на главную страницу

27 Феврапя 2003 года

Планета людей

Четверг

Угрозы баллистических ракет: стратегический вызов, брошенный России и НАТО



Мы продолжаем публикацию материалов под совместной с информационным бюро НАТО в Москве рубрикой «Двадцатка». Сегодня вниманию читателей предлагается статья заместителя генерального секретаря НАТО Роберта БЕЛЛА, который также является председателем Специальной рабочей группы Совета Россия – НАТО по противоракетной обороне на театре военных действий.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Роберт Грегори Белл родился 26 августа 1947 года в Бирмингеме (штат Алабама). В 1969 году с отличием окончил академию ВВС в Колорадо Спрингс. С 1971 по 1972 год изучал международные отношения в университете Джонса Хопкинса. С 1969 по 1975 год - командир эскадрильи. Затем занимался исследовательской работой в библиотеке конгресса, изучал вопросы контроля над вооружениями и торговли оружием.
     С 1981 по 1984 год работал в сенатском комитете по внешней политике. В 1984 – 1993 годах - в комитете сената по вооруженным силам. С 1993 по 1999 год - специальный помощник президента Клинтона по вопросам национальной безопасности. С 1999 года - заместитель генерального секретаря НАТО по вопросам обеспечения обороны.
     Женат, двое детей.



     
Ракеты - угрозы прошедшие и современные

     Первое опытное испытание немецкой ракеты ФАУ-2, успешно проведенное в октябре 1942 года, открыло новую главу в истории вооружений. По своей дальности (320 км у первой ФАУ-2) и разрушающей способности это принципиально новое оружие превосходило традиционные боевые средства артиллерии. В период «холодной войны» постоянно шел процесс технического совершенствования и повышения мощи всех видов баллистических ракет, начиная со стратегических и заканчивая тактическими.
     Сегодня миру угрожает небывалая опасность, вызванная все большей доступностью высокоточных баллистических ракет, к применению которых явно готовы определенные государства. Когда-то элитное сообщество высокотехнологических ракетных сверхдержав ограничивалось США, рядом их союзников, а также СССР. Теперь оно расширилось и включает в себя Индию, Ирак, Иран, Китай, Пакистан, Северную Корею и другие страны. Беспрепятственное распространение ракет создает серьезную опасность для всех миролюбивых государств. В отличие от арсенала ФАУ-2 современные баллистические ракеты независимо от их дальности могут оснащаться разнообразными ядерными, биологическими или химическими боезарядами, которые, к сожалению, также все больше распространяются в постоянно расширяющемся и непредсказуемом сообществе государств (и террористических организаций) мира.
     Потенциальные опасности, связанные с этой тенденцией, вызывают в памяти сценарии массового уничтожения и наступления конца света времен «холодной войны». Современные угрозы отличаются тем, что возможность возмездия уже не обязательно является сдерживающим фактором. Для некоторых лидеров, обладающих подобными арсеналами, иногда важнее иметь возможность шантажировать своих соседей и международное сообщество или нанести им ущерб, чем беспокоиться о том, что это может привести к массовому уничтожению своего народа. Что же касается террористов, то самоубийство стало просто входить в их планы. По этим причинам несколько стран, включая Россию, разработали оборонительные системы противоракетной обороны для защиты своих войск и населенных центров от ракетной угрозы. Именно поэтому девятнадцать союзников по НАТО на своем недавнем саммите в Праге договорились провести новое исследование технико-экономической осуществимости подобной системы с рассмотрением возможности защиты территории своих стран и населения от всего спектра ракетных угроз.
     Удары баллистическими ракетами малой и большей дальности, нанесенные Ираком во время войны в Персидском заливе в 1991 году по коалиционным силам на театре военных действий (ТВД), а также мирному населению в Саудовской Аравии и Израиле, наглядно показали и ощутимую опасность баллистических ракет, и технические проблемы защиты от них. Хотя применявшиеся тогда ракеты «Скад» несли обычные боезаряды и не были самыми современными, их перехват, особенно на конечном участке траектории, оказался весьма трудным. Перехват и полное уничтожение ракетой относительно малого объекта, летящего со скоростью больше трех километров в секунду, оказались далеко не легкой задачей, которую зачастую сравнивают с попаданием пулей в пулю. Необходимыми технологическими возможностями успешного отражения такого удара обладают лишь несколько государств, поэтому практическое сотрудничество между ними приобретает особую важность.
     К сожалению, после окончания «холодной войны» источники угроз нашей безопасности стали более разнообразными и менее предсказуемыми. Все большее распространение оружия массового поражения ведет к обострению этих угроз, так как стратегия сдерживания уже не оправдывает себя, как в прошлом. Особенно если учесть самых новых членов клуба обладателей оперативно-тактическими баллистическими ракетами или, как их теперь называют, ракетами ТВД. Более того, теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, совершенные 11 сентября 2001 года, продемонстрировали, что разрушительные удары могут наноситься отовсюду, а традиционные понятия географической безопасности стали иллюзорными. Другие недавние события показали, что Россия сталкивается с аналогичными угрозами. Реальность этого определяет особую актуальность сотрудничества между Россией и НАТО в противостоянии терроризму.
     
Роль Совета Россия-НАТО в области ПРО ТВД

     На саммите НАТО в Риме, состоявшемся 28 мая 2002 года, был сделан исторический шаг в борьбе с этой новой опасной глобальной угрозой. Началась новая эра в отношениях между Российской Федерацией и НАТО, открывшая возможности сотрудничества по широкому кругу общих стратегических вопросов, включая противоракетную оборону на театре военных действий (ПРО ТВД). Основополагающий принцип нового партнерства - равенство двадцати членов Совета Россия – НАТО – определяет возможность нового и весьма эффективного подхода к сложным задачам. В этой связи особенно памятным было первое совместное заседание «двадцатки», посвященное сотрудничеству в области ПРО ТВД, которое состоялось 31 июля 2002 года в Гааге. Двадцать флагов разных стран, в том числе и России, впервые развевавшихся вместе перед Агентством НАТО по консультациям, командованию и управлению, явились символом нового качества и содержания наших отношений.
     Создание Совета Россия – НАТО дало значительный толчок сотрудничеству между Россией и НАТО по вопросам ПРО ТВД. Следует отметить, что наш диалог в этой области начался значительно раньше. В мае 2000 года Президент Российской Федерации В.В.Путин выступил с инициативой о создании общеевропейской системы нестратегической противоракетной обороны. Российским предложением предусматривалось создание экономически осуществимой системы противоракетной обороны, масштабы, структура и возможности которой будут соразмерны рискам, с которыми сталкивается Европа. Ее главная цель - упрочение стратегической стабильности и развитие взаимопонимания и сотрудничества. В развитие этой инициативы министр обороны РФ Сергей Иванов передал в ноябре 2002 года генеральному секретарю НАТО лорду Робертсону документ, в котором содержались российские предложения о цели создания и структуре предлагаемой системы, а также перечислялись основные виды деятельности, которые Россия и НАТО могли бы проводить совместно. В этом документе описана концепция, в рамках которой Россия и НАТО будут развивать способность развертывать мобильные совместные формирования нестратегической ПРО в составе сил быстрого реагирования и развертывания. Эти средства противоракетной обороны должны обеспечивать защиту военных, гражданских и народнохозяйственных объектов от угроз баллистических ракет с дальностью до 3.500 км. Российская инициатива стала отправной точкой интенсивных консультаций в 2001 и 2002 годах, и затем последовала программа работы, согласованная министрами иностранных дел государств – членов НАТО и России в середине 2002 года в Рейкьявике и в ходе первых совещаний в Совете Россия – НАТО.
     
Римский саммит - к оперативной совместимости систем России и НАТО

     Главная цель сотрудничества в области ПРО ТВД в рамках Совета Россия – НАТО - анализ и оценка возможных уровней совместимости соответствующих систем ПРО ТВД России и НАТО, а также изучение возможностей активизации практического сотрудничества, в том числе совместной учебной подготовки и учений. Это подразумевает развитие способности взаимодействовать на поле боя, где мы будем партнерами по коалиции, в том числе и при защите от наступательных ракет театра военных действий. Учитывая большое разнообразие ракетных угроз, с которыми мы сталкиваемся, очевидно, что настало время для реального сотрудничества между Россией и НАТО в обеспечении нашей безопасности.
     Для достижения этой цели нам прежде всего необходимо решить ключевые технологические и практические вопросы и проблемы. Россия и некоторые страны НАТО разработали и теперь совершенствуют специальные системы обороны, основанные на ракетах с большой поражающей способностью и маневренностью, передовых радиолокационных технологиях и мощных структурах боевого управления. В случае России и государств – членов НАТО эти системы были разработаны на основе разных технических стандартов, а также различных оперативных доктрин применения силы. Преодоление этих расхождений для достижения оперативной совместимости систем на поле боя стало важной технической и доктринальной задачей, решение которой достойно обязательства о сотрудничестве между Россией и НАТО.
     
Создание Специальной рабочей группы по ТВД ПРО "Россия - НАТО"

     В качестве координатора достижения этой цели Советом Россия – НАТО на уровне послов 11 июня 2002 года была создана Специальная рабочая группа по ПРО ТВД. Она служит специальным органом, выполняющим техническую работу по инициативе сотрудничества в области ПРО ТВД. Этой группе поручено рассмотрение вопросов концепций ПРО ТВД, терминологии и изучения возможностей активизации практического сотрудничества, в том числе совместных учений для отработки задач ПРО ТВД, учебной подготовки, а также проведения консультаций по соответствующим системам ПРО ТВД и их возможностям.
     Заседания Специальной рабочей группы проводятся на регулярной основе. В них участвуют представители соответствующих органов власти государств-участников или национальных миссий в Брюсселе, а также эксперты по вопросам ПРО ТВД. Группой уже разработана временная программа работы, где указаны сроки и четко поставлены цели. Для облегчения решения многочисленных задач сотрудничества по ПРО ТВД деятельность в этой области подразделяется на пять направлений: терминология, экспериментальные концепции ПРО ТВД, совместная концепция операций (КОНОПС), учебная подготовка и учения, системы ПРО ТВД и их возможности. Каждым из этих направлений занимается специальная группа рабочей поддержки, состоящая из экспертов, направляемых государствами-участниками, руководящими военными органами, агентствами НАТО и Международным секретариатом штаб-квартиры НАТО.
     Например, цель терминологической работы - создать Краткий словарь согласованных общих терминов по расширенной системе противовоздушной обороны и противоракетной обороны на английском, русском и французском языках. Первоначально в него будет входить приблизительно 250 терминов и терминологических словосочетаний. Такой словарь будет незаменим в нашей последующей работе.
     Параллельно с этим будет развиваться другой важный аспект нашего сотрудничества - разработка военными представителями Совета Россия –НАТО первоначальной совместной экспериментальной концепции ПРО ТВД. Эта экспериментальная концепция станет основой разработки архитектуры совместного развертывания сил и средств «Россия – НАТО», а также экспериментальной концепции операций. Моделирование и имитационные модели сложных сценариев для обеспечения КОНОПС будут способствовать возможным последующим модификациям и совершенствованию экспериментальной концепции с применением подхода последовательного усложнения к стоящим перед нами проблемам оперативной совместимости систем.
     Направление деятельности по системам и их возможностям включает анализ и оценку возможных уровней оперативной совместимости и средств ее достижения при использовании соответствующих систем ПРО ТВД России и НАТО с применением методичного постепенного подхода. Ключевыми техническими вопросами в этой области являются управление войсками и раннее оповещение при защите от ракетного удара.
     Для практической проверки этих совместных концепций группе по учебной подготовке и учениям необходимо будет впоследствии разработать план совместного учения для отработки задач ПРО ТВД, отвечающий требованиям реальной оперативной обстановки. Здесь также будет полезен совместный опыт практического сотрудничества в области ПРО ТВД, накопленный Россией и США, в частности в ходе командно-штабных учений, которые в последние годы организовывались раз в два года.
     
По пути сотрудничества

     Защита от ракетных атак на ТВД - это лишь одна из областей военно-технического сотрудничества между Россией и НАТО, где происходит усиление технических возможностей каждой из сторон в борьбе с общими опасными угрозами. Я считаю, что все двадцать государств Совета Россия – НАТО понимают, что нам нельзя не справиться с этой задачей. Мы живем в необычное историческое время надежд и испытаний. После десятилетий противостояния и недоверия современные новые реалии дают нам уникальную возможность построить отношения между Россией и НАТО на основе взаимного доверия, прозрачности и общей ответственности. Это новое качество наших отношений будет неизбежно повышаться по мере того, как мы будем все больше полагаться друг на друга при отражении общих угроз. Я полностью уверен в том, что сотрудничество в области противоракетной обороны на театре военных действий придаст новую динамику нашим усилиям в построении прочного здания безопасности Евроатлантического региона на надежном фундаменте подлинного партнерства между Россией и НАТО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker