на главную страницу

14 Феврапя 2003 года

Планета людей

Пятница

Договор, важный для всей Европы

Виталий Струговец.



Выступая на прошлой неделе в Мюнхене, министр обороны РФ Сергей Иванов особо подчеркнул, что для России «абсолютно неприемлемо развитие событий, когда страны Балтии, которые вскоре станут членами НАТО, окажутся вне рамок Договора об обычных вооружениях в Европе». А несколькими днями позже государственный секретарь министерства обороны Литвы заявил о намерении Вильнюса присоединиться к Договору об обычных вооруженных силах в Европе, что было с удовлетворением воспринято в Москве. Почему этому Договору придается столь большое значение? Ответу на этот вопрос и посвящена публикуемая статья.

     Если в области стратегических вооружений договорная база имеет значительную историю - достаточно вспомнить Договоры по ПРО 1972 г., СНВ-1 и СНВ-2, то область обычных вооружений долгое время оставалась как бы вне поля зрения большой политики. Лишь в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда международный климат заметно потеплел, политики обратили внимание на классическое оружие. И оказалось, что мир, Европа настолько переполнены танками, орудиями, бронированными боевыми машинами, что их концентрация представляет угрозу, в чем-то даже сравнимую с оружием массового поражения. Вопрос о необходимости их сокращения весь цивилизованный мир воспринял с пониманием. Итогом стал Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
     Договор, известный как ДОВСЕ, был подписан в ноябре 1990 года и по сути стал краеугольным камнем европейской безопасности. Главная цель первоначального варианта этого документа - ограничение общего количества обычных вооружений и техники в границах его действия в пределах 40 тысяч танков, 60 тысяч боевых бронированных машин, 40 тысяч артиллерийских единиц, 13.600 боевых самолетов и 4.000 ударных вертолетов.
     В связи с изменением ситуации в мире - ликвидацией Варшавского Договора, распадом СССР, появлением на карте Европы новых государств - потребовалась значительная адаптация документа к новым условиям. Инициатором переговоров по модернизации ДОВСЕ выступила Россия. В ходе трехлетних переговоров (1996-1999) в целом были решены главные для России задачи: остановлен рост военного потенциала НАТО на важнейших для нас стратегических направлениях, прежде всего в Центральной и Восточной Европе, и одновременно обеспечена возможность сохранения существовавшей по состоянию на 1 января 1999 г. военной группировки на Кавказе при закреплении жесткого режима ограничений для соседних с Россией фланговых государств-участников.
     Итогом переговоров стало подписание 19 ноября 1999 года на стамбульском саммите ОБСЕ Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Параллельно с подписанием Соглашения был принят Заключительный акт конференции государств - участников Договора с приложенными к нему заявлениями Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении своих территориальных предельных уровней (ТПУ), Белоруссии, Германии и Украины - об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ и России - относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях. Все названные политические обязательства стали частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.
     Главная цель Соглашения об адаптации ДОВСЕ - перевод ограничений уровня вооружения от межблоковых на межнациональные подсчеты и обязательства. В результате выполнения адаптированного Договора будет существенно уменьшен потенциал обычных вооруженных сил крупных в военном отношении европейских стран, США и Канады, а также снижены их наступательные возможности. Суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 стран НАТО по сравнению с действующими составит около 4.800 танков, 4.000 боевых бронированных машин, более 4.000 единиц артиллерии, что соответствует вооружению примерно 10 отмобилизованных дивизий натовского стандарта.
     Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. Подобные же шаги планируют предпринять Германия (минус 200 танков) и Италия (минус 81 танк, 167 ББМ и 137 артсистем).
     Кроме того, вне рамок Договора страны НАТО приняли обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса. В результате, считают специалисты, возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не приведет к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.
     С учетом откровенно пронатовских устремлений Болгарии и Румынии, а также во многом евроатлантических тенденций в политике Грузии и Азербайджана принципиальное значение, по мнению экспертов, имеет запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) (459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем) во фланговом районе. Не допускаются также чрезвычайные временные развертывания в Греции, Турции и Норвегии. Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе служит положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней возможно только между фланговыми государствами.
     Таким образом, вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливает потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники, а также четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения.
     Для России вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влечет за собой автоматического понижения национального уровня, так как он соответствует параметрам ныне действующего Договора. Напомню, по танкам это 6.350 единиц, 11.280 боевых бронированных машин, 6.315 артсистем, 3.416 боевых самолетов и 855 ударных вертолетов. Более того, увеличена российская квота вооружений для регулярных частей.
     В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получает возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛВО - без Псковской области, СКВО - без Волгоградской, Астраханской областей и восточной части Ростовской) почти в четыре раза больше боевых бронированных машин: 2.140 ед. вместо 580 в регулярных частях по ныне действующему Договору. По танкам и артиллерии России разрешено использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем). Россия сохранила возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.
     Кроме того, обновленный Договор позволяет сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей с Грузией в контексте адаптированного Договора удалось решить главный вопрос - добиться согласия Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ, 140 артсистем).
     Таким образом, сейчас даже с учетом временно введенной техники Россия не превышает согласованные уровни во фланговом районе.
     По оценкам специалистов, на сегодняшний момент ДОВСЕ соответствует интересам России. Но дело в том, что в ближайшее время в Европе произойдут изменения. Имеется в виду очередной этап расширения НАТО, в том числе и за счет стран Балтии, которые не охвачены этим Договором. Позиция российской стороны в этой ситуации однозначна: Литва, Латвия и Эстония должны присоединиться к адаптированному ДОВСЕ. В противном случае территория этих государств превращается в «серую зону», лишенную контроля.
     Звучащие сегодня заявления западных политиков, что НАТО не планирует развертывать свои войска на территории новых членов альянса, пока не подкреплены документально. К тому же, как считают некоторые эксперты, НАТО действительно может не перебрасывать в Прибалтику свои воинские подразделения, а просто передать свои квоты на временное развертывание «новобранцам» альянса. Напомним, что это 153 танка, 221 боевая бронированная машина и 140 артсистем. В итоге на своих северо-западных рубежах Россия может получить соседей с армией, имеющей не единицы, как сегодня, а сотни танков, ББМ и орудий. И это не досужие домыслы. О возможности подобного шага, отмечают эксперты, уже говорят в Вене, где расположена штаб-квартира ОБСЕ.
     Исходя из складывающейся ситуации, Россия повела активное наступление практически на всех направлениях. Военные, дипломаты, парламентарии на всех уровнях поднимают вопрос о ратификации адаптированного ДОВСЕ. В результате позиции ряда стран Европы существенно изменились. Так, Германия и Бельгия заявили о готовности приступить к его ратификации. Причем германский представитель в присутствии делегаций других стран НАТО подчеркнул, что ФРГ отвергает любые увязки ратификации с политическими аспектами Стамбульских договоренностей, считая, что оценку Соглашения по адаптации ДОВСЕ следует давать исключительно по совокупности заложенных в нем юридических обязательств. Он выразил убежденность в том, что примеру Германии последуют и другие государства Европы. С позицией Берлина, по мнению специалистов, в той или иной мере солидарны Париж и Рим.
     На другой стороне спектра мнений внутри НАТО находятся США, Великобритания и Турция. Для них характерны наиболее жесткие увязки с решением всего комплекса обязательств в рамках стамбульского пакета, включая как вхождение России во фланговые лимиты, так и полное выполнение всех положений договоренностей в отношении Грузии и Молдавии.
     В штаб-квартире НАТО, считают аналитики, исходят из того, что фактическое расширение альянса произойдет все же раньше, чем заработает Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Можно достаточно определенно утверждать, что, реализуя вышеизложенный сценарий действий, страны НАТО будут особо пристально следить за тем, чтобы не создавалось впечатление, будто Москва хоть в какой-то мере влияет на решения альянса по вопросам приема в него новых членов, что к кандидатам в НАТО выдвигаются какие-то «предварительные условия». Тем более по требованию России.
     Но и Россия не собирается занимать в этом вопросе позицию стороннего наблюдателя. «Российское политическое обязательство о сдержанности в развертывании сил в Калининградской и Псковской областях принималось в 1999 г. исходя из конкретной военно-политической обстановки, когда страны Балтии были внеблоковыми. В случае принятия их в НАТО, но не присоединения к ДОВСЕ положение существенно изменится. Россия может оказаться перед необходимостью пересмотра всего комплекса своих обязательств». Эту позицию, высказанную парламентариями, недвусмысленно поддержали и представители исполнительной власти России.
     И последнее. После выхода США из Договора по ПРО 1972 г. и заявления России о выходе из Договора СНВ-2 действующим остался лишь один документ о коллективной безопасности - Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Но если дело с ратификацией этого Договора будет затягиваться и дальше, то не исключена его эрозия, которая создаст угрозу самому существованию этого важнейшего документа.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker