на главную страницу

18 Феврапя 2003 года

Армия и общество

Вторник

Кто придет на флот

Беседу вел Андрей ГАВРИЛЕНКО,«Красная звезда».



О проблемах подготовки морских офицеров размышляет начальник Направления военного образования ВМФ контр-адмирал Григорий БУТАКОВ

     - Григорий Лукич, как в целом вы оцениваете уровень подготовки офицерских кадров для флота? Отвечает ли он требованиям дня и каким, на ваш взгляд, должно быть флотское образование в ближайщие годы?
     
- Государственные экзаменационные комиссии оценили подготовку наших выпускников в 2002 году в среднем на удовлетворительно. Хотя эта оценка и положительная, но неоднозначная и ни в коем случае нас не устраивающая. Дело тут не в качестве наших учебных планов и программ. Они, кстати, по заключению Министерства образования РФ, отвечают самым высоким требованиям современной высшей школы. Причины в другом. Назову лишь самые принципиальные.
     В настоящее время все военно-морские институты имеют большие проблемы с качеством абитуриентов, поступающих на первый курс. И дело тут не только в том, что добрая половина из них не обладает теми базисными знаниями по общеобразовательным предметам, которые необходимы для овладения программой высшей школы. Не менее важной является проблема психологической готовности юноши стать военным моряком, офицером. Сегодняшние реалии показывают, что желание посвятить свою жизнь военно-морской службе не является основным для большинства поступающих. К сожалению, негативное влияние некоторых средств массовой информации, социально-бытовые проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие, делают свое дело. Большое количество юношей поступают в военные институты с целью уклонения от срочной службы или получения бесплатного высшего образования. Вот и приходится нашим преподавателям не только учить такого курсанта, но и убеждать его в правильности им же сделанного выбора. Не всегда это получается. Именно поэтому отсев обучающихся доходит до 30-35 процентов.
     
– В таком случае что, по-вашему, нужно изменить в системе отбора абитуриентов?
     
– Необходимы разработка совершенно новых высокоэффективных методик профессионального психологического отбора, кардинальное расширение географии поиска абитуриентов. Иначе говоря, надо искать будущих офицеров среди молодежи так, как ищут таланты музыканты, ученые, художники.
     В Военно-морском флоте имеются определенные наработки в этом вопросе. У нас с 2001 года действует система персональных рекомендаций руководителей регионов, больших районов и городов Российской Федерации для поступления в военно-морские институты. Ежегодно в Дальневосточном регионе, например, работают выездные приемные комиссии военно-морских институтов Санкт-Петербурга и Калининграда. Однако этого недостаточно. Мы будем и дальше работать в этом направлении.
     
- В былые годы новоиспеченные лейтенанты Российского флота могли гордиться тем, что у каждого из них «на счету» была не одна сотня, а то и тысяча морских миль. Сегодня далеко не многие могут похвастаться наличием реальной морской практики. В каком состоянии сейчас учебные корабли, как часто они выходят в море?
     
- На сегодня Военно-морской флот имеет два учебных корабля «Смольный» и «Перекоп» вместимостью до 300 курсантов каждый. «Смольный» недавно вышел из ремонта, находится в строю и выполняет по три учебных похода в каждую навигацию. На нем мы имеем возможность обеспечить штурманскую практику курсантов судоводительских специальностей, предусматривающих необходимость выполнения обязанностей вахтенного офицера. «Перекоп» выработал межремонтный срок и в настоящее время стоит у стенки. Но и он не остался без дела. На нем курсанты, преимущественно младших курсов, проходят практику, осваивая основы корабельной службы, корабельные расписания, правила поведения на корабле. В первом квартале 2003 года «Перекоп» собирается в ремонт, и в 2004 году с вводом его в строй наши возможности по морской подготовке курсантов возрастут вдвое. В новой учебно-плановой документации планируется увеличить продолжительность морской практики курсантов судоводительских специальностей в полтора раза. С выходом «Перекопа» мы сможем организовать морскую практику для 600 курсантов одновременно. Более того, прорабатывается вопрос об увеличении интенсивности использования учебных кораблей. Это даст возможность каждому из них делать не три, а четыре похода ежегодно.
     Важный резерв морской подготовки курсантов – их участие в выходах боевых кораблей ВМФ. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы в каждом походе боевых кораблей с заходом в иностранные порты участвовали наши курсанты.
     
- Как вы оцениваете состояние учебно-материальной базы военно-морских институтов?
     
– Положение здесь далеко не однозначное. С одной стороны, нам, морякам, легче. Наши учебные заведения имеют десятилетнюю, а то и столетнюю историю. Располагаются на одном и том же месте, и, естественно, мы накопили значительное количество образцов вооружения и техники, используемых в учебном процессе. Однако время не стоит на месте. Меняется флот, меняются корабли и техника. Мы не успеваем за этим процессом. Нам крайне не хватает современных средств обучения: персональных ЭВМ, комплексных тренажеров на их основе, программного обеспечения учебных дисциплин, видеотехники и т.д.
     Особый вопрос - обеспечение учебной литературой. С введением в высшей школе государственных образовательных стандартов появилась настоятельная необходимость в разработке новых учебников и учебных пособий, особенно по блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Такой литературы в должном количестве у нас пока еще нет.
     Ощутимый «провал» в обеспечении образовательного процесса появился после перевода наших училищ из Севастополя и Баку в 1993 – 1995 годах. Ведь кроме курсантов мы с Украины и Азербайджана не получили ни одного гвоздя.
     Создание необходимой и достаточной учебно-материальной базы – дело весьма сложное и дорогостоящее. В одиночку с этой проблемой не справиться. Правительством РФ принята программа по реформированию системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года. Развитию учебно-материальной базы военных вузов в этой программе уделено самое серьезное внимание.
     
- Что из себя представляет преподавательский, командирский состав институтов? Каковы критерии отбора офицеров на эти должности?
     
- В целом в высших военно-морских учебных заведениях 60 процентов преподавательского состава имеют ученые степени и звания. В Военно-морской академии этот показатель еще выше – 80 процентов. О многом говорит и тот факт, что во всех наших вузах работают специализированные советы по защите кандидатских диссертаций, в пяти из шести вузов – докторские советы. Пожалуй, это лучшие показатели среди всех видов Вооруженных Сил РФ. У половины действующих начальников вузов – ученые степени и звания, а все их заместители по учебной и научной работе —дипломированные ученые, трое – доктора наук, профессоры. Тон в этой работе у нас задает главнокомандующий. В 2001 году адмирал флота Владимир Куроедов защитил докторскую диссертацию.
     И тем не менее проблемы в этом вопросе у нас есть. И не малые. Нас серьезно тревожит старение преподавательского состава. Все меньше и меньше молодых офицеров, приходящих в институты с флота, добиваются значительных успехов на преподавательском поприще. И дело вовсе не в их нежелании трудиться. Они просто не успевают. Посудите сами, придя в институт в возрасте 40-42 лет в звании капитана 2 ранга на должность преподавателя или старшего преподавателя, офицер через 3 – 5 лет будет уволен по возрасту. О какой диссертации, профессионализме в такой ситуации можно говорить? Снижение штатной категории старшего преподавателя до капитана 2 ранга, увольнение в запас в 45 – 50 лет по возрасту - возрасту расцвета преподавательской деятельности – нанесли тяжелый удар по качеству их подготовки. Это положение надо менять.
     В настоящее время комплектование преподавателями идет главным образом за счет офицеров, приходящих с должностей командиров дивизионов, им равных и выше. Это имеет смысл, ибо именно эта категория офицеров уже имеет достаточный опыт корабельной службы, занимает наиболее активную жизненную позицию и способна с наибольшей эффективностью освоить новый вид деятельности. Но если ситуация не изменится, в ближайшее время качество преподавательского состава неминуемо начнет падать.
     В военно-морских учебных заведениях принимают меры для исправления сложившегося положения. Главное сейчас - создать мощную, эффективно действующую систему подготовки преподавательских и научных кадров в самих институтах. В 2002 году мы добились открытия адъюнктуры в Балтийском военно-морском институте - последнем вузе Военно-морского флота, где ее не было. Это, несомненно, даст свои результаты. Но без реальной поддержки военных вузов со стороны Министерства обороны нам эту проблему не решить.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker