- Николай Матвеевич, чем была вызвана необходимость принятия нового закона?
- Во-первых, сразу надо отметить, что так называемый старый закон о гражданстве был принят тогда, когда мы все жили в советском государстве и имели соответственно Конституцию СССР. Поэтому с 1996 года правительство начало готовить новый закон о гражданстве уже применительно к Конституции Российской Федерации, и в первую очередь потому, что по некоторым статьям он уже ей не соответствовал. При этом нельзя было не учитывать, что в наше время закон должен соответствовать также европейской Конвенции о гражданстве и общепринятым международным стандартам. С целью перенимания опыта и ознакомления с тем, как аналогичные процессы происходят на Западе, наши делегаты выезжали во Францию, а западные специалисты в свою очередь участвовали в разработке российского закона. Так что можно вполне обоснованно считать: на этом этапе становления России мы зарекомендовали себя как демократическое и авторитетное государство.
- А в чем состоят принципиальные отличия нового закона от предыдущего и чем они вызваны? Одно отличие можно почувствовать по письмам читателей, получить: российское гражданство стало труднее. Или это не так?
- Я понимаю, о чем вы говорите, но считаю, что как раз наоборот - новый закон внес ясность в процедуру получения гражданства Российской Федерации и в первую очередь это касается увеличения срока проживания для получения статуса гражданина. Как я уже сказал, у нас теперь, как во многих развитых странах, должен быть определенный период пребывания на территории той страны, гражданство которой человек желает приобрести. Например, в Америке такой срок ограничивается пятью годами, по истечении которых можно обратиться в соответствующий орган с ходатайством о гражданстве. А дадут его или нет - зависит от того, чем занимался человек эти годы, как зарекомендовал себя, не было ли у него столкновений с законом...
- Другими словами, необходимо доказать, что ты полезен для государства?
- Не надо ничего доказывать. Идеология нового закона направлена прежде всего на повышение статуса гражданина, чтобы человек, который становится гражданином выбранной им страны, понимал, что гражданство в первую очередь - это его неразрывная связь с государством. Ведь раньше в таком ракурсе никакие положения касательно гражданства мы в принципе не рассматривали. И, как следствие, имели множество случаев явных злоупотреблений таким положением.
Скажем, лица, прибывшие с Кавказа, из Китая и других стран, просто платили определенную сумму и становились полноправными гражданами России. Или иностранные лица, регистрируя какую-нибудь фирму, принимали российское гражданство по родителям только для того, чтобы не платить налоги. Понять по-человечески всех их можно, равно как и студента, пишущего заявление на получение российского гражданства, чтобы бесплатно учиться, украинского пенсионера, желающего стать россиянином, потому что на Украине маленькая пенсия...
- Однако, помимо такой категории лиц, остается огромное количество людей, которые, не имея никакой корысти, теперь должны проходить этот «испытательный срок».
- Для лиц, которые находятся в законном браке или проживают с родителями, родственниками, увеличение срока пребывания без статуса гражданина РФ не может являться препятствием для нормальной жизнедеятельности. Да, отсутствует возможность участвовать в выборах, работать в государственных организациях, служить в армии, но это, согласитесь, нельзя рассматривать как ущемление в правах человека, как негуманные требования, продиктованные новым законом. Остальные права и обязанности, которыми пользуются российские граждане, сохраняются за ними в течение всего времени.
И тем, кто только прибыл в Россию, и тем, кто уже находится на ее территории, просто необходимо оформить вид на жительство. Этот документ и будет являться гарантом медицинского обслуживания, приема на работу и т. д. Для нас это новые правила, а в Европе уже давно живут по такому принципу. Одновременно закрываются и лазейки для тех, кто путем фиктивных браков и других приемов пытается легко и быстро получить гражданство.
- А можно рассказать конкретней об изменениях сроков проживания…
- Да ведь по большому счету каких-то разительных перемен нет, и причин для беспокойства – тоже. Если по старому закону иностранный гражданин (или лицо без гражданства) состоял в браке с российским гражданином, то по заявлению в упрощенном порядке он приобретал гражданство. Также гражданство можно было приобрести и по восходящей линии прямых родственников. Или же необходимо было непосредственно на территории России прожить три года постоянно, а только потом обратиться с ходатайством.
Новым законом установлен срок - три года прожить в законном браке, а потом писать заявление о том, что желаешь стать гражданином. Увеличился на два года срок постоянного проживания на территории государства, теперь он составляет пять лет. Но при особых обстоятельствах, в исключительных случаях, спорных ситуациях вышеупомянутые положения закона рассматриваются на местах. Например, если обращаются лица престарелого возраста, инвалиды, срок пребывания на территории России им сокращается до года. Но в любом случае необходимо оформление вида на жительство.
- А есть ли какие-то изменения в новом законе относительно граждан бывшего СССР, проживающих на территории союзных республик?
- До 1 января 2001 года действовал пункт «г» статьи 18, в соответствии с которым мы проводили регистрацию бывших граждан СССР. Скажем, человек живет в Белоруссии, но гражданства этой республики принять не пожелал, т.е. он остался бывшим гражданином Советского Союза. Таких людей мы принимали независимо от того, сколько лет в общей сложности он прожил на территории России, достаточно было обратиться в ОВД с заявлением о приобретении гражданства РФ. Сроки рассмотрения таких заявлений составляли не более шести месяцев. С 1 января 2002 года пункт «г» статьи 18 прекратил свое существование, и таких людей нам приходится считать или иностранными гражданами, или лицами без гражданства. На них распространяется закон о правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации, в соответствии с которым они
- Есть ли какая-то упрощенная схема, по которой можно получить российское гражданство, кто на нее вправе рассчитывать, что для этого нужно?
- Конечно, есть. На сегодняшний день заключено четырехстороннее соглашение об упрощенном порядке получения гражданства РФ между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, которое, как показала практика, оправдало приложенные усилия для того, чтобы этот договор вступил в действие. Требования к ходатайствующему такие – необходимо являться гражданином той республики, откуда прибыл на постоянное место жительства в Россию, в установленном порядке получить соответствующий вид на жительство и подать заявление об отказе от гражданства того государства, гражданином которого он является. Срок рассмотрения таких заявлений - три месяца.
Также упрощенный порядок получения гражданства распространяется на лиц без гражданства, т.е. на тех, кто до настоящего времени являлся гражданином бывшего СССР и не имеет другого гражданства. Каждое такое прошение рассматривается в индивидуальном порядке нашими органами, в течение шести месяцев итоговые заключения принимаются не указом Президента РФ, а на уровне начальника УВД, ГУВД, министра республики.
- Николай Матвеевич, расскажите, изменился ли по новому закону порядок получения российского гражданства военнослужащими, ведь очень многие из них сталкиваются с проблемой его получения, проходя службу за пределами России. Многие военнослужащие, в свое время дав присягу служить Российскому государству, сегодня оказываются ему не нужны, потому что где-то не поставлена печать, не сделана вовремя отметка в паспорте, не собраны необходимые справки. В таком же положении члены их семей...
- Спешу вас заверить: военнослужащие не обделены нашим вниманием. Более того, в настоящее время можно твердо говорить, что сделан значительный шаг вперед в разрешении всех тех спорных ситуаций, связанных с получением гражданства, с которыми сталкивались военнослужащие за последние 5 - 10 лет. Я имею в виду наше совместное с Минобороны, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ решение об упрощенном порядке приобретения российского гражданства военнослужащими, бывшими военнослужащими и членами их семей. Так как данное указание вышло только в конце прошлого года, к сожалению, еще не везде успели с ним ознакомиться и действовать в соответствии с ним.
- Возникает встречный вопрос: почему такое решение не было принято раньше, ведь сколько военнослужащих могли бы не тратить время и силы на собирание ненужных бумаг?
- Конечно, это так. Еще в 1993 году мы столкнулись с тем, что необходимо решать вопрос о статусе военнослужащих и членах их семей. Трудности возникали оттого, что многие служили в Германии, Польше, Чехословакии и т.д., и только после развала СССР переехали на территорию России. Постановление Верховного Совета о том, чтобы признать военнослужащих, дававших присягу на верность Российской Федерации, было уже тогда, в 1993-м году. Однако на членов их семей, которые выезжали за границу вместе с ними это положение почему-то не распространялось. С нашей стороны были попытки повлиять на ситуацию - мы предлагали, просили признать российскими гражданами и членов семей, но на тот период времени Минобороны согласия нам не дало.
Ну, а сейчас принято положительное решение. Уже направлены методические рекомендации в министерства и ведомства, где законом предусмотрена военная служба, в комиссариаты с целью организовать процесс получения военнослужащими, уволенными с военной службы, членами их семей паспортов гражданина РФ по месту дислокации воинских частей или по месту проживания указанных лиц.