на главную страницу

15 Феврапя 2003 года

История Отечества

Суббота

АРТМУЗЕЙ — РОВЕСНИК ГОРОДА НА НЕВЕ

К 300-летию САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

Беседу вел Александр БОНДАРЕНКО,«Красная звезда».



Фасад Государственного исторического музея сейчас украшен огромным полотнищем с голографическим изображением иссеченной пулями шапки-гренадерки лейб-гвардии Павловского полка. (Помните Пушкинское: «Сиянье шапок этих медных, //Насквозь простреленных в бою»? Так вот эта - одна из них…) Здесь, в ГИМе, как уже сообщала «Красная звезда», открылась и будет работать до 14 апреля с.г. выставка «Реликвии Военно-исторического музея», посвященная 300-летию Санкт-Петербурга и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.И тут возникает закономерный вопрос: каким образом Артиллерийский музей может быть ровесником города на Неве?

     - Дело в том, что музей является преемником Цейхгауза Петропавловской крепости, созданного Петром I в августе 1703 года, - объясняет начальник музея полковник Валерий Крылов. – Помните, что после «Нарвской конфузии» Петр взялся за создание современной, по тому периоду, артиллерии? Был указ, чтобы свозить со всех земель России в Петербург старые артиллерийские орудия, колокола для переливки на Литейном заводе. Но когда царь увидел отдельные образцы орудий XVI – XVII веков, в том числе отлитые мастером Чоховым и его учениками, у него просто рука на них не поднялась… И тогда было построено деревянное здание, «Цейхгауз», куда складывались эти уникальные вещи…
     
- Валерий Михайлович, неужели они сохранились до нашего времени?
     
- Конечно! Они сохранились именно в нашем музее. Есть даже 300-пудовая мортира, на которой выбито: «Сию мортиру великий государь, по именному указу его, переливать не повелел».
     
- И «Цейхгауз» был переименован в Артиллерийский исторический музей?
     
- Далеко не сразу. Время шло, росло количество образцов в коллекции, первоначальный деревянный сгорел, был построен каменный, большего объема, там появилось стрелковое оружие, трофеи – и так он существовал до 1756 года, когда генерал-фельдцейхмейстер…
     
- То есть главный начальник артиллерии граф Петр Иванович Шувалов?
     
- Он самый. Так вот он, с согласия императрицы Елизаветы Петровны, на свои деньги строит на Литейной першпективе, нынешнем Литейном проспекте, «Достопамятный зал», куда переносятся предметы из «Цейхгауза» и дополняются знаменами, военной формой, коллекцией орденов и т.д., и т.п. «Достопамятный зал» - это в память потомкам о военных победах России, ее военных трофеях...
     
- Когда же музей переехал на свое нынешнее место – на кронверк, то есть вспомогательное выносное укрепление, Петропавловской крепости?
     
- В 1868 году. Поначалу это было несколько помещений в нижнем и антресольном этажах, ну а теперь, как вы знаете, занимает все здание. А музеем, в полном смысле этого слова, он стал в ту пору, когда им заведовал генерал-лейтенант Николай Ефимович Бранденбург. Это 1872 – 1903 годы… Именно тогда в нем появились своя военно-историческая библиотека и научно-исторический архив.
     
- По тому, что музеем руководил весьма известный историк в чине генерал-лейтенанта, можно понять, что к музейному делу в России тогда относились очень серьезно… Впрочем, давайте обратимся к сегодняшнему дню, к вашим современным проблемам. Что такое Артмузей сегодня?
     
- Скажу просто: у нас в Вооруженных Силах пять крупных музеев. Это Центральный музей Вооруженных Сил России – период послеоктябрьский, Центральный военно-морской музей, Военно-медицинский музей и Музей авиации... Наш музей отслеживает всю военную историю России. Такой коллекции по военной истории России нигде больше нет.
     
- Вопрос, который явно интересует тех, кто еще только собирается побывать в вашем музее: а что там у вас самое интересное, самое ценное?
     
- Самое-самое? Ну, например, самая полная коллекция орденов России находится у нас. И самая большая коллекция военной формы одежды – причем не только Российской армии, но и других стран – тоже у нас. В Артмузее собрана и богатейшая батальная живопись… У нас замечательные фонды истории инженерных войск. Видите, на любой вкус, на любые запросы!
     
- Но вот многих сегодня особенно интересует современное стрелковое оружие…
     
- Большой друг нашего музея - Михаил Тимофеевич Калашников. И самая крупная коллекция его оружия в мире - именно в мире, а не просто в России – опять-таки находится у нас. Было проведено уже несколько выставок его оружия. Михаил Тимофеевич продолжает контактировать с музеем, дарит нам свои образцы – сейчас он занимается созданием охотничьего оружия на базе своего «Калашникова».
     
- Стороннему наблюдателю может показаться, что музей – это что-то нечто такое застывшее, незыблемое. А ведь такой музей люди очень быстро перестанут посещать…
     
- Чтобы музей был посещаем, его концепция должна удовлетворять современным мировым требованиям. Во-первых, это, безусловно, должна быть работа, направленная на рекламу самого музея, предметов, которые здесь хранятся, экспозиций. Во-вторых, это должен быть маркетинг, разработанный с точки зрения привлечения посетителей – и наших соотечественников, и иностранцев.
     Ну а самая наша главная задача сегодня – это вместе с городом Санкт-Петербургом подготовиться к его и нашему юбилею. То есть подготовить и соответствующие выставки – как та, которая работает сейчас в ГИМе, подготовить и сам памятник истории – наше здание, кронверк Петропавловской крепости.
     
- Насколько мне известно, ваши заботы не ограничиваются одной лишь территорией кронверка… Артмузей, в частности, взялся и за реконструкцию, скажем так, «военно-исторического некрополя» в Александро-Невской лавре.
     
- Да, там на Никольском кладбище сохранилось большое количество захоронений видных военных деятелей России. В том числе и артиллеристов. Но многие захоронения пребывают, мягко говоря, в не надлежащем состоянии. У коллектива музея появилась мысль воздать должное этим людям. Мы провели атрибуцию всех захоронений. Отреставрировали семейный склеп генерала Бранденбурга. Хотим, с благословения епархии, сделать памятный крест – надгробие всем усопшим там военным деятелям...
     
- Известно, что недавно у вас появился еще и филиал.
     
- Да, музею передана Мальтийская капелла на территории Санкт-Петербургского СВУ – бывшего Пажеского корпуса. Там будет оформлена экспозиция истории кадетских корпусов и суворовских военных училищ. Так что из всего сказанного вы понимаете, что музей не замыкается только на проблемах артиллерии…
     
- Ну а скажите, Валерий Михайлович, не тесно ли вам в рамках военного ведомства? В Питере, особенно в не столь давние времена, были, как известно, попытки передать военные музеи в «гражданские руки»… Может, сегодня это наиболее оптимальный выход?
     
- Военные музеи есть во всем мире. И даже там, где во главе их стоят гражданские лица, они подчиняются военному ведомству, и никаких вопросов переподчинения не возникает.
     Достаточно сказать, что большую часть экспонатов мы получаем именно из военного ведомства - от артиллеристов, инженеров, связистов. И главной своей задачей мы считаем сегодня военно-патриотическое воспитание. Мы должны заинтересовать наших граждан, в первую очередь молодежь, привлечь их в свой музей, чтобы увиденное здесь вызвало гордость за нашу историю, за наш героический народ. Именно эта гордость, на мой взгляд, является самым надежным фундаментом патриотизма.
     На снимках: выставку открывают директор Государственного исторического музея Александр ШКУРКО и начальник Военно-исторического музея Валерий КРЫЛОВ; в зале музея.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker