на главную страницу

28 Феврапя 2003 года

Тема номера

Пятница

Шагнувшие в вечность

Константин РАЩЕПКИН.



     Вот уже три года отделяют нас от подвига 6-й псковской роты. Время, кажется, делает его только еще величественнее. Кто в России не знает сегодня о подвиге 84 псковских десантников, вставших 29 февраля 2000 года на пути двухтысячной банды чеченских боевиков? Бой под Улус-Кертом, в котором десантная рота больше суток, не отступив ни на шаг, сражалась с двадцатикратно превосходящим противником, стал не меньшим символом воинской доблести, чем подвиг двадцати восьми панфиловцев под Москвой.
     …Поднимаясь на заснеженные высоты между Улус-Кертом и Сельментаузеном, десантники 6-й роты во главе с комбатом подполковником Марком Евтюхиным еще не знали, что идут навстречу обессмертившему их имена своему последнему бою. Да и когда головной дозор завязал бой с первыми встретившимися боевиками, тоже еще ничто не предвещало беды. Понимание пришло позже, когда, заняв оборону на высоте 776, рота приняла бой с основными силами боевиков.
     Никогда не видавшему покрытых лесом чеченских гор, куда не подняться танкам и где всей авиацией группировки можно месяцами гонять одну банду, наверное, трудно понять, почему гибнут роты. Зимой 2000-го у ушедших в горы боевиков было одно преимущество: окружавшей их армии, поделившись на роты, надо было быть всюду, бандиты же, вырываясь из окружения, всем скопом могли навалиться на какую-нибудь одну роту. Так было в январе под Дуба-Юртом, где героически по-пехотному сражались танкисты 160-го полка, и в марте под Комсомольским, где приняли неравный бой роты 58-й армии. Но самый драматичный бой за всю вторую Чечню приняла 6-я парашютно-десантная рота из Пскова.
     Столкнувшись с большим количеством наступающих отовсюду боевиков и за первые же часы боя успев понять, как неравны силы, они еще успевали отступить. Но отступать было некуда – позади были только войсковые тылы. А еще дальше – неприкрытый Дагестан, куда, как станет понятно потом, и рванулись бандиты. Убивать и жечь все на своем пути, а потом взять сотни заложников, чтобы по буденновскому сценарию купить в обмен на них у России мир. Сколько бед принесли бы в Дагестан эти озверевшие, загнанные в угол две тысячи бандитов, страшно даже представить. Но на их пути встала парашютно-десантная рота.
     Потом много говорили о причинах и виновниках гибели роты. Время примирило всех. А главный виновник гибели роты – война. На пути рвавшейся на восток двухтысячной банды под началом Хаттаба в любом случае оказалась бы какая-то рота. Судьба распорядилась так, что главный бой второй чеченской войны выпало принять 6-й роте псковских десантников. И они достойно приняли этот бой, приумножив славу крылатой пехоты.
     Неся огромные потери в контактном бою, старающиеся обычно избегать прямых
     боестолкновений, бандиты продолжали отчаянно штурмовать высоту. Обойди они десантников стороной, понимали Хаттаб и безногий Басаев, которого несли на носилках, по и без того упавшему моральному духу боевиков будет нанесен смертельный удар. Но и бой с ротой не спас их от этого удара.
     Десант стоял насмерть, но это был очень неравный бой. Туман не давал летать авиации, близость с противником исключала из боя тяжелую артиллерию. Рота дралась до последнего. Последними словами комбата Евтюхина были: «Вызываю огонь на себя!»
     
Мы вспомним вас всех поименно
     Из сто четвертого полка,
     И молча склоним мы знамена
     Пред вашей памятью в веках…



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker