Виталий Михайлович Шабанов родился 1 января 1923 года в деревне Лобачи Галичского района Костромской области. В 1940-1945 годах, после окончания средней школы, учился в Ленинградской военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф. Можайского. Войсковую стажировку в 1943-1944 годах проходил в истребительном авиационном полку в составе 1-го Украинского фронта.
В 1945-1949 годах работал инженером-испытателем и помощником ведущего инженера по испытаниям авиационной техники в НИИ ВВС, после чего был переведен в Специальное бюро № 1 (СБ-1) Наркомата вооружения (в последующем ЦКБ «Стрела», а ныне ОАО «Научно-производственное предприятие «Алмаз»). Обусловлено это было тем, что период конца 40-х - начала 50-х годов ознаменовался в нашей стране переходом к разработке качественно новых видов вооружения и военной техники. Для обеспечения их создания в оборонные КБ и на предприятия промышленности Министерство обороны откомандировало свои лучшие инженерные кадры, в числе которых был и Виталий Михайлович Шабанов. Ему довелось принять самое непосредственное участие в разработке и испытаниях первой в нашей стране авиационной радиоуправляемой системы «Комета», создание которой было поручено СБ-1 в 1947 году. В состав системы «Комета» входили самолет-носитель Ту-4 с бортовым радиолокатором и станцией наведения снаряда и сам крылатый самолет-снаряд с автопилотом и станцией (головкой) самонаведения.
Обладая высокой профессиональной подготовкой и технической эрудицией, Виталий Михайлович принимал активное творческое участие в отработке и испытаниях всех основных блоков аппаратуры наведения и головки самонаведения снаряда. Во всех отношениях это была сложнейшая работа, т.к. до этого в нашей стране не было не только опыта разработки таких систем, но и теоретической базы разработки контура управления «радиолокатор – снаряд — цель».
Можно без преувеличения сказать, что создание СБ-1 первой системы такого рода явилось по существу основной базой для разработки всех последующих радиоуправляемых систем вооружения, включая самые современные.
Несмотря на все теоретические, организационные и технические трудности, работы по созданию системы «Комета» быстро продвигались и в 1952 году она была представлена на госиспытания. После нескольких успешных телеметрических пусков группа испытателей, в состав которой входил и заместитель начальника отдела СКБ № 1 Виталий Михайлович Шабанов, 21 ноября 1952 г. осуществила боевой пуск самолета-снаряда по реальной мишени - крейсеру. Через 3 минуты после прямого попадания снаряда крейсер затонул.
За активное и плодотворное участие в создании и испытаниях системы «Комета» В.М. Шабанов был отмечен Государственной премией и награжден орденом Ленина.
С середины 50-х годов Виталий Михайлович, уже будучи на посту главного конструктора СКБ № 1, руководил разработкой систем типа
К-20 и К-22, предназначавшихся для поражения наземных целей и по принципам своего функционирования аналогичных системе «Комета». Обе системы успешно прошли испытания, были приняты на вооружение и длительное время эксплуатировались. Они еще раз показали техническую зрелость их разработчиков: за создание системы К-22 для самолетов Ту-95 и Ту-22М В.М. Шабанов был второй раз удостоен Государственной премии.
В конце 60-х годов СКБ
№ 1 получило задание на разработку широко известной в настоящее время зенитной ракетной системы С-300П. Виталий Михайлович принимал активное участие в работах по ее эскизному проектированию. В 1972 году он был назначен генеральным директором ЦКБ «Алмаз».
В 1974 году В.М. Шабанов назначается заместителем министра радиопромышленности СССР. К тому времени он был уже генерал-майором, кандидатом технических наук, лауреатом Ленинской премии и дважды лауреатом Государственной премии.
С 1978 года Виталий Михайлович Шабанов — заместитель министра обороны СССР по вооружению. С тех пор вся его жизнь стала принадлежать армии и флоту, решению сложнейших задач по организации сводного планирования развития, заказов и оснащения Вооруженных Сил высокоэффективными образцами вооружения и военной техники.
Возглавляемый Виталием Михайловичем аппарат заместителя министра обороны СССР по вооружению обеспечил разработку и принятие на вооружение в 80-х годах прошлого столетия ряда самых современных для того времени образцов вооружения и военной техники (ракетные комплексы стратегического назначения наземного и морского базирования, комплексы космической разведки и др.). Многие из этих образцов и в настоящее время обеспечивают безопасность нашей Родины.
В новой должности Виталию Михайловичу пришлось, используя огромный опыт, накопленный на руководящих постах в оборонно-промышленном комплексе страны, много сделать и для того, чтобы обеспечить Ограниченный контингент войск в Афганистане теми образцами и системами вооружения и военной техники, которые отвечали специфике боевых действий и сложным физико-географическим и климатическим условиям. При этом огромное внимание уделялось работам, направленным на повышение боевой живучести разрабатываемых и модернизируемых образцов.
Показательными в этом отношении являются штурмовик Су-25 и вертолет Ми-24. Созданные, испытанные и принятые на вооружение в те годы, они нашли широкое применение в жарком небе Афганистана для уничтожения наземных целей и живой силы противника. Кабина летчика и наиболее жизненно важные системы и агрегаты Су-25 были защищены бронеплитами, для защиты головы летчика от опасного в ущельях огня с боков и сверху на фонаре самолета были установлены бронешторки, сам самолет оснащен двухдвигательной силовой установкой, которая является более предпочтительной с точки зрения живучести в условиях огневого противодействия противника.
Вертолеты Ми-24 также постоянно подвергались доработкам с целью улучшения их защищенности от огневого воздействия противника и повышения эффективности применения. Так, баки, на которые приходилось 90 процентов повреждений топливной системы, стали заполнять пенополиуретановой губкой. На борту вертолета была установлена станция активных помех, а для защиты от ПЗРК использовались кассеты инфракрасных ловушек.
В те годы также получили «путевку» в жизнь известные всему миру самолеты Ту-160, Су-27, МиГ-29 и другие летательные аппараты.
Большое внимание Виталий Михайлович уделял развитию и совершенствованию техники и вооружения Сухопутных войск. В период нахождения его на должности заместителя министра обороны СССР по вооружению было создано третье послевоенное поколение танков. Так, например, танк Т-80БВ имеет низкий силуэт, что повышает его боевую живучесть на поле боя. Для постановки дымовых завес на нем установлены дымовая аппаратура и дымовые гранатометы.
Танк Т-80У имеет улучшенные возможности ведения огневого боя вследствие установки на нем комплекса управляемого вооружения, а также повышенные показатели подвижности благодаря применению на нем более мощного двигателя. В этом танке реализованы лучшие решения отечественного танкостроения, обеспечены оптимальные габаритные и весовые характеристики.
В этот же период были созданы боевая машина десанта (БМД-2), решающая задачи парашютного десантирования, и новый колесный бронетранспортер БТР-80 с дизельным двигателем и усиленной бронезащитой. Ракетно-артиллерийское вооружение того периода было пополнено такими системами, как ракетный комплекс «Точка», зенитный ракетный комплекс «Куб», самоходное орудие «Нона-С», гаубица «Мста» и другими, обладающими большой огневой мощью, образцами.
80-е годы характеризовались также и крупномасштабными изменениями и достижениями в области автомобилестроения для нужд Вооруженных Сил. В этот период наибольшее развитие получили специальные колесные шасси и тягачи для монтажа вооружения и военной техники. Возросла их грузоподъемность, увеличилась подвижность. Оригинальной разработкой того периода явилось создание специального колесного шасси особо большой грузоподъемности МАЗ-7917 с колесной формулой 14x12.
Обладая системным мышлением и научным предвидением, генерал армии Шабанов В.М. много сделал для совершенствования и внедрения современных методов программно-целевого обоснования перспектив развития вооружения и военной техники для наших Вооруженных Сил. Под его непосредственным руководством были разработаны и обоснованы три долгосрочные программы вооружения (ПВ-85, ПВ-90, ПВ-95). Созданные в процессе реализации этих программ образцы и системы вооружения и военной техники до сих пор составляют основу боевой мощи не только Вооруженных Сил России, но и многих других государств мира.
Большая и плодотворная деятельность В.М. Шабанова была отмечена званием Героя Социалистического Труда и многими орденами. Он избирался депутатом Верховного Совета Союза ССР и Съезда народов СССР.
Большие организаторские способности Шабанова Виталия Михайловича, его высочайшая техническая эрудиция, требовательность и умение работать с людьми снискали ему авторитет и уважение всех, с кем он служил и работал.
В памяти товарищей генерал армии Шабанов Виталий Михайлович навсегда останется одним из выдающихся деятелей, внесших весомый вклад в создание оборонного потенциала нашей Родины.