на главную страницу

14 Феврапя 2003 года

События. Комментарии

Пятница

КАВАЛЕРИЙСКАЯ АТАКА НА ВОЕННЫЕ СУДЫ

Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



     На лентах новостей на днях появилось сообщение о том, что в Государственной Думе РФ подготовлен законопроект об упразднении военных судов. Фактически речь идет о попытке внести изменения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и признать утратившим силу Федеральный конституционный закон «О военных судах», принятый всего три года назад – 23 июня 1999 года. Разработчики законопроекта утверждают, что эти суды якобы полностью зависят от военного командования, что военные судьи необъективны в разрешении конфликтов между офицерами и солдатами, между военными и гражданскими лицами и что все это не соответствует нормам демократии. Мол, надо все дела передавать в суды общей юрисдикции.
     Первое чувство, что кто-то просто отстал от преобразований в стране или хочет вернуться к дебатам десятилетней давности, когда военные суды уже пытались объявить реликтом прошлого. Тогда бурные дискуссии сыграли положительную роль и, собственно говоря, с принятием законов «О судебной системе Российской Федерации» и «О военных судах» все вопросы, которые сейчас пытаются ставить «реформаторы», уже решены. В частности, в этих законах четко и ясно сказано, что военные суды являются судами общей юрисдикции. Они не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами входят в единую систему, возглавляемую Верховным судом Российской Федерации. Военные суды создаются по территориальному признаку и могут быть упразднены только федеральным законом. В своей деятельности они руководствуются тем же процессуальным и материальным законодательством, что и другие суды общей юрисдикции, а их решения могут быть обжалованы наравне с решениями иных судов. Говорить о какой-то зависимости их от военного командования тоже не приходится: военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, их материально-техническое обеспечение и финансирование полностью осуществляются Судебным департаментом при Верховном суде РФ. Судьи и работники аппаратов военных судов не проходят военную службу в составе Вооруженных Сил РФ или иных воинских формирований.
     Человек, который хотя бы немного знаком с работой военных судов в последние годы, знает: и по сути своей работы они давно стали действенным инструментом демократического общества. Важнейшая их задача - обеспечение и защита прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, членов их семей, ветеранов военной службы. Более того, зачастую именно военный суд является единственной инстанцией, способной реально защитить человека в погонах, военное учреждение или организацию. Об этом свидетельствует и судебная статистика.
     На протяжении последних лет, начиная с 1993 года, когда военнослужащие в соответствии с законом получили возможность обжаловать в судебном порядке неправомерные действия воинских должностных лиц, сохраняется устойчивая тенденция роста числа обращений военнослужащих в военные суды. Так, если в 1993 году они рассматривали около 3 тысяч таких гражданских дел, то в 1994 году уже более 13 тысяч, в 1997 году – более 21 тысячи, в 2001 году – около 212 тысяч. При этом около 90 процентов обращений военнослужащих удовлетворяются военными судами и восстанавливаются их нарушенные права.
     - В 1992 году вопрос легитимности военных судов оценивался комиссией Совета Европы в связи с одним из дел, - рассказывает судья Военной коллегии Верховного суда генерал-майор юстиции Владимир Хомчик. - Комиссия сделала вывод, что военные суды законны, если судьи назначаются на должности на определенный срок и не могут быть отстранены от должности командиром. Деятельность наших военных судов, по мнению руководства Европейского суда по правам человека, полностью соответствует мировой судебной практике, прежде всего в плане независимости суда.
     Разработчикам «революционного» законопроекта не мешало бы знать, что военные суды существуют в 35 странах мира, в том числе в тех, которые считаются оплотом демократии, - США, Англии, Испании, Израиле и др. Показательно и то, что вряд ли они удовлетворили бы взыскательным требованиям Европейского суда: в абсолютном большинстве стран военные суды созданы в системе министерств обороны. Они имеют специальное законодательство о судоустройстве и судопроизводстве и полностью подчинены военным ведомствам как в организационном плане, так и в вопросах осуществления правосудия.
     Было такое и у нас, но очень давно. В 1702 году фельдмаршал Б. Шереметев утвердил «Уложение или право воинского поведения», в котором говорилось о том, что вопрос о вменении в вину преступлений должен быть разрешен «Собранным военным судом», назначенным для рассмотрения дела командиром полка. Но уже полтора века спустя законодательство о военных судах было приближено к основным принципам проходившей в России весьма прогрессивной судебной реформы 1864-1867 годов. В 1867 году был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым были образованы постоянные военные суды, руководствующиеся теми же принципами (гласности, состязательности, устности и др.), что и суды гражданские. Поэтому нынешние депутатские инициативы скорее напоминают судебные реформы, проводившиеся после 1917 года, когда в ходу были кавалерийские наскоки.
     Не очень корректно также все сводить только к букве закона, утверждая, что любой суд разберется в военных делах. Кроме буквы, есть еще и дух закона, его нравственное предназначение. Эти категории можно постичь, только пройдя школу воинского воспитания и получив опыт военной работы. Такой специфики, к сожалению, становится все больше, все более востребованы судьи, готовые находиться рядом с войсками и работать в экстремальной обстановке, в том числе в «горячих точках». Всем памятно дело лейтенанта Евгения Лукина, который 31 августа 1992 года Верховным судом Азербайджана был приговорен к смертной казни, в то время как по российским законам максимум, что можно было ему вменить в вину, – превышение власти. С большим трудом удалось сохранить Лукину жизнь, он был помилован и выдан России.
     Можно привести и другие аргументы в пользу военных судов. Но, наверное, те, кто знаком с проблемами правосудия не понаслышке, их знает. А те, кто хочет в очередной раз использовать военных в качестве разменной карты в предвыборной гонке, преследуют совсем иные цели, и разговор по существу их мало интересует. Вот только, видно, исчерпали себя: чего-то более привлекательного предложить электорату они не в состоянии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker