на главную страницу

18 Феврапя 2003 года

Пульс планеты

Вторник

Пхеньян — находка для Вашингтона?

Владимир КУЗАРЬ.



В последнее время внимание той части мирового сообщества, которая обеспокоена развитием международной ситуации, приковано к трем географическим точкам планеты – США, Ираку и Северной Корее. Удаленные на значительные расстояния друг от друга, эти страны тем не менее представляют сегодня нечто единое – треугольник, в котором не только говорят, но и готовятся к войне. «Тотальной», «масштабной», «до победного конца»…

     По накатанной колее
     
Ни у кого не вызывает сомнений, что тон в этом треугольнике задают Соединенные Штаты. Объявив о своем желании навсегда остаться единственным мировым лидером и «помогать другим народам определять свою судьбу», Америка действует по избранной схеме. Реализация этой схемы должна, очевидно, по замыслу ее разработчиков, заставить человечество «трепетать» (кто-то из Пентагона проговорился на сей счет, озвучив название военной операции против Ирака – «Шок и трепет») перед американской мощью. В упрощенном виде она на примере Ирака представляется такой. Вначале выбирается страна/регион, где есть определенные трудности, но главное – там в данный момент сосредоточились интересы США. В иракском случае огромные нефтяные богатства этой страны. Затем появляются «объяснения»: отсюда исходит угроза всему миру и самим США и ее надо устранить – производство Багдадом оружия массового уничтожения. Далее изыскиваются предлоги для вмешательства – Ирак не хочет разоружаться и прячет свои арсеналы и пусковые установки даже в спальнях президентских дворцов. После чего идут обработка общественного мнения и демонстрация военной силы и решимости ее применить, если страна/регион не подчинится воле Америки.
     По этой же «колее» действует Вашингтон и в отношении Северной Кореи, которая привлекает США не своими богатствами, хотя в недрах этой страны содержится почти вся менделеевская таблица. Нет, причина другая – на полуострове происходят нежелательные для Америки процессы: быстро набирает мировой вес Южная Корея с ее растущим антиамериканизмом и стремлением к объединению с Севером. А это грозит тем, что американцев с их 41 военной базой и хранящимся на них ядерным оружием, 37-тысячным воинским контингентом попросят убраться с Корейского полуострова. Чего, конечно же, Вашингтон допустить не может, учитывая, что весь этот военный потенциал необходим США для сдерживания Китая. Напрямую действовать – оказать давление на Сеул и сорвать объединение Севера и Юга - как-то Америке не с руки, союзник все же. Хотя она бы особо не церемонилась, не будь Северной Кореи.
     Пхеньян, отгородившийся от прочего мира забором чучхе, прямо-таки находка для Вашингтона. Что делается за этим забором, мало кому известно. А вот Соединенные Штаты знают. Оказывается, из-за него исходит угроза миру, так как там накапливаются запасы химического и бактериологического оружия, создается ядерное оружие, оттуда распространяются ракетные технологии и поддерживается терроризм.
     Выдвинув такие обвинения против Пхеньяна, американцы позаботились и о «доказательствах». Сначала их привел специальный посланник США Джеймс Келли, который заявил, что в ходе визита 3-5 октября прошлого года в КНДР представители Пхеньяна признались ему, что в нарушение международных соглашений страна получает оружейный уран из атомного топлива. Нельзя не заметить, что это заявление было сделано не сразу после визита, а через несколько недель и по времени совпало с резкой постановкой в Сеуле вопроса о пребывании американских войск в Южной Корее.
     Сегодня таких «свидетельств» не счесть. Тот же Келли сказал, что на ядерном объекте КНДР в Енбене сейчас находится примерно 8 тысяч отработанных топливных стержней для реактора, из которых можно извлечь около 50 тонн плутония, пригодного для создания 4-6 ядерных боезарядов. Он также привел данные американского правительства, согласно которым в распоряжении Пхеньяна уже имеется 1-2 ядерных боеприпаса. Примерно такие же оценки прозвучали из уст главы Пентагона Дональда Рамсфелда. По его мнению, КНДР обладает «расщепляющимися материалами, из которых можно в сравнительно короткий период произвести 6-8 единиц ядерного оружия». А при дальнейшей работе реактора Пхеньян получит возможность продавать за границу не только ядерные материалы, но и ядерные боеприпасы. Подкрепляя выступление своего шефа, начальник разведуправления американского министерства обороны Лоуэлл Джекоби заявил, что КНДР разработала межконтинентальную баллистическую ракету, способную поражать цели на Аляске и западном побережье США. Правда, надо отдать должное разведчику, он признался, что летных испытаний этой ракеты не проводилось.
     Естественно, Америка не может позволить, чтобы от КНДР исходила такая опасность, а потому готова, если потребуется защитить человечество, применить даже военную силу, но ликвидировать эту угрозу. В частности, представитель Белого дома Ари Флайшер заявил, что США имеют надежные военные планы на случай необходимости военного решения этой проблемы. А министр обороны Дональд Рамсфелд сообщил, что отдал приказ о приведении в боевую готовность 24 стратегических бомбардировщиков В-1 и В-52 для переброски в Тихоокеанский регион. Кроме того, в немедленной готовности отправиться туда находятся боевые корабли и определенное число истребителей F-16.
     К давлению на Пхеньян США привлекли и своего главного союзника в регионе – Японию. Так, начальник управления национальной обороны этой страны Сигэру Исиба в интервью агентству Рейтер заявил, что Япония нанесет упреждающий удар по КНДР, если Токио будет располагать достоверными свидетельствами о готовности Пхеньяна к ракетной атаке. Правда, для этого потребуется, очевидно, переписать японскую конституцию, которая запрещает подобные действия. А пока в Японском море могут быть размещены два из четырех имеющихся на вооружении эсминцев с автоматической системой «Иджис», способной перехватывать ракеты на большой высоте.
     
Как длинны руки у КНДР
     
Говоря о том, что Пхеньян – находка для Вашингтона, нельзя не отметить, что северокорейские власти постоянно подыгрывают американцам. Если, к примеру, Багдад категорически отрицает наличие у него оружия массового уничтожения и заявляет лишь о готовности иракского народа дать достойный отпор агрессорам, то Пхеньян поступает иначе. Он не только подтверждает, что обладает таким оружием, но и утверждает, что у него его больше, чем предполагается, а также заявляет, что мощь его армии позволяет достать противника, где бы он ни находился. Так, на днях высокопоставленный представитель МИД КНДР Ли Кван Хук в интервью агентству Франс Пресс сказал, что в случае угрозы своей безопасности со стороны США его страна в состоянии нанести удары по американским военным объектам в любой точке земного шара. Атака, по его словам, может быть предпринята в отношении всего военного персонала и всех командных пунктов США по всему миру.
     В чем смысл таких действий Пхеньяна, чем он руководствуется и действительно ли располагает такими средствами?
     В первую очередь их диктует антиамериканизм. На нем замешана вся история КНДР. Необходимостью «быть в постоянной готовности отразить нападение американского империализма» объяснялись все трудности, а их немало, развития страны, во имя этого народ призывали идти на многие лишения. И теперь уступить Соединенным Штатам означало бы для северокорейских властей потерять свое лицо. Хотя, учитывая ситуацию в КНДР и непререкаемый авторитет «любимого руководителя», в принципе можно предположить и такой поворот. Но для этого нужны серьезные аргументы. А они есть.
     Десятилетия самоизоляции и балансирования на грани войны с Югом, а в последние годы постоянные природные катаклизмы поставили страну на грань выживания. И это вынуждает Пхеньян пересматривать некоторые свои идеологические установки, выходить на международную арену и на контакты со своим заклятым врагом. В 1994 году Пхеньяну удалось под обещания заморозить свою ядерную программу заключить с Вашингтоном весьма выгодное соглашение о строительстве двух атомных реакторов, а до ввода их в строй получать ежегодно по 500 тысяч тонн мазута. Однако, как выяснилось позже, США с самого начала не намерены были выполнять это соглашение. С приходом же администрации Джорджа Буша КНДР была причислена к «оси зла» и включена в список стран, по которым США готовы наносить превентивные удары. И от всех расчетов на американскую экономическую помощь пришлось отказаться.
     В этих условиях Пхеньяну ничего не остается, как блефовать. Правда, иногда он идет и на конкретные шаги, как, например, демонстративный выход из Договора о нераспространении ядерного оружия. Что только усиливает к нему подозрения со стороны мирового сообщества. Но все же чаще северокорейские власти блефуют. То заявляют о возобновлении ядерной программы, то соглашаются с утверждениями о наличии у страны оружия массового уничтожения, то демонстрируют свою мощь. Как это было в 1998 году, когда была запущена некая ракета, которая, пролетев несколько сот километров, в том числе над Японией, упала в океан. По словам Пхеньяна, эта была первая ступень ракеты-носителя, которая вывела на орбиту искусственный спутник Земли.
     Блефуя, Северная Корея пытается выторговать себе ряд уступок со стороны США, в том числе гарантии своей безопасности и экономическую помощь. В этом заключается смысл действий Пхеньяна. Что же касается его реальной военной мощи, то, по мнению многих наблюдателей, у КНДР, кроме одной из самых многочисленных армий мира, устаревших ракет «Скад» и нескольких их модификаций, больше ничего нет. Как нет средств и научно-технической базы для создания высокотехнологичных вооружений. В этом плане можно привести весьма показательный пример. В пылу очередной перепалки с Вашингтоном Пхеньян заявил, что у него есть более сильный ответ США, чем ядерное оружие. Американские эксперты тут же начали гадать, о чем идет речь: о термоядерном или нейтронном оружии. А оказалось, что Пхеньян имел в виду другую силу – нерушимую сплоченность народа КНДР вокруг своего вождя.
     Сила эта, действительно, мощная. Но вряд ли она позволит исполнить все угрозы Пхеньяна в адрес США. Здесь у Ирака, учитывая нефтяные богатства и мусульманский фактор, даже гораздо большие возможности, чем у КНДР. Вместе с тем если Америка все же решится на применение силы, то справиться с Северной Кореей ей будет не легко. А главное, война принесет невосполнимый ущерб полуострову, в том числе и Югу, взорвет ситуацию в регионе.
     
На шантаже далеко не уедешь
     
Вот почему мировое сообщество выражает серьезную обеспокоенность по поводу противостояния Вашингтона и Пхеньяна и предпринимает усилия, чтобы усадить их за стол переговоров. Не в интернационализации конфликта, а в прямом диалоге двух сторон видится один из выходов из создавшейся ситуации. Хотя сделать это не просто. Ведь даже малейший компромисс с Северной Кореей может, считают в Вашингтоне, бросить тень сомнения на объявленное американское доминирование в мире. Тем более что Пхеньян одним из условий выдвигает требование о подписании между США и КНДР пакта о ненападении. Подобные же договоры согласно международной практике заключаются только между странами, обладающими сопоставимыми военно-экономическими потенциалами.
     Вторым направлением решения корейской проблемы должно стать ускорение процесса объединения Севера и Юга. Объединение лишит Вашингтон многих козырей в отношении Пхеньяна. Первые шаги, сделанные на пути к объединению, свидетельствуют, что у него есть будущее. Многие связывают возможные перспективы в этой области с новым президентом Южной Кореи Но Му Хеном, который через несколько дней приступит к исполнению своих обязанностей и который уже не раз заявлял о готовности вдохнуть в процесс объединения новую жизнь.
     Третье направление – экономическая помощь КНДР. Особенно в сфере энергетики. Северная Корея сегодня обеспечивает себя электроэнергией всего на 30 процентов. По мнению специалистов, частично эту проблему мог бы решить газопровод, о котором сейчас ведут переговоры Москва и Токио. Согласно рассматриваемому проекту газопровод от сахалинских месторождений должен пройти в Японию через Корейский полуостров. Получив газ, Пхеньян мог бы отказаться от своей ядерной программы, которая, по его словам, нужна стране лишь для получения энергии. Однако и этот проект, очевидно, потребует содействия и разрешения Вашингтона, так как, с одной стороны, в нем задействована американская компания «Экссон», а с другой – газопровод ведь должен пройти… по территории Северной Кореи.
     Россия относится к тому небольшому числу стран, которые стремятся решить корейскую проблему как дипломатическим, так и экономическим путем. И кое-какие успехи у нее уже имеются. Они могли бы быть и больше, если бы Вашингтон и Пхеньян отказались от попыток шантажировать друг друга. Однако на сегодня обе стороны продолжают угрожать оппоненту и не проявляют желания идти на заметные уступки. А это чревато самыми серьезными последствиями. Во всяком случае наблюдатели не исключают, что, после того как США решат в свою пользу иракскую проблему, может наступить очередь Северной Кореи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker