на главную страницу

18 Феврапя 2003 года

История Отечества

Вторник

Последний бой «сталинского сокола»

Поиск

Андрей ПОЧТАРЕВ,«Красная звезда».




В почту «Поиска», как правило, приходят письма родных и бывших сослуживцев тех солдат Великой Отечественной, что не вернулись с полей сражений, пропали без вести или погибли в немецком плену. Но в последнее время стали встречаться и обращения от тех, кто разыскивает данные о своих близких, павших или сражавшихся в локальных войнах, далеко за рубежами нашей страны. Недавно, к примеру, майор Сергей Карасев из Владикавказа просил помочь найти боевых товарищей своего дяди, бывшего командира 523-го иап 303-й авиадивизии Героя Советского Союза гвардии генерал-майора авиации Александра Карасева, сражавшегося в Китае и Корее в 1951-1952 гг. И вот новое письмо из Ставрополья - брат Михаил (подполковник в отставке) и родная сестра майора Георгия Богданова, погибшего в северокорейском небе 21 ноября 1952 года, ведут поиск тех, кто знал о последних днях его жизни и службы.

     К счастью, по роду профессиональной деятельности мне долгое время довелось заниматься корейской войной и историей участия в ней советских военнослужащих. Вот что удалось узнать о Георгии Ивановиче Богданове и его полке...
     
23 ноября 1952 года после обеда на рабочий стол Сталина легло ежедневное донесение «О боевых действиях в Корее» за подписью начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Советской Армии генерал-лейтенанта Н. Павловского: «...21 ноября 64-й иак (истребительный авиационный корпус - Авт.) и китайская истребительная авиация произвели 256 самолето-вылетов на отражение штурмовиков и истребителей противника.
     В воздушных боях летчиками 64-го иак сбито 8 американских самолетов (3 Ф-86 и 5 Ф-84) и подбито 3 самолета Ф-86. Китайскими летчиками сбито 2 самолета Ф-86.
     С боевого задания не вернулись 2 самолета 64-го иак».
     На следующий день в очередном донесении последовало уточнение: «...Один из самолетов 64-го иак, не вернувшихся с боевого задания 21 ноября, был сбит в воздушном бою, летчик катапультировался». Вот и все: ни фамилий, ни того, что стало с нашими офицерами-интернационалистами. Впрочем, их судьбы мало интересовали тогдашнее руководство страны. Ведь для него и для всего мира «в КНДР советских летчиков в 1950 году и позднее не было». Именно такие строки содержались в закрытом постановлении Президиума ЦК КПСС от 24 августа 1955 г. об указаниях совпослу в Пхеньяне для оглашения американской стороне, просившей забрать у нее тела советского экипажа самолета-разведчика, сбитого над Желтым морем за 5 лет до этого. Но это отдельная история, о которой мы расскажем в следующий раз.
     Такова была официальная позиция, а неофициально СССР оказывал военную помощь китайским народным добровольцам, воевавшим в Северной Корее с многонациональными войсками ООН во главе с США, и Корейской народной армии (КНА). В целях маскировки наши генералы, офицеры и солдаты 64-го иак носили китайскую военную форму, а на самолеты были нанесены опознавательные знаки ВВС КНА. На первых порах летчики имели китайские псевдонимы и даже были обязаны все переговоры в воздухе вести на китайском языке. Во избежание возможного пленения при сбитии район боевых действий корпуса был ограничен береговой чертой Корейского полуострова, 37-й параллелью с юга и рядом аэродромов их базирования в Маньчжурии на северо-востоке Китая. Не случайно этот район американцы окрестили «Аллеей МиГов». Именно здесь советские летчики чувствовали себя уверенно, нанося ВВС США ощутимые потери.
     Ввиду ухудшения обстановки на театре, связанного с увеличением противником в 2 раза реактивной авиации в составе 5-й воздушной армии и поступлением на ее вооружение модернизированных «Сейбров» (Ф-86Е и Ф-86Д), советское военное командование приняло решение произвести очередную (третью начиная с ноября 1950 г.) смену состава 64-го иак и вывести из боев уставшие 97 и 190-ю истребительные авиационные дивизии (иад). Уже в мае 1952 года в боевые действия вступила еще одна дивизия ПВО, прибывшая из Ярославля (аэродром Туношное), 133-я под командованием полковника А. Комарова. Это было полнокровное соединение трехполкового состава: 147-й гвардейский иап (командир подполковник М. Студилин), 726-й иап (подполковник Л. Горячко) и 415-й иап (Герой Советского Союза майор П. Шевелев). Из СССР дивизия убыла по железной дороге еще в марте без материальной части. Прибыв в Китай на аэродром Мукден-Западный в начале апреля, соединение вскоре получило новенькие истребители МиГ-15 бис и приступило к тренировкам и изучению ТВД. В составе полка майора Павла Шевелева и был командиром 1-й эскадрильи майор Георгий Иванович Богданов.
     На тот период в составе советского корпуса помимо 133-й иад воевали на театре еще две авиационные 32 и 216-я дивизии, 578-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ, две зенитные артиллерийские дивизии - 87 и 92-я и 10-й зенитно-прожекторный полк. Вместе с советскими летчиками крылом к крылу сражались 6 китайских и северокорейских авиадивизий, входивших в Объединенную воздушную армию (ОВА).
     415-й полк, в котором служил Георгий Богданов, вступил в боевые действия сначала с аэродрома Аньдунь, а затем с Дапу уже в июне 1952 года. В этом же месяце «ярославцы» понесли первую потерю самолета - был подбит в воздушном бою и сгорел на земле истребитель старшего лейтенанта А. Дедикова. Первые же победы над янки летчики 415-го иап праздновали 13 июля. В тот день командир звена 2-й эскадрильи старший лейтенант В. Лепиков и его ведомый старший лейтенант
     В. Черноморец завалили два «Сейбра». Через неделю еще три сбитых Ф-86 легли в «копилку» подчиненных Шевелева.
     В следующем месяце фортуна улыбнулась и комэску Георгию Богданову. Вот как об этом написали его сослуживцы в «Боевом листке»: «22 августа 1952 г. в 15.06 1-я аэ 415-го иап в составе 8 экипажей под командованием командира аэ майора Богданова с аэродрома Аньдунь вылетела на свободную «охоту» в район Гисю, Сенсен, Сиодзио.
     В 15.29 в районе Сенсена на высоте 8.000 метров командир ведущего звена майор Богданов на вираже обнаружил 4 Ф-86, которых атаковал сверху, сзади, слева со своим ведомым капитаном Поливайко. Майор Богданов вел огонь по трем Ф-86 с дистанции 700 метров под ракурсом 3/4 - 2/4. Ведущий второй пары - самолет Ф-86 загорелся и упал в 12-13 км восточнее м. Нейбен».
     В этом и последующих двух месяцах 133-я дивизия, ведя жаркие и ожесточенные воздушные бои, прикрывая от ударов и воздушной разведки авиации противника китайские и северокорейские промышленные центры, объекты тыла и коммуникации войск Китая и КНДР, уничтожила 28 самолетов ВВС США. При этом 9 сентября в бою у ГЭС Супун отличился ведомый Георгия Богданова Евгений Поливайко...
     В ноябре 1952 года в сочетании со свободной «охотой» наши летчики осуществляли вылеты на перехват штурмовиков и истребителей противника. Средняя продолжительность одного боевого самолето-вылета МиГа составляла 48 минут. При этом корпус провел 83 групповых воздушных боя, включая один в составе полка и 72 в составе эскадрильи. 31 самолет противника был сбит (в т.ч. 14 - 133-й иад) и 11 машин было подбито. В 415-м полку лучшей эскадрильей стала 3-я под командованием майора Петрова, сбившая 7 американских самолетов. К сожалению, в этом месяце корпус потерял 6 своих боевых машин и одного летчика. Им стал майор Георгий Богданов.
     Это случилось 21 ноября. Вот что рассказал перед смертью о последнем бое Георгия Ивановича его командир полка Герой Советского Союза генерал-полковник авиации в отставке
     Павел Федорович Шевелев
     (П.Ф. Шевелев ушел из жизни в г. Москве 19 мая 2000 г.): «В этот день был полковой вылет на отражение налета американцев на Бугдин («Золотые пески»). Несколько десятков истребителей-бомбардировщиков
     Ф-84Г «Тандерджет» попытались уничтожить местное армейское офицерское училище. Их прикрывали «Сейбры» 4-го и 51-го авиакрыльев. Первыми их сковали боем летчики 518 и
     878-го полков. Наш же полк подняли поздновато, и над Бугдином уже было полно штурмовиков противника. Сначала мы обнаружили четверку Ф-84, и я с ходу атаковал их. Один «Тандерджет» был сбит. Затем мы столкнулись с восьмеркой Ф-84 и вновь с ходу ринулись на них в атаку. С первого же захода капитан В. Панов сбил один, а на догоне старший лейтенант
     Н. Сокуренко - второй американский самолет. Причем последний так ударил по «Тандерджету», что у того отвалилось крыло.
     Правда, и мы понесли потери из-за того, что прозевали атаку двух групп «Сейбров». Так, 1-ю аэ, ведомую командиром эскадрильи майором Г. Богдановым, неожиданно атаковали шесть
     Ф-86. Они сбили машину Георгия Ивановича, который и погиб вместе с ней. «Сейбрам» удалось также сбить самолет и старшего лейтенанта А. Гранкина, но тот спасся на парашюте. Правда, и противнику не удалось уйти безнаказанным - одного из них сбил в этой схватке капитан В. Панов».
     Всего же 21 ноября летчики 415-го полка, по официальным данным, сбили 3 Ф-84, 1 Ф-86 и подбили 2 Ф-84.
     Как свидетельствует архивный документ, «командир аэ 415-го иап 133-й иад майор Богданов Георгий Иванович (1920 года рождения - ст. Незлобная Георгиевского района Ставропольского края, член КПСС с 1940г., домашний адрес: г. Москва, Воробьевы горы, д. 2, кв. 12; жена Богданова Анастасия Ивановна) погиб у деревни Косан - Санри, совхоз Унзан. Самолет сгорел. Похоронен 7 декабря 1952 года в г. Ворошилове (ныне Уссурийск) Приморского края».
     Летчики же 133-й дивизии провоевали в Корее до окончания войны - 27 июля 1953 года и вернулись на Родину, в Ярославль, 13 сентября того же года. В общей сложности они сбили 85 (из 1.309 сбитых 64-м корпусом за всю войну) и подбили 30 самолетов противника. При этом потери дивизии составили 16 летчиков из 126 «сталинских соколов», сложивших свои головы в небе Страны утренней свежести. Большинство из них покоятся на русском кладбище в китайском городе Порт-Артуре. Память о них живет в сердцах российских авиаторов.
     
На снимках: последнее прижизненное фото майора Г.И. БОГДАНОВА (в форме китайского народного добровольца). Аэродром Аньдунь (КНР), август 1952 г.; тот самый знаменитый МиГ-15.Фото из архива автора.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker