на главную страницу

20 Феврапя 2003 года

История Отечества

Четверг

Суворовский завет



Имя великого русского полководца Александра Васильевича Суворова известно каждому военному человеку. Однако знания о его идейном наследии во многом остаются поверхностными, отрывочными, несистемными. И в этом заключается парадокс. В ходу чаще всего только общие слова: «великий русский полководец», «наука побеждать», «глазомер, быстрота и натиск»... В действительности военная система Суворова чрезвычайно обширна, представлена многими законами, наставлениями, «правилами опыта побеждать врагов Отечества». Обратим внимание на самые важные из них. Они изложены по материалам «Российского военного сборника» Алесандром САВИНКИНЫМ и Игорем ДОМНИНЫМ.


Военная система А.В. Суворова

     Суворов — практик, «полевой боевой генерал». Тем примечательнее, что он требовал от подчиненных ему офицеров прежде всего работы ума — «непрестанной той науки из чтениев». По его мнению, только посредством этого можно основательно вооружиться достижениями военной культуры, овладеть опытом великих полководцев, вывести из него правила «мудрого военного искусства», сформировать широкий кругозор как непременное условие для творчества, научиться предвидеть будущее не только по обстоятельствам, но и на основе серьезных размышлений. Полководец с полным основанием считал, что главный наш враг — это леность, невежество, нежелание учиться и читать полезные для дела книги. Именно за эти пороки он преследовал и наказывал подчиненных самым суровым образом. За «немогузнайство» нижним чинам полагались «палочки», а офицерам — арест. Он не раз повторял, что «знает свою нацию и способы действенные», а потому в буквальном смысле заставлял войска «накрепко затверждать» основные положения «Полкового учреждения» и «Науки побеждать», обязывал офицеров внимательно изучать «старинные, ближайшие и текущие войны». Уже в то далекое время Суворов понимал, что воюют не столько оружием, сколько умением. Сегодня этот завет более чем актуален.
     Честное и победоносное служение Отечеству — альфа и омега, еще одна из важнейших установок суворовской системы. Впрочем, для представителя дворянской военной культуры XVIII века — человека с заостренной моралью — другой жизненной позиции существовать просто не могло. Суворов и этот принцип выразил предельно ясно: «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя мое в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей». Поэтому полководец заботился прежде всего о нравственном здоровье войск, воспитывал подчиненные ему войска в религиозном духе, разнообразными приемами направляя их мужество к победам. Он поощрял доблестное честолюбие, развивал полезные добродетели, учил поражать противника не только оружием, но и человеколюбием, великодушием. Придавал большое внимание тому, чтобы боевые задачи решались «с малым уроном». Ненавидел и искоренял все, что бесчестит доброе имя русского воина: «бесплодное геройство», «мерзкое отступление», «проклятую оборонительность», праздность, леность, малодушие, трусость, ложь...
     «Ничего, кроме наступательного» — вот еще один из главнейших императивов суворовской «Науки побеждать». Важно, однако, подчеркнуть, что эта ключевая установка понимается им не упрощенно, а как синтез храбрости, искусства, бдительности, предусмотрительности и заблаговременной подготовки: «Вот моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, устав, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение». Каждое слово здесь, как и в других случаях, означает целую программу действий.
     Известно, что Суворов не раз успешно воевал с организованными отрядами мятежников: в Польше, в Крыму и на Кубанской линии. И надо признать, что полководец умел держать «бунтовников» в военной узде, низвергая и усмиряя их в случае необходимости «мечом и милосердием», т.е. в духе и по примеру любимого своего учителя Цезаря. Поэтому значительное место среди более ста «истинных правил военного искусства», сформулированных Суворовым, занимают «законы усмирения мятежей».
     Главные из них можно представить в следующем виде: вооруженные мятежи следует «вмиг затушать в их первоначалии»; действующие против мятежников войска должны быть отборными, с подвижными резервами, возглавляться «мудрыми, искусными, миролюбивыми и справедливыми командирами»; в борьбе с «бунтовниками» — «только одна диспозиция: поспешность, устремление и обретение их»; особенно важно в этой связи «нападательно поступать, мятежничьи набеги не отбивать, но оные самим встречать и поражать», и вообще — «лучше усыплять, нежели тревожить, и делать большой скорый удар»; ни в коем случае не втягиваться с противником в малую (партизанскую) войну, которая «неполезна, изнуряет войско»; основная цель — умиротворение, а не разорение мятежных земель, забота о
     безопасности населяющих их народов; «разбойники везде наказываемы», но с мирными жителями (обывателями) поддерживается «союзничество, дружба и ласковость»; «нигде мятежникам пристанища не давать, отнимать у них субсистенцию»; не допускать мнимых, «вообразительных побед», которые только укрепляют дух мятежников; «стыдиться варварства» и т.д.
     Пример Суворова поучителен и еще в одном отношении. Современный терроризм как мировое зло должен быть побежден заблаговременно, на ранней стадии развития опасности. В борьбе с ним особенно необходимы совместные, четко координированные и своевременные действия всех заинтересованных сторон, осознание общей угрозы, защита не только национальных, но и общечеловеческих интересов. В этих условиях тем более необходимо упомянуть еще об одном кредо Суворова, а именно о его всегдашней готовности жертвовать собой не только ради Отечества, но и во благо всего человечества. «Как раб умираю за Отечество и как космополит — за свет», — писал смертельно больной генералиссимус, возвращаясь на родину после беспримерных Итальянского и Швейцарского походов.
     При всем этом не может не вызвать изумления и признательности забота Суворова о будущем, его стремление совместными усилиями Австрии и России уничтожить в зародыше зло наполеоновского нашествия на родную землю. Так, уже в 1796 году он предлагает идти навстречу будущему противнику, «приняться за корень, бить французов — от них война родится». В 1799 году, возглавляя австрийские и русские войска, наш полководец, освободив большую часть Италии от французской оккупации, намеревался идти через Гренобль в Лион, а оттуда — на Париж, чтобы «Францию во Франции исправить». Все благоприятствовало этому плану: режим Директории прогнил и был шаток, будущей «Великой армии» не было и в помине, сам Бонапарт, накрепко завязший в бесславной египетской экспедиции, не стал еще ни Наполеоном, ни диктатором, ни императором. Но близорукая и эгоистическая политика австрийского двора расстроила этот блестящий план Суворова. За отказ от суворовского замысла Европе, и в особенности России, пришлось заплатить по крайней мере З миллионами человеческих жизней, загубленных во время наполеоновских войн начала XIX века...
     
Достоинства военного человека

     Практические заповеди Суворова помогают правильно решить многие современные военные проблемы. Уникальны в этом отношении его наставления молодым офицерам, которые имеет смысл привести дословно:
     * * *
     «Как военный человек, вникай прилежно в сочинения Вобана, Кугорна, Кюраса, Гюбнера. Будь знающ несколько в богословии, физике и нравственной философии. Читай прилежно Евгения, Тюренна, записки Цезаря, Фридриха II, первые тома истории Ролена и «Мечтания» Графа Сакса. Языки полезны для словесности. Учись понемногу танцам, верховой езде и фехтованию.
     Достоинства военные суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала, но оные должны быть руководимы порядком и дисциплиной, управляемы неусыпностью и прозорливостью.
     Будь чистосердечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении. Являй искреннюю ревность к службе своему Государю, люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе.
     Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример. Упражняй непрестанно глаз свой — только так станешь великим полководцем. Умей пользоваться положением места. Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач. Умей предупреждать случайные обстоятельства быстротой. Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. Остерегайся безвременной запальчивости. Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях. Неприятеля не презирай, каков бы он ни был. Старайся знать его оружие и способ, как оным действует и сражается; знай, в чем он силен и в чем слаб. Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем: один миг иногда доставляет победу. Счастье покоряй себе быстротою Цезаря, коий и средь бела дня умел своих неприятелей уловлять и окружать и нападал на них, когда и где хотел. Не упускай пресекать неприятелям жизненные припасы, а своему войску учись всегда доставлять пропитания вдоволь. Да возвысит тебя Господь до геройских подвигов знаменитого Карачая!» (Письмо А.В. Суворова своему крестнику Александру Карачаю о том, каким должен быть военный человек. Июль 1793 г.)
     * * *
     «Приобретать достоинства генеральские:
     1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Оная — в содержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении.
     2. Солдату — бодрость, офицеру — храбрость, генералу — мужество. Выше всего глазомер, то есть пользование положением места, трудолюбие, бдение и постижение...
     3. Непрестанная та наука из чтениев; с начала регулярства — курс Марсов; а для единственных 6 ордеров баталии — старинный Вигеций. По Русской войне мало описания, а прежнюю и последнюю турецкие войны с великим затвержением эволюциев. Старинные ж, какие случатся. Монтекукули очень древен и много отмены соображать с нынешними правилами Турецкой войны. Карл Лотарингский, Конде, Тюренн, маршал Де Сакс, Виларс, Катинат, какие есть переводы и тако ж поясняется текущею с французами войною. В ней много хороших правил, особливо к осадам! Стариннейшие ж, возбуждающие к мужеству, суть: Троянская война, комментарии Кесаревы и Квинтус Курциус — Александрия. Для возвышения духа старый Ролен...» (Письмо А.В. Суворова подполковнику И.О. Курису по случаю награждения последнего орденом Св. Георгия III степени. 26 сентября 1793 г.)
     * * *
     «Герой, о котором я говорю, весьма смел без запальчивости; быстр без опрометчивости; деятелен без суетности; подчиняется без низости; начальствует без фанфаронства; побеждает без гордыни; ласков без коварства; тверд без упрямства; скромен без притворства; основателен без педантства; приятен без легкомыслия; единонравен без примесей; расторопен без лукавства; проницателен без пронырства; искренен без панибратства; приветлив без околичностей; услужлив без корыстолюбия; решителен, убегает неизвестности. Основательное рассуждение предпочитает он остроумию; будучи врагом зависти, ненависти и мщения, низлагает своих недругов великодушием и владычествует над друзьями своею верностью. Он утомляет свое тело, дабы укрепить его; стыдливость и воздержание — закон его; он живет, как велит религия, его добродетели суть добродетели великих мужей. Исполненный чистосердечия, гнушается он ложью; прямой душою, рушит замыслы двуличных; знается он только с добрыми людьми; честь и честность составляют его особенные качества; он любезен командиру своему и всему войску, все ему преданы и исполнены к нему доверенности. В день сражения или похода размеряет он все предлежащее, берет все нужные меры и вручает себя совершенно промыслу Вышнего. Он никогда не отдает себя на волю случая, но, напротив, покоряет себе все обстоятельства по причине прозорливости своей; он во всякий миг неутомим». (Письмо А.В. Суворова П.Н. Скрипицыну. Октябрь – ноябрь 1793 г.)
     * * *
     Русское офицерство традиционно служило Отечеству «по долгу и чести», стремилось к отличию в службе и в боевых делах. Понятие чести было святым для каждого офицера. Людьми долга и образцами офицерской чести были великие русские полководцы и флотоводцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Скопин-Шуйский, Дмитрий Пожарский, Петр Великий, Петр Румянцев, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Дмитрий Сенявин, Алексей Ермолов, Михаил Скобелев, другие выдающиеся офицеры. Честно сражались не только за Родину, но и за «истину» ревнители русской военной мысли: Дмитрий Милютин, Николай Обручев, Михаил Драгомиров, Евгений Мартынов, Александр Незнамов, Андрей Снесарев, Александр Свечин, Николай Головин, Алексей Баиов, Евгений Месснер…
     Честь — это высшее духовное благо армии. Армия, движимая чувством чести, является непобедимой силой, реальным гарантом государственного бытия и мирного преуспеяния России. Стремление к чести побуждало офицеров быть цветом нации, воплощением аристократизма, дворянского духа и рыцарства. Не могло быть более почетной миссии, как являться офицером, носителем и защитником личного достоинства и чести России. Недаром считалось, что русский офицер — профессия идейная, ее основа — призвание, а офицерский корпус — особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением и доктриной, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой.
     
Кодекс чести российского офицера(реконструкция традиции)

     Как в прошлом, так и в настоящем долг чести по-прежнему обязывает российского офицера:
     1. Знать и любить Россию, быть благородным гражданином и патриотом, служить Отечеству верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних угроз; не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями.
     2. Блюсти «веру и верность», не допускать измены и предательства; сознавать личную ответственность не только за боеготовность вверенной части, но и в целом за оборону государства, за победы и поражения, состояние вооруженной силы, развитие военного искусства, совершенствование военного дела.
     3. Постоянно искать и добывать себе честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; овладевая современным военным искусством, не забывать про изучение военной истории, использовать ее уроки для укрепления армии и совершенствования военного дела.
     4. Неукоснительно следовать принципу «честь дороже жизни»; оберегать и защищать достоинство офицерского звания, личную честь, честь армии и государства; вкоренять у себя и своих подчиненных истинное и высокое честолюбие, побуждающее к преодолению трудностей и опасностей, к славе и подвигам; не позволять унижать себя, не раболепствовать, не прощать оскорблений.
     5. Неустанно культивировать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство «слабым, невинным и оскорбленным»; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, «усердие к общему делу и верность к службе», прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, бодрость, выносливость и другие воинские добродетели.
     6. Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; «чинить дело с рассуждением, а не держаться воинского устава, яко слепой стены»; постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, расширять культурный кругозор; уметь распознавать и развивать таланты своих подчиненных.
     7. Ведать законы государственные и уставы воинские, глубоко знать военное дело, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; всегда вести себя и поступать «как честному, верному и храброму офицеру надлежит»; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, постоянно имея в виду пользу службы и государственный интерес — эгоизм и карьеризм противоречат существу государственной службы (неприлично офицеру «отзываться неопытностью», нарушать субординацию, избегать долга службы).
     8. Учить войска тому, что необходимо на войне; овладевать военным искусством в суворовском духе; непрестанно себя образовывать, ибо «науки армию питают», воюют прежде всего не силой, а умом, побеждают не множеством, а разумом, умением, искусством; «немогузнайство» и невежество не могут быть терпимы в офицерской среде.
     9. Добиваться побед «малой кровью», действовать мужественно и храбро (не забывая о благоразумии); словом, делом и личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою; не отступать без приказа, сражаться до последней возможности, умирать с честью и славой; не отчаиваться при поражениях, а обращать их на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно, предпринимать все усилия для возвращения в строй и продолжения борьбы.
     10. Предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью; проявлять человеколюбие и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению; не допускать неоправданного и чрезмерного насилия, мародерства, грабежей.
     11. Войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти — трусость и малодушие должны быть чужды офицеру; влиять на подчиненных личным примером, быть для них авторитетом и образцом.
     12. Искусно управлять войсками, сочетая требовательность к подчиненным с заботой о них; строить отношения с ними на основе доверия и взаимоуважения, во всем поступать по справедливости и долгу порядочности; не использовать служебного положения в личных целях; служить, а не выслуживаться; не создавать атмосферы страха, подозрительности и холопства; не допускать формирования и переноса в гражданскую среду негативного образа армии.
     13. Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных, но и их идейным вдохновителем, властелином солдатских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать противника не только мечом, но и иными средствами, в том числе и словом, владеть приемами красноречия; вести непримиримую борьбу против разлагающих армию антигосударственных и пацифистских учений.
     14. Крепить офицерское братство, спо
     собность «против неприятеля заодно поступать»; «ни словом, ни делом товарищам бесчестия не чинить, в неразрывной любви, мире и согласии пребывать, по достоинству респект (уважение) оказывать»; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков; почитать скорбной памятью и молитвой павших на поле брани и принесших таким образом жизнь свою на алтарь Отечества, хранить воспоминания об их подвигах.
     15. Уважительно относиться к государственной и военной символике; неукоснительно соблюдать ритуалы и обряды, поднимающие престиж офицерского звания, содействующие воспитанию воинской чести: принятие присяги, посвящение в офицеры, торжественный вынос знамени, триумфальные шествия в честь побед, парады, отдание воинской чести, захоронение с почестями и другие.
     16. Свято блюсти и почитать Боевое Знамя воинской части как «душу армии», символ чести и доблести защитников Родины, олицетворение связи славного прошлого с достойным настоящим и будущим, напоминание о долге; не забывать, что вручение знамен и штандартов — высшая награда, а их утрата — преступление и позор.
     17. Стремиться к отличию; почитать награды как отражение подвигов и заслуг; ревностно относиться к отданию воинской чести — символу единения военнослужащих, к мундиру и знакам отличия; гордиться формой одежды и принадлежностью к Российской армии, к своему виду (роду) войск.
     18. Соответствовать высокому этическому стандарту, заботиться о чистоте репутации личной и всей офицерской корпорации; дорожить своим добрым именем; говорить правду, не давать опрометчивых обещаний, быть верным своему слову.
     19. В гражданском обществе и в военной среде блюсти достоинство, приличие и правила этикета; не допускать бесчестных поступков; уметь вести беседу и спор; держаться просто, тактично, без фатовства, избегать скандалов; по отношению к дамам быть вежливым, внимательным, учтивым, галантным, как и подобает офицеру — рыцарю и джентльмену.
     20. Воздерживаться от отрицательных привычек, могущих набросить даже малейшую тень на офицерское звание; считать несовместимым с ним доносительство, клевету, распространение слухов, бахвальство и другие негативные поступки; избегать распутства, пьянства, бранных слов, азартных игр, участия в финансовых спекуляциях, политической борьбе.
     21. И в мирное, и в военное время руководствоваться бессмертными суворовскими заповедями: Субординация (послушание), Экзерциция (обучение), Дисциплина, Ордер воинский (порядок воинский), Чистота, Здоровье, Опрятность, Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа, Слава, Слава, Слава!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker