на главную страницу

20 Феврапя 2003 года

Линия жизни

Четверг

НАС У РОССИИ МНОГО, РОССИЯ У НАС ОДНА

Материалы подготовили: Николай АСТАШКИН, Юрий БЕЛОУСОВ, Александр БОГАТЫРЕВ, Ольга БОЖЬЕВА, Сергей ВАСИЛЬЕВ, Дмитрий ГУЖВА, Александр ДОЛИНИН, Вадим КОЖУХОВСКИЙ, Олег ПОЧИНЮК.



     

     
Поверить в себя

«В моей работе самое главное, пожалуй, заставить людей поверить в себя, в необходимость нашего дела, настроить на выполнение задачи», – говорит майор Артур Гурджи. Он – командир батальона инженерно-саперной бригады.      После окончания Калининградского высшего военного инженерного училища инженерных войск пришел командиром взвода в отдельный инженерно-саперный батальон Таманской мотострелковой дивизии. Но взводным побыть толком не удалось. Офицера заметили с первых дней и вскоре назначили временно исполняющим обязанности командира роты. Потом четыре года Артур Ильич «рулил» штабом батальона. После Военно-инженерного университета, оконченного с отличием, пришел комбатом в инженерно-саперную бригаду. «Когда я принял батальон, в бригаде начались серьезные перемены, – вспоминает Артур. – Начальник Инженерных войск Минобороны РФ генерал-полковник Николай Сердцев принял решение привести наше соединение в эталонное состояние, то есть воплотить в жизнь требования руководящих документов по организации боевой учебы, гарнизонной и караульной службы, воспитательной работы, обустройству людей, решению социально-бытовых вопросов... За эти полтора года мы проделали колоссальный объем работы. Построили перед казармой учебный городок, военно-спортивный и спортивно-игровой комплексы, заканчиваем аллею Героев Советского Союза, которых в бригаде было 24...»
     Сам же майор Гурджи тоже сделал еще один шаг по служебной лестнице – сейчас он временно исполняет обязанности начальника штаба бригады.
     
Понять солдата

     Знать настроение и душевное состояние военнослужащих, уметь организовывать профилактическую работу, проводить реабилитационные мероприятия - это обязанность лейтенанта Натальи Байдулиной, военного психолога отдельного батальона радиационной, химической и биологической защиты из ПУрВО. Специальность она выбрала сама, а получила ее в одном из университетов. На 4-м курсе вуза она уже практиковала, работая психологом в гимназии. Потом были диплом и первый контракт с Министерством обороны.
     Несмотря на суровые реалии гарнизонной жизни, работа психологом одного из артиллерийских дивизионов пришлась ей по душе. Здесь Наталья научилась вникать в душевные проблемы военнослужащих, профессионально и мягко “разруливать” отношения в коллективах. В составе этого подразделения участвовала лейтенант Байдулина и в обеспечении российской миротворческой миссии на территории Грузии. Признается, что было нелегко, но сил придавало сознание важности и необходимости ее навыков в экстремальных условиях.
     Наталья считает, что подспорья у военных психологов сегодня не так уж и много. Есть тренинги, навыки по налаживанию разговора, различные системы саморегуляции. Но не хватает законодательной, нормативной базы. Уже давно озвучено предложение либо внести блок вопросов психологической реабилитации военнослужащих составной частью в Закон «О статусе военнослужащих», либо принять его отдельным федеральным законом.
     
Без права на ошибку


     Сергею Скрыпникову - командиру взвода Коломенского военного артиллерийского университета 23 года. Но, глядя на его уверенную походку и серьезный пытливый взгляд, ему запросто можно дать больше. Да и рассуждает старший лейтенант вполне по-взрослому: «Нельзя учить артиллерийскому делу плохо, - говорит он, - если я ошибусь, то потом в бою ошибутся 100 человек, которых я этому научил. Так что здесь иногда тяжелее, чем в войсках».
     А в боевую часть ему попасть очень хотелось. С легкой завистью говорит он о своих однокашниках, разбросанных по всей стране. Но два года назад его, молодого лейтенанта, окончившего с отличием Коломенский университет, никто не спрашивал, хочет ли он остаться. Это был просто приказ.
     Во взводе у Сергея 28 курсантов. Но офицеров не хватает, и бывает, приходится работать сразу с четырьмя взводами. Тогда число его подчиненных намного увеличивается.
     На вопрос, о чем бы он, участник Всеармейского совещания, хотел спросить министра обороны, Сергей с ходу ответил: «Нам из двадцатилетнего мальчишки нужно сделать специалиста, которому иногда придется командовать 30-летним контрактником. И подчиняться тот ему должен не только по должности, но и потому, что офицер - это профессионал, которого подчиненный уважает. Почему же тогда в условиях создания профессиональной армии и нехватки офицерских кадров происходит сокращение военных учебных заведений?»
     Чувствовалось, что разговор об уважении к офицерской профессии – тема для молодого командира неслучайная. «Жаль, - посетовал Сергей, - что уважение к человеку военному сейчас не то, что было прежде. Мой дед воевал, отец лишь два года служил артиллеристом, зато потом 20 лет мне рассказывал об этом. Может, потому я и выбрал этот путь? У меня хорошая специальность – инженер-электромеханик, сколько раз предлагали работу «на гражданке». А вот жена против, говорит: «Я вышла замуж за военного, значит, так тому и быть».
     Надо отдать должное жене Сергея – Татьяне. Она с восьмимесячным сыном тоже, как говорится, стойко переносит все тяготы и лишения… На лейтенантскую зарплату в три с половиной тысячи не очень-то разгуляешься. Деньги на коляску для сына три месяца копили, да купить новую так и не смогли. Но отец Сергея - сам мастер на все руки, многое научил его делать самостоятельно. Это и спасает. А еще спасает надежда…
     
Шанс для лейтенанта


Гвардии лейтенанта Алексея Синюшина словно подменили: буквально только что он твердым командирским голосом отдавал команды, грамотно руководя действиями подчиненных на занятии по огневой подготовке, а тут вдруг засмущался, не сразу нашелся, что ответить. Дескать, слышал, что поеду в столицу на Всеармейское совещание, но не слишком ли велика честь - лишь в прошлом году окончил Московский военный институт, ничего и сделать еще не успел...      - А я рад, что выбор пал на Алексея, - подключился к разговору находившийся рядом гвардии лейтенант Евгений Кочергин, командир взвода из его же роты. – Мы, четверо однокашников, приехали в окружной учебный центр ЛВО, но у него лучше всех дела идут.
     ...Учебным мотострелковым взводом Синюшин командовал только два месяца, но командир роты ушел на повышение, и его обязанности стал исполнять молодой лейтенант. По сути, он оставался на тот момент единственным офицером в подразделении: должности заместителей ротного были вакантны, да и лейтенанты-двухгодичники уволились в запас. Однако выбор на этого молодого офицера пал отнюдь не по воле случая: командир части гвардии подполковник Олег Марцинкевич даже за столь короткий срок обратил внимание на толкового новичка и решил дать ему шанс попробовать силы на более ответственной должности.
     Конечно, нельзя сказать, что Синюшина оставили один на один с многочисленными проблемами и трудностями. Ему помогали опытные офицеры. Сказался и «запас прочности», заложенный преподавателями Московского военного института. В общем, новая должность оказалась по плечу лейтенанту.
     
Романтик из Краснознаменска


Будет ли кто отрицать, что служба в Космических войсках овеяна романтикой! Трудная служба, в известной степени опасная, но все-таки... Разве может она быть будничной для участника Всеармейского совещания офицеров подполковника Андрея Усика, если он служил на космодроме Байконур, а сейчас трудится в Главном испытательном центре имени Германа Титова под Москвой.      У Андрея на боевом счету 29 пусков межконтинентальных баллистических ракет, в которых он участвовал, будучи инженером отделения по подготовке к испытаниям и пускам МБР. А уж какая гордость была, когда им доверили участие в проекте «Энергия» - «Буран»! Ведь по многим разработанным и внедренным технологиям он до сих пор не имеет аналогов в мире. С 1984 года Андрей Усик участвовал в работе на комплексе «Буран», позже вошел в боевой расчет по подготовке и запуску носителя «Энергия» - работал за пультом центральной вычислительной машины, управляющей системой ракеты на старте. Подготовку к этой ответственной работе прошел на НПО «Энергия», набираясь опыта и знаний у ведущих конструкторов и инженеров ракетно-космической отрасли.
     Сейчас подполковник Усик - заместитель начальника отдела инженеров-испытателей, которые управляют космическими аппаратами на орбите. Свыше ста рационализаторских предложений на его счету - они позволили оптимизировать труд инженеров. Офицеру доверяют работу в межведомственных и государственных комиссиях. Аналитик он сильный - вместе с сослуживцами нашел выход (как-то подсчитали) из 200 нештатных ситуаций. При его непосредственном участии, к примеру, оживили «зашаливший» космический аппарат на орбите. Спасли миллионы затраченных средств на него, сочтясь славою в узком кругу инженеров-испытателей.
     
Так хочется быть оптимистом...


Старший лейтенант Константин Федоров попал служить в Северо-Кавказский военный округ по выпуске из Рязанского военного автомобильного института. Константин с любопытством рассматривал офицеров, ходивших по улицам Ростова-на-Дону в камуфляже, - в Чечне шли боевые действия. В управлении кадров, посмотрев диплом молодого офицера, предложили ему должность командира учебного автомобильного взвода - преподавателя в отдельном учебном автомобильном батальоне. Когда принял взвод, выяснилось, что должность командира роты также является вакантной, поэтому молодому офицеру пришлось работать и за него.      Сегодня Константин Федоров - один из лучших методистов части. Рассказывает о своей службе увлеченно - о сержантах, например, которые пришли с «гражданки» полными неумехами, а теперь являются хорошими методистами, надежными помощниками. В то же время с болью говорит о том, что иные призывники слабо знают историю своего Отечества, выглядят физически немощными. Почему такое происходит? Ведь они так молоды, впереди у них целая жизнь...
     Константин Федоров по натуре оптимист. Еще со школьной скамьи усвоил простую истину: чтобы добиться чего-то в жизни, необходимо быть физически сильным, обладать изрядной долей здравого смысла и хорошо знать свою профессию. Вот и сейчас, когда порой вокруг царит уныние, звучат пессимистические нотки, он старается оставаться оптимистом.
     
Помнить имя свое


Старший лейтенант Евгений Попов второй год после окончания Тамбовского военного авиационного инженерного института служит в радиотехническом полку. Он - помощник начальника связи полка, отвечает за кабельные коммуникации. А тут случается всякое. Бывают и поломки, и порывы кабеля, а иногда охотники поживиться драгметаллами выкапывают целые участки линий связи. А это уже подрыв боеготовности. Приходится линейной кабельной команде восстанавливать.      ...Понятие боевая готовность в семье Поповых уже для нескольких поколений не пустой звук. Дед Евгения воевал на фронтах Великой Отечественной, отец - военный летчик, а женщинам семьи хорошо знаком быт военных городков. И, выбирая свою будущую жену, тоже, кстати, Евгению, тогда еще курсант, Попов спросил, уедет ли она, если придется, из родного Тамбова на Дальний Восток. Девушка, не задумываясь, согласилась.
     Евгений не карьерист, но на своих трех звездочках останавливаться не собирается. Вскоре предстоит ему принять капитанскую должность – начальника телефонно-телеграфного центра. Беспокоит его только, что техника вся старая и ремонтировать ее иногда за свой счет приходится. «Если бы пришлось выступить на Всеармейском совещании, - говорит старший лейтенант Попов, - то я бы сказал с трибуны о том, что необходимо сейчас сделать все, чтобы укомплектовать технику новыми образцами. Понятно, что средств для этого у государства не хватает. Но мы вот тут с моей женой, экономистом, однажды в шутку посчитали, что если бы в нашей стране все платили налоги, то и на технику, и на профессиональную армию хватило бы».
     
Не изменить мечте


Лейтенанта запаса Алексея Турченко в штабе Приволжско-Уральского военного округа встретили радушно. Но сразу предупредили, что направить служить согласно профилю оконченной им при Саратовском аграрном университете военной кафедры возможности нет: все подходящие должности в танковых подразделениях заняты. Правда, есть вакансия офицера-воспитателя... Так он стал заместителем командира роты связи по воспитательной работе.      Начинать довелось с чистого листа. Проанализировав анкеты военнослужащих роты, Турченко выяснил, что среднеобразовательный уровень его подчиненных не превышает девяти классов. А кое у кого этот порог был гораздо ниже. В общем – поле непаханое... Сегодня молодой воспитатель с благодарностью отзывается о заместителе командира части по воспитательной работе подполковнике Александре Бондаренко. Именно ему, считает Алексей, он обязан своим быстрым становлением в новой должности.
     – Поначалу, - признался в разговоре лейтенант Турченко, - мне казалось, что «загрузить» человека какими-то знаниями не так сложно: достаточно рассказать ему конкретную тему, как на лекциях в вузе. Не тут-то было. Конечно, солдаты тебя внимательно выслушают, но... Слишком высока для нынешнего призывника планка методики лекционного обучения.
     В общем, пришлось офицеру-воспитателю «перелопачивать» предлагаемый материал на понятный, доступный вчерашнему школьнику с неполным средним образованием язык. Шаг за шагом, от занятия к занятию. До самой проверки. Первой итоговой проверки в служебной карьере лейтенанта Турченко.
     ...По результатам зачета по общественно-гуманитарной подготовке сержантская группа роты связи была оценена на «удовлетворительно». Именно тогда и личная цель Алексея Турченко претерпела серьезные коррективы.
     - В войска я шел с целью достойно отслужить два года, - откровенно рассказывает офицер. - Но теперь хочу, чтобы о моей работе в коллективе осталась добрая память. Более того, чтобы солдаты подразделения с моей помощью за время службы расширили свой информационный багаж, а «на гражданке» не считали службу потерянным временем.
     Насколько загад лейтенанта-воспитателя будет делами богат, покажет время. Пока же Турченко не без гордости говорит, что за пять истекших месяцев ему удалось настроить коллектив на «поступательное движение». В роте улучшилось состояние воинской дисциплины. Солдаты стали читать книги, газеты. Все это в целом - хороший признак развития воинского коллектива.
     Не думает ли Алексей остаться в армии на более длительный срок? «Пока еще рано об этом говорить, - говорит офицер. - Слишком мало хожу «под погонами». Но если время покажет, что я состоялся как воспитатель, то все возможно».
     - А как же быть с «гражданской» мечтой о карьере в бизнесе?
     - Мечту изменить можно. Главное - не изменить мечте.
     
Молодость успеху не помеха


Об офицерских погонах Константин Симонов мечтал с детства. Неудивительно, что, когда пришло время выбора между военно-учебным заведением и аграрным университетом, он предпочел Благовещенское высшее танковое командное училище.      После выпуска Константин вместе с молодой женой уехал служить в мотострелковый полк постоянной готовности, расквартированный в Тоцком. По воле случая именно в этом полку 23 года назад начинал свой офицерский путь его будущий тесть подполковник запаса Александр Кравцов. Уже через две недели молодая семья получила квартиру, и новоиспеченный взводный полностью отдался службе. Рота, в которую попал служить Симонов, входила в состав батальонной тактической группы. О ее боеготовности пеклись особенно. Поэтому войсковое стрельбище и танкодром стали вторым домом для молодого офицера. Вскоре Симонова как кадрового офицера оставили за ротного. Работы прибавилось. От объема возложенных на него обязанностей порой голова шла кругом. Но иного выхода, как кропотливая работа, Константин для себя не видел. За короткий срок исполнения обязанностей командира роты он сумел завоевать авторитет и уважение в коллективе.
     
Командир «Георгия Победоносца»


Капитан 2 ранга Алексей Комаров с 1994 года, после окончания Калининского суворовского и Калининградского высшего военно-морского училищ, служит на Северном флоте. Стал самым молодым командиром корабля 2 ранга в бригаде БДК Кольской флотилии разнородных сил СФ: с 2000 года командует большим десантным кораблем «Георгий Победоносец». Воинское звание капитан-лейтенант получил досрочно, воинское звание капитан 2 ранга присвоено в 2002 году.      Имя Святого Георгия Победоносца большому десантному кораблю перешло в наследство от его героических предшественников. Это уже седьмой корабль с названным именем на борту в трехсотлетней истории российского Военно-морского флота. Дважды экипаж БДК завоевывал Почетный кубок губернатора Мурманской области «Лучшему надводному кораблю Северного флота», семь раз объявлялся лучшим кораблем соединения десантных кораблей по видам боевой подготовки. В активе экипажа - дальний морской поход к берегам Западной Африки, деловой визит в порт Роттердам, участие в многочисленных учениях Северного флота, перевозка грузов, последняя из которых происходила на архипелаг Новая Земля.
     Пять лет назад командование корабля и руководство департамента государственного и муниципального имущества правительства города Москвы подписали договор о дружбе и шефских связях. С тех пор североморцы постоянно ощущают заботу москвичей, которые прилагают немало усилий к тому, чтобы поддерживать боеготовность корабля. В этом, безусловно, проявляются любовь к Родине, желание видеть ее могучей морской державой.
     Однако и шефы, увы, не всесильны. Скоро исполнится 19 лет с момента ввода в боевой состав ВМФ «Георгия Победоносца». Для кораблей такого проекта это достаточно зрелый возраст. Образно говоря, пора либо выходить на пенсию, либо становиться в ремонт. Но в последний раз средний ремонт корабль проходил в 1993 году, уже вышли два межремонтных срока. Средств, как всегда, не хватает... Нужно ли говорить, сколь велика сегодня тревога командира за техническое состояние, за настоящее и будущее своего корабля?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker