на главную страницу

27 Феврапя 2003 года

Армия и общество

Четверг

«Копилка» для военных, или в поисках ответа на квартирный вопрос

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, "Красная звезда".



Сегодня, 27 февраля, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности проводит «круглый стол» на тему «Возможности перехода с 2004 года к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих». В мероприятии примут участие представители Правительства РФ и всех силовых ведомств. Сообща они попытаются найти ответ на один из самых важных для профессиональных военных вопросов – квартирный.
Накануне «круглого стола» в Совете Федерации наш корреспондент встретился с председателем Комитета по обороне и безопасности Виктором ОЗЕРОВЫМ.

     - Виктор Алексеевич, за последние годы принималось несколько государственных жилищных программ, однако результаты их вряд ли кого-то могут порадовать. Почему?
     - Действительно, после нескольких лет работы программы «Государственный жилищный сертификат» количество бездомных офицерских семей не уменьшилось, а увеличилось. Это факт. И по-прежнему обеспечение жильем военнослужащих и их семей остается одной из самых острых социальных проблем армии. Переход к новой системе обеспечения военнослужащих жильем назрел давно. Давайте проанализируем, как офицеры получали жилье в 90-е годы.
     В 1993-1995 и в 1996-1997 годах обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, осуществлялось в рамках реализации государственных программ строительства нового жилья за счет средств федерального бюджета. Этими программами предусматривалось обеспечить жильем 409 тысяч семей военнослужащих и 233 тысячи семей граждан, уволенных с военной службы. А фактически за 5 лет жилье предоставлено 240 тысячам семей, что составило 37 процентов от заданий программ. Особенно неудовлетворительно велось обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, для которых было построено только 48,7 тысячи квартир (21 процент).
     Предпринимались попытки решения жилищной проблемы уволенных и увольняемых с военной службы граждан посредством предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность. Однако эта форма не получила развития, и темпы обеспечения жильем постоянно снижались.
     На смену этим программам пришла федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». Но вместо планируемых 14 тысяч жилищных сертификатов в год выделялось, начиная с 1998 по 2000 год, соответственно 2,2; 4,0; 8,3 тысячи сертификатов. Тенденция к увеличению, конечно, есть. В 2002 году по разделу «Военная реформа» был осуществлен выпуск уже 12.200 сертификатов на общую сумму 5950,7 млн. рублей. В бюджете на 2003 год по разделу «Военная реформа» для обеспечения жильем увольняемых военнослужащих Минобороны России предусмотрены средства в сумме 10000,0 млн. рублей.
     - Главная причина невыполнения жилищных программ кроется в недостаточном их финансировании?
     - Да. Действующая система обеспечения жильем военнослужащих, предусматривающая выдачу им жилищных сертификатов и предоставления субсидий, вступила в противоречие с экономическими возможностями государства. И как результат, получение военнослужащими по увольнении постоянного жилья взамен служебного затягивается в среднем до 6-7 лет вместо положенных по закону 3 месяцев. А ведь только из закрытых военных городков подлежит отселению около 70 тысяч семей. Для сравнения: в 70-х годах прошлого века офицер или прапорщик получал жилье через год-полтора. Расчеты показывают, что для обеспечения жильем данной категории граждан, если не изменить сложившееся положение, понадобится несколько десятилетий, т.е. многие из сегодняшних очередников могут просто не дождаться своего жилья.
     - В чем отличие накопительной системы от предыдущих жилищных программ?
     - Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу внести определенную ясность. Во-первых, переход к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих пока только обсуждается. Программа еще не принята. Второе. В случае ее принятия действие накопительной системы будет распространяться на военнослужащих, заключивших первые контракты о прохождении военной службы после 1 января 2004 года.
     Главное же отличие накопительной системы – целевые счета. Алгоритм функционирования накопительной системы заключается в том, что силовые министерства и ведомства выступают в качестве вкладчиков и ежегодно перечисляют уполномоченному юридическому лицу (его еще предстоит создать), которое управляет системой, средства в зависимости от количества военнослужащих – участников накопительной программы. Эти средства передаются управляющим компаниям для инвестирования. Причем доходность в этом случае должна быть выше роста цен на рынке недвижимости и уровня инфляции.
     Для накопления средств, достаточных для приобретения жилья по социальной норме, период составляет 15 - 20 лет. За это время должна быть накоплена сумма, равная стоимости жилья общей площадью 65 квадратных метров. Эта цифра определена из расчета среднего состава семьи военнослужащего – 3,6 человека и социальной нормы площади – 18 квадратных метров на одного человека. Предположительно 75 - 80 процентов этой суммы накапливаются за счет регулярных перечислений, а 20 - 25 процентов - за счет инвестиционного дохода. Получается, что размер ежегодных перечислений на одного военнослужащего должен соответствовать стоимости 2,6 - 2,7 квадратных метра.
     - Накопительная система будет работать в интересах будущих офицеров. А что ждет тех, кто нуждается в получении жилья уже сегодня?
     - Для решения квартирного вопроса современных офицеров необходимо в кратчайшие сроки резко и значительно увеличить количество вводимого в эксплуатацию жилья. Согласно расчетам ввод в эксплуатацию 32 тысяч квартир в год позволяет не допускать увеличения бесквартирных. Ввод в эксплуатацию дополнительно 50 - 56 тыс. квартир решит проблему с обеспечением жильем в целом в течение 5-6 лет, что соответствует сроку, принятому и утвержденному Советом безопасности Российской Федерации в Концепции реформирования военной организации государства.
     Должен признать, что многократного увеличения средств, выделяемых из государственного бюджета на строительство жилья для военных, в ближайшее время нереально ожидать. Мы считаем, что необходимо разработать и принять установленным порядком единую государственную целевую программу строительства жилья для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, включив в нее составной частью программу «Государственные жилищные сертификаты».
     - Что вы ждете от работы «круглого стола»?
     - Проводит «круглый стол» первый заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Валерий Манилов. Думаю, что результатом работы моих коллег станут рекомендации правительству разработать единую для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и к ведению которых отнесена правоохранительная деятельность, государственную целевую программу строительства жилья для военнослужащих на период до 2010 года. Необходимо будет при этом предусмотреть создание федерального координирующего центра, наделенного правом привлечения в этих целях внебюджетных инвестиционных средств, а также использование строительных возможностей федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. В указанную программу составной частью необходимо включить программу накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих.
     Кроме того, необходимо будет рассмотреть возможность распространения действия данной программы на военнослужащих, получивших тяжелые ранения, на членов семей погибших, некоторые другие категории. Этим вопросам будут посвящены отдельные выступления. Один из докладчиков - заместитель начальника ГлавКЭУ Минобороны РФ генерал-майор Вадим Никольский. А о перспективах работы Координационного совета по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при Председателе Совета Федерации, в рамках которого и проводится «круглый стол», расскажет заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Василий Ключенок.
     Необходимо также уже сейчас думать о включении расходов, связанных с выполнением программы накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих, в проект бюджета на 2004 год. Найдутся у нас предложения и для парламента, и для Счетной палаты РФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker