на главную страницу

15 Феврапя 2003 года

ВСЕ О ЛЬГОТАХ И ПРАВАХ

Суббота

После Чернобыля

ФИНАНСЫ



     Я ветеран подразделения «особого риска», инвалид 1-й группы. Принимал непосредственное участие в учениях при взрыве атомной бомбы в Тоцком 14 сентября 1954 года во время срочной службы. Летом 2002 года внесены изменения в положение об индексации сумм по возмещению вреда здоровью на основании решения Конституционного суда Российской Федерации. Прошу ответить на мой вопрос: касается ли меня этот указ? Вернее, имею ли я право на индексацию сумм, если был рядовым?
     
Александр ГРИШАНКОВ.Москва.

     
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 на граждан из подразделений особого риска распространены отдельные нормы Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
     Федеральным законом от 27 августа 2000
     года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как и в иные нормативные правовые акты, регулирующие социальные выплаты, внесены изменения.
     Согласно изменениям размеры денежных компенсаций, которые исчислялись из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, исчисляются с 1 января 2001 года, исходя из базовой суммы 100 рублей.
     Каких-либо иных нормативных правовых актов, на основании которых могли бы быть изменены размеры компенсаций и пособий, законодателем не принималось.
     Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признаны неконституционными положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию денежных компенсаций в возмещение вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.
     Одновременно Конституционным судом Российской Федерации (пункт 5 мотивировочной части постановления от 19 июня 2002 года № 11-П) признаны конституционные нормы Федерального закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ, в силу которых размеры иных денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, определяются из базовой суммы в 100 рублей (а не из минимального размера оплаты труда, как это было ранее) и указывается на неприменимость для индексации денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, минимальных размеров оплаты труда, установленных Федеральным законом от 12 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в силу их иной конституционно-правовой природы.
     Постановлением Конституционного суда Российской Федерации предписано Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев внести в Государственную Думу Российской Федерации проект соответствующего федерального закона, а Госдуме - рассмотреть его во внеочередном порядке.
     С принятием указанного федерального закона и внесением в связи с этим изменений в иные нормативные правовые акты проблемные вопросы социальной защиты граждан, пострадавших вследствие воздействия радиации, по нашему мнению, будут разрешены.

     
* * *

     
Военным комиссаром Самарской области генерал-майором С. Кужилиным не выполняется решение суда от 01.03.2001 года о выплате возмещения вреда здоровью мне, подполковнику запаса, ликвидатору аварии на Чернобыльской АЭС, инвалиду 2-й группы, получившему увечье при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.
     Со 2 по 8 мая 1986 года я принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в третьей зоне опасности. Являлся заместителем командира вертолетной эскадрильи, выполнил 118 замеров уровня радиации над реактором и возле атомной станции, налетал в общей сложности 16 часов, получил дозу облучения 21 рентген. Лежал в госпитале, был установлен диагноз: лучевая реакция.
     В 1994 году уволен из Вооруженных Сил РФ по состоянию здоровья. В 1995 году мне была определена третья группа инвалидности, а в 1999 году - вторая группа инвалидности, связанная с исполнением обязанностей военной службы после аварии на ЧАЭС с утратой трудоспособности на 80 процентов.
     Мои обращения к военному комиссару Самарской области о назначении мне выплаты возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имели результата.
     23.01.01 года я обратился в суд с иском к военному комиссару Самарской области с просьбой о возмещении вреда, причиненного здоровью. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда вынесла решение: «Взыскать с Самарского областного военного комиссариата за счет средств федерального бюджета в пользу Елистратова Александра Петровича в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, единовременно 78.596 руб. 49 коп. за период с 2.11.1999 года по 23.01.2001 года и ежемесячно, начиная с 23.01.2001 года, по 6.342 руб. 70 коп. до очередного переосвидетельствования 2.10.2004 года.
     Служба судебных приставов Самарского района г. Самары вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении областного военного комиссариата и направила его главному бухгалтеру Самарского облвоенкомата.
     На мои обращения о выполнении решения суда отдел военного комиссариата Самарской области по социальному и финансовому обеспечению обещал произвести выплаты, но при этом ссылался на всевозможные трудности: то нет денег, то документы они имеют не все, то нет распоряжения из Министерства обороны о выплате, то кто-нибудь из работников ушел в отпуск и никто не может решить этого вопроса, то мне с исполнительным листом необходимо обратиться в Министерство финансов РФ, то обещали, что выплаты будут произведены по поступлении решения Министерства финансов РФ и т. п.
     Наконец в мае 2002 года мне было сообщено, что военным комиссариатом Самарской области истребованы денежные средства от Министерства финансов РФ для полного погашения задолженности по судебным решениям по возмещению вреда, причиненного здоровью, и расчет будет произведен незамедлительно по поступлении средств федерального бюджета по заявке в Сбербанк в порядке целевого финансирования. Однако до нас, инвалидов-«чернобыльцев», пенсионеров Минобороны эти деньги не дошли, и куда они пропали, никто ответить не может.
     Прошел июнь, июль, август, а в целом более года после суда, решение которого так и не выполняется. Неужели мне, офицеру России, прошедшему Афганистан и Чернобыль, награжденному тремя боевыми орденами, отдавшему здоровье во имя Родины, народа и чиновников в том числе, ставшего инвалидом 2-й группы с потерей 80 процентов трудоспособности и уволенному в запас по состоянию здоровья из Вооруженных Сил в 38 лет, надо обращаться в Европейский суд по правам человека против России, чтобы государство выполнило свои обязательства перед гражданами с помощью международной юстиции?
     
Александр ЕЛИСТРАТОВ.Самарская обл.

     
Как нам сообщили в Главном финансово-экономическом управлении МО РФ, по его письмам аналогичного содержания, адресованным Президенту Российской Федерации, председателю Совета Федерации Российской Федерации, председателю Правительства Российской Федерации, министру обороны Российской Федерации, председателю комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации и Главное финансово-экономическое управление, дано поручение военному комиссару Самарской области.
     Что касается финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, а также пенсионерам, то постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 года № 506 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что финансирование производится федеральными органами исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.
     В то же время этим постановлением определено предоставление льгот и выплата компенсаций военнослужащим, уволенным с военной службы и получающим пенсию, независимо от места их работы, по месту получения пенсии. Учитывая это, выплаты компенсаций, в том числе и за причененный вред здоровью, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», наряду с другими выплатами (пенсии, компенсации и пособия) производятся за счет средств, выделенных на пенсионное обеспечение. Каких-либо иных средств на указанные выплаты в военных комиссариатах не имеется.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker