успел артполк в полном составе переправиться на западный берег, как был атакован крупными силами прорвавшейся из окружения группировки противника, поддерживаемой танками и бронетранспортерами.
     Завязался тяжелый кровопролитный бой. Пушки почти в упор расстреливали наседавшие вражеские танки, бронетранспортеры и пехоту. Со всех сторон свистели пули, рвались гранаты и снаряды. Для офицера, еще не привыкшего к фронтовой обстановке, это явилось непростым испытанием.
     В начале боя Леонову пришлось помогать развертывать орудия на позициях. Работа и в обычной обстановке нелегкая, а под непрекращающимся обстрелом и подавно. Затем, когда расчет одного из орудий был выведен из строя, он вместе со своим ординарцем заменил его. Работая за наводчика, Леонов подбил один танк и три бронетранспортера. Вот где пригодились доведенные до автоматизма навыки! В бою некогда размышлять – нужно действовать не медля ни секунды. Замешкался – и ты на прицеле у противника.
     Благодаря мужеству и стойкости артиллеристов, не дрогнувших в этой ситуации, прорыв фашистов захлебнулся: понеся большие потери, они были вынуждены отступить. За этот бой, который стал для Леонова фронтовым крещением, он был награжден орденом Отечественной войны II степени.
     Спустя сутки, в первые же минуты очередного боя, был убит командир дивизиона капитан Сумкин, и Леонов принял командование. В том бою гитлеровцы понесли такие потери, что подошедшая через несколько часов советская механизированная бригада почти без боя овладела городом.
     В дальнейшем Леонов продолжал командовать дивизионом. Сначала был рейд по тылам противника при прорыве Мезерицкого укрепленного района, затем участие в грандиозной артиллерийской подготовке на Одерском плацдарме и прорыве немецкой обороны на Зееловских высотах. Дивизион был в числе тех, кто произвел первые залпы по Берлину.
     Утром 21 апреля в штаб армии поступила телеграмма командующего 1-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза Георгия Жукова: «1-й гвардейской танковой армии поручается историческая задача: первой ворваться в Берлин и водрузить Знамя Победы. Пошлите от каждого корпуса по одной бригаде в Берлин». Осуществление этой ответственной и почетной задачи в 11-м гвардейском танковом корпусе было возложено на 44-ю гвардейскую танковую бригаду. Столь высокой чести удостоился и дивизион старшего лейтенанта Леонова – его до завершения боев в столице третьего рейха придали этому соединению.
     К утру 28 апреля артиллеристы уже вели бои на подступах к вокзалу с целью пробиться через железную дорогу и в дальнейшем продолжать наступление в направлении рейхстага. Серьезной преградой являлась высокая железнодорожная насыпь, под которой был проложен автомобильный тоннель.
     Тогда Леонов принял рискованное, но единственно правильное решение – выкатить одно из орудий к выходу из тоннеля и уничтожить наиболее опасные вражеские огневые точки, расположенные в домах. Так и сделали. Чтобы в этой критической ситуации не подвергать подчиненных опасности, офицер оставил при орудии лишь его командира — сержанта Мардыньшина, а сам стал работать за наводчика. Это было оправданно, так как действовать нужно было наверняка.
     Сразу же открыли огонь по обнаруженным целям. Пули, словно град, колотили по щиту орудия, к счастью, не принося вреда – два артиллериста были относительно хорошо защищены. Но когда вблизи разорвался снаряд, Мардыньшин получил тяжелое ранение. Следующий выстрел гитлеровцев мог бы уничтожить и орудие, и расчет. Но Леонов успел засечь, откуда била их пушка, и первым же снарядом «накрыл» ее. Однако теперь ему пришлось действовать и за заряжающего, что не позволяло с той же скоростью вести огонь. Но к тому времени задача, по сути дела, была выполнена: в наступление пошли наши танки, насыпь начала преодолевать пехота...
     К исходу 29 апреля артиллеристы почти вплотную приблизились к имперской канцелярии. Все понимали, что война вот-вот закончится. И действительно, на рассвете 30 апреля последовал приказ прекратить атаки: в этот день на рейхстаге водрузили Знамя Победы.
     За бои в Берлине уже капитану Николаю Леонову 31 мая 1945 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. В итоге воевать ему довелось всего полгода. Немного, если учесть, что у некоторых сослуживцев за плечами была вся война.
     – Считаю, что мне повезло, – говорит Николай Васильевич. – Даже ранения не получил. Видимо, «в рубашке родился». Хотя экстремальных ситуаций было достаточно...
     После Победы Леонов остался в армейском строю. В запас уволился в звании полковника с должности преподавателя военной академии. Чем занят сегодня?
     – Стараюсь активно участвовать в военно-патриотическом воспитании молодежи, – говорит седой ветеран. – Нужно донести до нынешнего поколения правду о Великой Отечественной войне, которую зачастую стремятся «скорректировать» фальсификаторы разных мастей. Историю нельзя переписывать заново, из нее нужно извлекать уроки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker