на главную страницу

12 Феврапя 2003 года

Пульс планеты

Среда

Как объединить вооруженные силы

В поиске ответа на этот вопрос Пентагон проводит военную реформу

Сергей ПЕЧУРОВ, доктор военных наук, действительный член Академии военных наук.



     Готовясь к военной операции против Ирака, Пентагон не ослабляет своих усилий по реформированию вооруженных сил США. Очередным шагом в этом плане призвано стать определение десяти главных направлений работы аппарата министерства обороны в области функционирования американской военной машины на предстоящие 10-12 месяцев. В сжатом виде пространственные указания главы военного ведомства Дональда Рамсфелда на этот счет можно представить следующим образом:
     - ведение войны с терроризмом в глобальном масштабе;
     - резкое углубление «объединенности» (межвидового взаимодействия) в осуществляемых и планируемых операциях;
     - оптимизация разведывательных возможностей;
     - улучшение работы с подбором и расстановкой кадров;
     - разработка качественно новых концепций применения вооруженных сил в глобальном масштабе;
     - активизация мероприятий по противодействию распространению всех видов оружия массового поражения;
     - завершение процесса определения роли и задач вооруженных сил в области обеспечения внутренней безопасности страны;
     - упорядочение работы органов и элементов системы министерства обороны;
     - акцентирование усилий на интеграционных процессах в межведомственном сотрудничестве.
     Комментируя эти указания, американские аналитики подчеркивают, что министр обороны США использует любой подходящий момент, чтобы подчеркнуть свое стремление «довести явно затянувшийся процесс формирования по-настоящему объединенных вооруженных сил до своего логического завершения». С таким же постоянством он не перестает обличать виды вооруженных сил в «инерционности мышления», а то и в преднамеренном саботаже его усилий в этом. Симптоматично, что, встав у руля военного ведомства, Дональд Рамсфелд уже в одном из первых своих программных заявлений (начало 2001 г.) объявил о необходимости улучшения межвидового взаимодействия. Однако разработанные в недрах видов вооруженных сил и представленные в Пентагон в начале лета прошлого года планы трансформации армии, ВМС и ВВС оказались настолько далекими от пожеланий министра, что были отправлены на переработку. Одновременно глава военного ведомства принял ряд действенных мер по решению проблем «объединенности» вооруженных сил. В частности, Рамсфелд сформировал неформальную группу в составе представителей подведомственных ему структур, включая объединенное командование единых сил, агентство по информационным системам, объединенный совет по приобретениям и другие организации, объективно заинтересованных в упорядочении этого процесса.
     Считая не вполне адекватным требованиям современности уровень теоретических разработок «прошлой эпохи» из области «объединенности», в том числе и содержание целого ряда документов серии «Единых уставов ВС США», Дональд Рамсфелд также дал команду разработать принципиально новую доктрину (или концепцию) объединенных операций, которая бы охватывала все аспекты межвидового взаимодействия. Причем разработчики были поставлены в жесткие временные рамки: первый проект доктрины должен был быть на столе министра уже через несколько месяцев. Главную роль в разработке этого документа, как и многих других из разряда наиважнейших, играет объединенный штаб комитета начальников штабов вооруженных сил, который инициативно приступил к переосмыслению прежних доктринальных взглядов на «объединенность».
     Судя по открытым публикациям, в основу нового документа положены подготовленный командой Рамсфелда еще осенью 2001 года программный «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США» и соответственно содержащиеся в нем оперативно-стратегические концепции, естественно, под углом зрения «объединенности». При этом, как считают авторы новой доктрины, исходными посылками данного документа будет констатация факта уже достигнутого преимущества США в контроле воздушного пространства, высокоточном оружии, технологиях «стелт», стратегической и тактической мобильности. Помимо этого, опять же, судя по сообщениям средств массовой информации, в новой доктрине будет уделено особое внимание не только взаимодействию на межвидовом уровне, но и сотрудничеству объединенных сил с другими федеральными структурами. Более того, предлагается в каждом из региональных и функциональных объединенных командований вооруженных сил США создать так называемые объединенные межведомственные координационные группы с полномочиями немедленных контактов по интересующим вопросам с руководством соответствующих федеральных органов власти.
     В начале осени прошлого года объединенное командование единых вооруженных сил США опубликовало документ под претенциозным названием «Ведение объединенных боевых действий: соображения из области военного искусства». В данном исследовании подчеркивается, что в основу разрабатываемой объединенной доктрины должны быть положены три ключевых момента: учет наличия единого боевого пространства, неизбежность межвидовых операций на всех уровнях развития обстановки и в любых масштабах, обязательность адаптивного руководства военными формированиями. Интересно, что и в данном документе констатируется необходимость подключения к выполнению боевых задач всех остальных, помимо вооруженных сил, элементов национальной мощи США, в том числе дипломатических, экономических, информационных и т.п.
     Уделяя внимание теоретической подпитке «объединенности», глава Пентагона одновременно взялся и за конкретные дела по форсированному претворению ее в жизнь. Причем он ухватился, с точки зрения американских аналитиков, за самую суть проблемы, отсутствие решения по которой много лет сдерживало трансформацию ВС США в «реально единый организм». Речь конечно же идет о финансах. В сентябрьской (прошлого года) директиве по своему ведомству Дональд Рамсфелд дал строгое указание по регламентации затрат на нужды обороны для предложений в бюджет на 2004 финансовый год, в которых отдельно предусмотреть выделение средств объединенному командованию единых сил и региональным объединенным командованиям на приобретение единых для всех вооружений и военной техники и главным образом средств управления, связи и разведки, их стандартизацию, а также другого имущества. При этом имеется в виду и создание единой (объединенной) системы тылового обеспечения формирований вооруженных сил.
     Упомянутой директивой предусматриваются также разработка и обоснование предложений по формированию новых органов, воплощающих идеи объединенности в практику войск и контролирующих их осуществление: специального агентства с соответствующими полномочиями и т.н. офиса архитектурной разработки объединенных систем (управления, связи и разведки). В целом предусматривается включить изложенные выше предложения и ряд других в подготавливаемый в настоящее время Пентагоном фундаментальный документ - Указания министра обороны по оборонному планированию-2004, в котором найдут отражение в концентрированной форме и долгосрочные программы приобретений вооружений и военной техники.
     Таким образом, нынешнее руководство вооруженных сил США во главе с самым, пожалуй, влиятельным за последние десятилетия главой военного ведомства целеустремленно идет курсом глубоких качественных реформ американской военной машины. Во главу угла их поставлена в числе некоторых других и задача обеспечения функционирования вооруженных сил как единого целого, без различия нюансов и лишь при формальном учете особенностей развития отдельных их видов. Объективно же эти процессы ведут к большей централизации в управлении вооруженными силами, если не к слому, то в конечном счете к кардинальной реорганизации англо-саксонской модели военного устройства, на которой пока еще зиждется американская военная машина, преобразованию в прусскую или «генштабовскую» систему руководства вооруженных сил США в целом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker