на главную страницу

11 Феврапя 2003 года

Российское оружие

Вторник

АНТИ-ЛЭП ДЛЯ ВИНТОКРЫЛОВ

Уникальной системы может и не быть

Андрей ГАРАВСКИЙ,«Красная звезда».



     Начальник лаборатории «Методы распознавания» Центрального научно-исследовательского института экономики, информатики и систем управления доктор технических наук, профессор Александр Горелик сообщил в редакцию: работы по комплексу бортовой аппаратуры вертолетов, предназначенные для своевременного обнаружения линий электропередачи (ЛЭП), могут быть не завершены.
     «Красная звезда» в свое время первой рассказала об уникальной разработке, позволяющей своевременно информировать летчика о наличии по курсу искусственной преграды. Мы еще раз возвратились к этой теме после трагической гибели в авиакатастрофе губернатора Красноярского края Александра Лебедя и сопровождающих его лиц. В условиях плохой видимости вертолет зацепил провода высоковольтной линии электропередачи и упал на землю.
     Мировая практика свидетельствует, что определенное количество вертолетов систематически терпят аварии или катастрофы, поскольку летчики не могут обнаружить ЛЭП на расстоянии, достаточном для выполнения необходимых обходных маневров. Поэтому и возникла острая необходимость в соответствующем комплексе бортовой аппаратуры.
     Ученые под руководством Александра Горелика предложили свое ноу-хау в этой области. Дело оставалось за малым - нужны были средства, которыми по известным причинам российская «оборонка» в последние годы не располагала. Тем не менее, как сообщил нам профессор, благодаря в том числе и публикациям в «Красной звезде», дело сдвинулось с мертвой точки.
     В июне 2002 года в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» между ЦНИИ и Министерством науки, промышленности и технологий был заключен контракт на три года при общем финансировании 12,4 миллиона рублей на завершение разработки комплекса бортовой аппаратуры вертолетов, предназначенного для обнаружения ЛЭП. За это время в лаборатории «Методы распознавания» провели комплекс работ по отработке системы автоматического дистанционного обнаружения малоинформативных объектов, в том числе и ЛЭП. Параллельно работали и соисполнители проекта по аппаратной части специалисты Государственного института прикладной оптики. Уже в этом году предполагалось провести реальные испытания макета комплекса на борту вертолета в условиях реального полета. Но по неизвестным причинам финансирование разработки в 2003 году было урезано почти на 50 процентов. Это делает невозможным успешное завершение работ по созданию комплекса бортовой аппаратуры в установленные сроки. Неужели будем дожидаться новой авиакатастрофы, чтобы восстановить-таки полноценное финансирование уникальной разработки?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker