на главную страницу

18 Феврапя 2003 года

Армия и общество

Вторник

СТРАТЕГИЯ ПОЛКОВНИКА ПАВЛОВА

Несколько эпизодов из жизни
заместителя командира дивизии

Виктор ПЯТКОВ,«Красная звезда».



Тратить меньше, учить лучше. На первый взгляд понятия взаимоисключающие. Но именно по такой формуле стал вести работу, прибыв к новому месту службы на должность заместителя командира воздушно-десантной дивизии по боевой подготовке, полковник Александр Павлов...

     СКАЗАТЬ, что нововведения были встречены на «ура», значит, покривить душой. В соединении работала сложившаяся система боевой подготовки, которая в принципе отвечала требованиям руководящих документов и позволяла готовить хороших специалистов. Это подтверждал и опыт тактических группировок, которые успешно действовали в Чечне на самых сложных участках с минимальными потерями. Казалось бы, что еще надо? Но именно свежий взгляд на организацию учебы, личный опыт боевых действий в Афганистане и других «горячих точках» позволили полковнику Павлову обратить внимание на то, что многим казалось привычным.
     Вот только один пример. Раньше для проведения занятий по огневой подготовке надо было ежедневно выходить на стрельбище. А путь туда неблизкий – в одну только сторону 12 км! Конечно, это вырабатывало маршевую втянутость личного состава, позволяло отработать массу вводных по тактической подготовке и другим предметам обучения. Но в итоге страдала огневая подготовка. Ведь начальный этап обучения по этому предмету больше носит теоретический характер. Занятия, основной целью которых ставится изучение материальной части оружия, способов изготовки для ведения огня, правил стрельбы и прицеливания, в лучшем случае заканчиваются тремя одиночными выстрелами в тире по грудной мишени. Ходить ради них за 20 с хвостиком километров, тратя львиную долю учебного времени на марш, было, как принято сегодня говорить, нерентабельно. Оптимальное решение проблемы полковник Павлов нашел в буквальном смысле под ногами. Пустующий участок территории парашютно-десантного полка решено было переоборудовать под огневой городок.
     В кратчайшие сроки с минимальными затратами средств под руководством полковника Павла Кабаля план получил реальное воплощение. Были отрыты и оборудованы окопы, накрыто мишенное поле, создано более полутора десятков учебных точек, оборудованных необходимыми стендами и приспособлениями. Теперь, не покидая расположения полка, десантники получили возможность отрабатывать приемы изготовки к ведению огня, правила прицеливания, учиться вести наблюдение за полем боя, метать ручные гранаты на точность и дальность… Подготовлены отдельные учебные точки для обучения гранатометчиков, пулеметчиков и снайперов. Местность оборудована таким образом, что младшие командиры имеют возможность отрабатывать вопросы управления огнем, учить солдат способам наблюдения за полем боя. А поскольку части соединения расположены компактно, то огневым городком пользуется и личный состав отдельных батальонов, подразделений обеспечения дивизии. Здесь проходят контрольно-проверочные занятия перед тем, как приступить к боевым стрельбам, а командиры подразделений имеют возможность проводить дополнительные занятия с отстающими солдатами.
     И вот результат: показатели по огневой подготовке стали разительно отличаться в лучшую сторону даже у молодых солдат. Но полковнику Павлову этого было мало. Он видел, что можно добиться большего, если улучшить организацию занятий на стрельбище, повысить их интенсивность, приблизить к условиям реального боя.
     Командир дивизии Герой России полковник Николай Игнатов поддержал своего заместителя. Прежде всего форма одежды обучаемых была приведена в полное соответствие с боевой экипировкой. Передвижение между учебными точками теперь должно было осуществляться только бегом и с выполнением различных вводных, применением средств имитации.
     ...Первое же занятие, которое полковник Павлов организовал и провел так, как считал нужным, вызвало растерянность даже у офицеров. Складывалось впечатление, что замкомдива специально делал все, чтобы десантники стреляли как можно хуже. Ясность в происходящее внес сам Павлов, подводя итоги дня:
     - Нам не нужна «стерильная» оценка проверяющего. Мы должны метко стрелять в реальной боевой обстановке. Сегодня мы учимся стрелять по безмолвным мишеням, а завтра?.. Посему сократим условности до минимума.
     Сказано – сделано. Теперь для каждого солдата бег в бронежилете с полной выкладкой между учебными точками, ускоренный темп стрельбы под аккомпанемент имитации и команд по вводным был наполнен смыслом «не чтоб замучить», а «чтобы победить врага и самому остаться в живых».
     Перелом в сознании людей не заставил долго ждать результата. Тело привыкло к бронежилету, голова - к постоянно сползавшей поначалу на глаза каске. Появились и свои лидеры – подразделения под командованием офицеров Виктора Беседина, Николая Байгороева, Василия Стойнова. Они первыми доказали себе и сослуживцам, что хорошо стрелять в таких условиях - задача решаемая.
     К этому времени под руководством начальника полигона подполковника Виталия Васюкова была завершена работа по строительству тира на десять направлений для выполнения спортивного упражнения АК-2. Это позволило повысить интенсивность занятий, внести в них дух соперничества, спортивного азарта. Так, за счет разнообразия методов обучения и учебных точек, повышения интенсивности занятий, приближения их к условиям реального боя выучка десантников поднималась на качественно новый уровень. К примеру, выполнение спортивного упражнения стрельб требует от обучаемого навыков в стрельбе из положения лежа, с колена, стоя. На каждое положение выделяется ограниченное время, за которое надо успеть не только поразить мишень, но и перезарядить автомат. Поначалу результаты были более чем скромные. Более того, выяснилось, что не только солдаты, но и некоторые офицеры не умеют использовать ремень автомата для дополнительного упора при стрельбе. Провели занятия, показали, научили. Сложность упражнения вызвала спортивную злость. Потом появился азарт. За ним – результат. Десантники до автоматизма отрабатывали способы смены положения для стрельбы, учились не глядя менять магазины, быстро находить точку прицеливания и открывать огонь... А ведь именно эти элементы во многом и определяют успех в бою.
     Начатая полковником Павловым работа по совершенствованию огневой подготовки за счет привлечения малозатратных форм послужила стимулом и для командиров других частей. В дивизии стали регулярно проходить смотры и конкурсы на лучшую учебную базу. Лидирующее положение здесь сегодня принадлежит артиллерийскому полку, которым командует полковник Николай Юраков. Благодаря дооборудованию артиллерийского городка здесь созданы все условия для тренировки офицеров, командиров орудий и расчетов в управлении огнем батареи, дивизиона. Хорошим подспорьем в организации занятий и тренировок стали учебные места для взводов управления, артиллерийских разведчиков, дальномерщиков и вычислителей с применением средств связи в условиях, максимально приближенных к боевым, прямо на территории части. Например, в парке боевых машин оборудованы площадки, где солдаты учатся действовать при вооружении. Не случайно уже в начале обучения артиллеристы перекрывают норматив по развертыванию и свертыванию орудия на огневой позиции в 1,5-2 раза. И это при том, что штатные расчеты гаубиц Д-30 в ВДВ меньше аналогичных в мотострелковом или танковом соединениях.
     Для занятий офицеров оборудован и постоянно совершенствуется специальный компьютерный класс, где можно решать задачи по стрельбе и управлению огнем. Что он дает? На недавнем полевом выходе выпускники военного института позапрошлого года старшие лейтенанты Михаил Аверочкин и Александр Окружнов уже уверенно сработали за старших офицеров батарей. С оптимизмом смотрят в будущее и более молодые офицеры. Они знают, что для их профессионального становления и дальнейшего роста в полку созданы все условия. Не за горами и тот день, когда здесь начнут работать малый артиллерийский полигон, приспособление для тренировок расчетов в стрельбе по движущимся целям. Это позволит еще выше поднять выучку офицеров, не выходя за пределы части.
     Активная позиция полковника Павлова в работе по совершенствованию приказарменной учебно-материальной базы в соответствии с требованиями Генерального штаба и Главного управления боевой подготовки ВС РФ дает, что называется, хорошие дивиденды. В значительной степени возросла обученность личного состава, растет методический уровень офицеров и младших командиров. При этом достигнута экономия боеприпасов, ГСМ и других материальных ценностей. Такая оценка была дана заместителем командующего войсками СКВО по боевой подготовке генерал-лейтенантом Мухридином Ашуровым.
     Впрочем, совершенствуется база не только для огневой подготовки. На полигоне создана огневая полоса, которая позволяет обучать десантников действиям в составе боевых групп. На зимних квартирах ведется строительство мини-танко- и автодромов. Завершается работа по восстановлению тренажеров в учебном корпусе, которые станут хорошим подспорьем в подготовке механиков-водителей и наводчиков-операторов БМД. Изыскивается возможность и ведется работа по созданию в каждом подразделении классов по специальной подготовке, совершенствуются ротные спортуголки, завершено строительство специальной полосы препятствий на территории парашютно-десантного полка.
     Широкое внедрение малозатратных форм обучения в комплексе с интенсивной боевой учебой приносит и моральное удовлетворение. Соединение уже не в первый раз признается лучшим в ВДВ по организации боевой подготовки. Причем завоеванных позиций здесь сдавать не намерены.
     В конце прошлого года полковник Александр Павлов и офицеры отделения боевой подготовки соединения вернулись из Ульяновска, где приняли участие в сборе, который проходил под руководством начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ генерал-полковника Александра Скородумова. Там они и ознакомились с опытом использования приказарменной учебно-материальной базы. Все увиденное было внимательно изучено, для наглядности сфотографировано. Конечно же, создание некоторых учебных точек на таком же техническом уровне в ближайшее время в дивизии, как отметил полковник Павлов, невозможно. И прежде всего из-за материальных трудностей. Но проблема решаема. Ведь сегодня в этом воздушно-десантном соединении никого не надо убеждать в том, что при организации качественной боевой подготовки можно тратить меньше, а учить лучше.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker