на главную страницу

26 Феврапя 2003 года

Пульс планеты

Среда

У НАС ЕЩЕ МНОГО НЕГРАЖДАН

Беседу вел Роман СТРЕШНЕВ.



24 февраля Эстония отметила свой национальный праздник - День провозглашения республики. С чем страна подошла к своему юбилею, какие задачи она сегодня решает, как живется в ней нашим соотечественникам? Эти и другие вопросы оказались в центре внимания беседы нашего корреспондента с председателем объединенной народной партии Эстонии (ОНПЭ) Евгением ТОМБЕРГОМ.

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Евгений Акселевич Томберг родился 14 июня 1948 года в России. В 1972 году окончил Таллинский политехнический институт. 1972-1993 гг. – зав. сектором, главный инженер, старший инженер «Энергосетьпроекта». С 1994 г. – член объединенной народной партии Эстонии. Впоследствии ее председатель. С 1999 г. – член парламента.
     Женат. Имеет двоих детей. Владеет эстонским, русским и английским языками.



     - Евгений Акселевич, скажите, пожалуйста, чем ныне живет Эстония?
     - Помимо всех тех повседневных дел, которыми живет республика, в числе первоочередных, как и в России, вопросы экономического и социального характера. Вместе с тем есть и некоторые особенности. В первую очередь то, что Эстония готовится вступить в Европейский союз и Североатлантический альянс. Это также характеризует определенную направленность ситуации и политических действий в республике. Однако один из наиболее обсуждаемых внутриполитических вопросов – это подготовка к приближающимся парламентским выборам, которые состоятся 2 марта. В преддверии этого события вполне естественно, что политическая ситуация несколько обостряется. В первую очередь это обусловлено конкурентной борьбой между партиями, стремящимися попасть в парламент республики. Идет сравнение идеологических, экономических и социальных программ.
     В этой связи я хотел бы отметить, что объединенная народная партия Эстонии (ОНПЭ) уже дважды была представлена в парламенте в двух созывах, в том числе и в нынешнем. И, естественно, мы хотели бы и в дальнейшем сохранить здесь свою позицию и представительство. Однако нынешняя внутриполитическая ситуация в Эстонии достаточно сложная. В первую очередь это связано с тем, что в республике предпринимаются упорные попытки ликвидации русской политики. В том числе в преддверии вступления в ЕС и НАТО стремятся замолчать огромную кипу проблем, с которыми сталкивается значительная часть населения Эстонии. Замечу, что особенность ОНПЭ как раз заключается в том, что внутри партии действия и деятельность проводятся на русском языке, то есть тем людям, которые говорят на русском, предоставлена возможность реализовать себя в политической жизни Эстонии. Однако это не значит, что мы занимаемся вопросами только этнического характера. Мы не считаем себя этнической партией. ОНПЭ точно такая же государственная партия, как и все остальные, которую интересуют все государственные вопросы экономического, социального, образовательного плана. Но специфика заключается в том, что ОНПЭ не только на словах, но и на деле занимается нерешенными проблемами так называемых русскоговорящих жителей республики.
     Замечу, что из 1.4 млн. населения Эстонии 168 тыс. человек вообще не имеют никакого гражданства, являются так называемыми «серопаспортниками». В преддверии вступления в ЕС мы считаем, что это проблема должна быть решена. Ведь до сих пор никто не дал четкого ответа, что будет с этими людьми и какова у них будет, например, свобода передвижения? Помимо гражданства, мы уделяем огромное внимание вопросам качественного и доступного образования, а также развития многонациональной культуры Эстонии.
     На сегодня русскоговорящих граждан в Эстонии насчитывается порядка 200 тыс. человек, что составляет практически четвертую часть избирателей Эстонии. И, конечно, идет очень серьезная конкуренция за их голоса. Следует отметить, что многие эстонские партии всего лишь используют популистские лозунги, обещая данной категории граждан решить все наболевшие проблемы. Но сейчас в преддверии предстоящих выборов, когда начато проведение «круглых столов», на которых как раз выясняются позиции этих партий в конкретных вопросах гражданства, языка, образования и т.д., становится очевидно, что практически все они остались на жестких позициях и не собираются менять законодательство с учетом законных интересов значительной части населения республики. Поэтому присутствие представителей нашей партии в парламенте совершенно необходимо, и в первую очередь для того, чтобы продолжить решать давно назревшие проблемы.
     Здесь также следует отметить, что вполне возможно нарушение серьезного принципа демократии, когда в эстонском парламенте окажется максимум 3-4 депутата неэстонца. И это при том, что треть населения Эстонии нетитульной национальности. Таким образом, представительство неэстонцев в парламенте (всего 101 человек) будет на уровне 3-4 процентов.
     Не совсем корректно говорить и о том, что проблемы русскоязычного населения можно решать через русских политиков, находящихся в эстонских правящих партиях. Это, конечно же, было бы справедливо, если бы данные эстонские партии решали те вопросы, которые актуальны для русскоговорящего населения. Как показывает практика, те русские депутаты или русские члены эстонских партий, которые находятся внутри данных структур, фактически не могут реализовать себя, так как зачастую программные установки просто не позволяют им этого сделать. Кроме того, большинство крупных эстонских партий имеют в структурах своего управления только национальные кадры. И при этом в данных партиях заявляют, что они решают русские проблемы. Однако ситуация внутри этих политических формирований наглядно показывает, что русские не допускаются к конкретной политической власти, что в свою очередь не позволяет решать проблемы русскоязычного населения.
     - А какие конкретные действия предпринимает ваша партия по защите интересов данной категории граждан?
     - Например, у нас сегодня действует закон, по которому после 2007 года образование на русском языке будет сокращено до 40 процентов. То есть 60 процентов предметов будет преподаваться на эстонском языке. ОНПЭ активно оспаривает этот закон, считая его совершенно нецелесообразным. Нашу партию поддерживают все русские гимназии, школы. Возникает целый ряд проблем. При воплощении этого закона в жизнь получить достаточно квалифицированное образование русскоязычной части населения будет довольно сложно. В первую очередь потому, что квалифицированных кадров, которые бы преподавали такой объем в русских гимназиях, школах на эстонском языке, катастрофически не хватает. Таким образом, уровень образования, полученный в этих гимназиях, школах, уже заранее запрограммирован ниже, чем в других. Отсюда вытекает проблема конкурентоспособности выпускников этих учебных заведений при поступлении в эстонские высшие учебные заведения, а также последующего трудоустройства на эстонском рынке труда. Следует также учесть, что, если будет заменяться контингент преподавателей в русских школах и гимназиях, это значит, еще больше увеличится безработица среди русскоязычного населения Эстонии. Она сегодня и так на 20 процентов выше, чем у коренных жителей республики. Есть также проблема пересдачи аттестации по эстонскому языку преподавателями русских школ, на основании которой преподаватель фактически может быть уволен с работы. Человек, не владеющий в достаточной мере эстонским языком, не может занимать
     бюджетные государственные должности, на которых в основном находятся представители коренной национальности. Таким образом, очевидно, что сегодня проблемы русскоязычного населения лежат не только в области гуманитарных прав, но и впоследствии перекидываются на социально-экономическую почву. При этом замечу, что в Эстонии существуют места компактного проживания русскоязычного населения - это город Нарва (95 процентов), Марду, Палдиски (порядка 90 процентов), Кохтла-Ярве (около 50 процентов), Таллин (более 50 процентов).
     Под давлением ОНПЭ удалось до 2004 года отодвинуть закон о пересдаче экзаменов по государственному языку для тех, кто сдавал этот экзамен до 1999 года. Первоначально был поставлен срок до 1 июля 2002 года. Однако путем привлечения к данной проблеме международных правовых и иных европейских структур срок пересдачи был перенесен.
     НАША СПРАВКА
     Объединенная народная партия Эстонии (ОНПЭ) создана в октябре 1994 года по инициативе Русского демократического движения и Представительной ассамблеи русскоязычного населения.
     В своей деятельности партия ориентируется преимущественно на русскоязычный электорат. ОНПЭ заявляет о принадлежности к левому центру, высказывается за развитие социально ориентированной рыночной экономики.
     Программа партии акцентирует внимание на положении национальных меньшинств, констатируя необходимость пересмотра эстонского законодательства в гуманитарной сфере, приведения его в соответствие с международно-правовыми нормами. ОНПЭ принимает активное участие в решении проблем, связанных с регистрацией и урегулированием имущественных аспектов деятельности Эстонской православной церкви Московского патриархата.
     Во внешнеполитическом плане ОНПЭ выступает за проведение референдумов по вопросу вступления в ЕС и НАТО, право участвовать в которых должно быть предоставлено всем жителям страны. ОНПЭ последовательно отстаивает тезис о важности для Эстонии развития разнопланового сотрудничества с Россией.
     ОНПЭ прилагает существенные усилия по консолидации русского политического движения в Эстонии, выступила инициатором создания «Союза русских партий» и «Круглого стола» русских партий».
     Численность ОНПЭ – около 1,6 тыс. человек. Партия обладает развитым партийным аппаратом и относительно обширной структурой на местах (22 региональных объединения).
     Что касается ветеранов Великой Отечественной войны, то сегодня все они имеют в Эстонии временный вид на жительство. Это значит, что с определенным периодом они должны продлевать данный документ. Для этого престарелые люди должны проходить массу инстанций, получать кучу справок, тратить деньги и т.д.
     ОНПЭ уже давно ставит вопрос о том, чтобы ветераны ВОВ получили постоянный вид на жительство. ОНПЭ также ставит вопрос об упрощенном получении гражданства людьми, достигшими пенсионного возраста, то есть без сдачи экзамена по языку и конституции. Нами также ставится вопрос и о том, чтобы те люди, которые жили в Эстонии до 20 августа 1991 года, получили гражданство по так называемому «нулевому варианту». Помимо того, ОНПЭ считает, что те люди, которые родились в Эстонии, должны получать гражданство именно по месту рождения. Мы также выступаем за снятие тех бюрократических реформ, которые ныне существуют в республике, например, необходимо сократить срок между ходатайством о гражданстве и получением гражданства.
     Вместе с тем ОНПЭ придерживается твердого мнения, что русская культура должна иметь пропорциональное финансирование на государственном уровне. Сегодня есть очевидные перекосы. Национальная культура поддерживается куда в большей степени, хотя все жители Эстонии одинаково платят налоги в республиканский бюджет.
     В смысле внешнеполитической концепции мы говорим о том, что Эстония ныне отдает предпочтение развитию отношений с европейскими структурами, при этом забывая о необходимости формирования нормальных взаимовыгодных отношений и с Россией.
     - Как бы вы охарактеризовали нынешние отношения России и Эстонии?
     - Я думаю, что они имеют определенное поступательное, положительное направление. Особенно после того, как в прошлом году после 10-летнего противостояния зарегистрирована Эстонская православная церковь Московского патриархата. Тем самым был устранен один из камней преткновения, когда межправительственные договоры между Эстонией и Россией оказались заморожены.
     Сегодня начался определенный позитивный процесс: уже прошла одна встреча комиссий, готовятся проекты ряда соглашений, в том числе в торгово-экономической сфере. Кстати, недавно я побывал в Москве в составе большой эстонской делегации, в числе которой были и представители бизнеса. Российскую столицу также посетила министр экономики и коммуникаций Эстонии Лийма Тынисон, которая встретилась с вице-премьером РФ Валентиной Матвиенко. Со стороны России на встрече было свыше 120 человек, причем представителей различных регионов. Все это показывает взаимный интерес. Состоялись также встречи в Государственной Думе. Это указывает на положительное поступательное движение, и в первую очередь со стороны России. Однако обозначается блок гуманитарных вопросов, который является камнем
     преткновения, элементом, тормозящим активное развитие двусторонних отношений. В этой связи очевидно, что в Эстонии в первую очередь необходимо решить общегуманитарные, а также правовые вопросы русскоязычного населения. Это необходимо для скорейшей стабилизации общества, начала реального процесса интеграции, а также налаживания нормальных добрососедских взаимовыгодных отношений с Россией.
     - Эстония получила официальное приглашение в НАТО. Какие изменения могут произойти в республике в этой связи и появятся ли здесь вооруженные силы
     НАТО?
     - Об этом сегодня в Эстонии конкретных разговоров не ведется. Изменения, которые связаны со вступлением в НАТО, уже произошли несколько лет назад, когда в республике в соответствии с установками
     НАТО военный бюджет был доведен до 2 процентов от ВВП. ОНПЭ уже тогда была противником этого, так как наша политическая позиция заключается в том, что НАТО для Эстонии не является сегодня приоритетным направлением. Наша партия выступала категорически против вступления Эстонии в НАТО. Республика вполне могла решать свои вопросы так же, как Финляндия и Швеция, будучи нейтральной страной, а бремя расходов направить на те внутренние проблемы, которые сейчас существуют, например, социально-экономического плана. Но, к сожалению, данный вопрос был решен в парламенте в пользу вступления Эстонии в Североатлантический альянс. Референдума по этому вопросу не проводится, и если Эстония получила приглашение, то, скорее всего, она в НАТО вступит. А что произойдет с альянсом на территории Эстонии, на это мне сейчас трудно ответить, так как это будет исходить из конкретного договора, который будет подписываться Эстонией и НАТО.
     - В настоящее время на территории стран Балтии не распространяется действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), и это, естественно, вызывает определенную обеспокоенность у российской стороны. Как планируется решать эту проблему?
     - Я думаю, что это должно решаться на совместных переговорах России, НАТО и Эстонии по ходу вступления республики в Североатлантический альянс. России этот вопрос необходимо поднимать, для того чтобы совместно решить эту проблему. Возможно подписание какого-либо совместного соглашения, устраивающего все заинтересованные стороны.
     - Насколько мне известно, Эстония поддерживает позицию США, заключающуюся в проведении силовой операции в Ираке. Что вы можете сказать в этой связи?
     - Да, действительно, некоторые депутаты эстонского парламента заявили о том, что Эстония должна поддержать позицию США, но впоследствии они в основном были дезавуированы лидерами их же партий. И сегодня этот вопрос в Эстонии пока обсуждается. Большинство депутатов парламента не поддерживают военного решения вопроса Ирака и склоняются к тому, что нужно искать максимально мирный вариант решения, тем более когда идут навстречу мировому сообществу. Позиция нашей партии однозначна: силовая акция возможна только в случае, если будет принято достаточно обоснованное коллегиальное решение ООН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker