на главную страницу

28 Феврапя 2003 года

Армия сегодня

Пятница

Как курсанты мир спасали

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



«Данные космической и агентурной разведок подтверждают информацию о начале выдвижения группы боевиков в сторону границы. Колонна в составе 38 единиц колесной и гусеничной техники военного и гражданского назначения в настоящее время находится в пределах видимости поста наблюдения № 3. Предполагаемый курс – населенный пункт... вблизи пограничного поста контроля № 7. Среди вооруженных сепаратистов замечены лица из числа гражданского населения, которые могут быть использованы в качестве заложников...»

     Таков приблизительный текст условия одной из задач, поставленных перед российскими курсантами в ходе состоявшегося на днях на базе Международного института гуманитарного права в итальянском городе Сан-Ремо конкурса по праву в вооруженных конфликтах. Помимо наших ребят, в нем также принимали участие курсанты выпускных курсов ведущих военно-учебных заведений стран НАТО – Королевской военной академии Бельгии (общевойсковой факультет и сборная команда), Канадского королевского военного колледжа, Ирландского военного колледжа и четырех академий США – военной, ВВС, ВМС и береговой охраны. Россия была представлена двумя командами: Рязанского военного института ВДВ и сборной вузов Министерства обороны в составе будущих выпускников Военного университета Минобороны РФ, Военно-медицинской академии и уже упомянутого РВИ ВДВ.
     В основу конкурса легла вымышленная военно-политическая обстановка в одном из районов земного шара, которая периодически напоминала участникам то одну, то другую «горячую точку». Судите сами: полуостров разделен на две части враждебными друг другу государствами. Конфликт, постепенно переросший в открытое вооруженное противостояние, возник из-за приграничной провинции. Одна из стран де-юре имеет на нее неоспоримые права, а де-факто провинция в большинстве населена этническими выходцами из другой страны – «агрессора». Кроме того, спорные территории богаты экономически и там хорошо развита инфраструктура. Во имя «воссоединения народов» условный агрессор вводит на территорию соседнего государства части регулярной армии, где, помимо них, уже давно развернули свою деятельность незаконные вооруженные формирования сепаратистов...
     В ходе эскалации конфликта ООН издает две резолюции. Первая, осуждающая насилие и призывающая к мирному разрешению ситуации, была проигнорирована «агрессором», вследствие чего появилась вторая, дающая право международному сообществу на силовое вмешательство путем проведения операции по принуждению к миру. Кстати, эта программа была составлена американцами.
     - Согласно обстановке сразу после принятия второй резолюции ООН у нас, - говорит курсант 5-го курса Рязанского института ВДВ Дмитрий Чулков, представлявший на одном из этапов конкурса «обороняющуюся» сторону, – появилось много союзников. И с ними надо было согласовывать вопросы международного гуманитарного права, например применение в боевых действиях различных видов оружия — от противопехотных мин до боеприпасов объемного взрыва и ОМП, вопросы защиты гражданского населения, военнопленных, нейтралитета... Бывало и так, что при поступлении какой-либо вводной и уточнении целей данные разведки оказывались не полностью достоверными. В этих условиях приходилось не только принимать решение, но и прежде всего обосновывать его с точки зрения норм права.
     Вначале общению мешал только языковой барьер, так как по понятным причинам обсуждение велось на английском языке. Однако он вскоре был успешно преодолен, и конкурсанты настолько увлеклись процессом принятия решений в режиме реального времени «операции», что даже забывали о соревновании, вступая в дискуссии и споры в отношении правомочности того или иного действия «виртуальных» миротворцев. К слову сказать, соревнования проходили по принципу работы оперативных штабов многонациональной группировки, но возможность показать согласованную работу команд, взаимодействие и слаженность ее членов появилась только на второй день при представлении и обосновании решения.
     Задачи, стоявшие перед участниками конкурса, заключались буквально в следующем: показать реальные знания, постоянно находясь в процессе принятия решения, и проявить при этом активность на всех этапах состязания. Безусловно, огромную пользу россиянам принесли навыки работы, полученные в ходе российского конкурса курсантских команд по законам и обычаям войны «Генерал Скобелев-3», проходившего незадолго до этого в более острой конкурентной борьбе и в жестком цейтноте. Готовились и на базе курсов «Выстрел» в городе Солнечногорске. Однако в Сан-Ремо для успешного выступления необходимо было еще и найти общий язык, уметь принимать решение коллективно, считаясь с мнением зарубежных товарищей, убеждать их в правильности своей точки зрения, тем более что в разных странах подход к принятию решений различный.
     Порой доходило и до комичных ситуаций. Казалось бы, все просто: поступило предложение уничтожить некий памятник в столице страны-агрессора в целях деморализации населения и нарастания пораженческих настроений. По условиям «игры» именно этот памятник был символом власти «злого диктатора и его жены», а на деле всем участникам конкурса была показана скульптура «Рабочий и колхозница», установленная у Всероссийского выставочного центра в Москве. «Проблему» решил один из американских «коллег», предложив памятник не уничтожать, а выслать группу спецназа с «целью совершения акта вандализма» путем раскрашивания памятника в яркие цвета. Конечно, сказанное было не более чем шуткой молодого человека, над которой все дружно посмеялись.
     Однако по большей части вопросы были сложные, с юридическими «подковырками». И если, например, соперники из США предпочитали обложиться кодексами, конвенциями и наставлениями, чтобы предложить что-то для решения того или иного вопроса, то наши курсанты нередко принимали неординарные, неожиданные решения. Кстати, в этом нашел свое отражение и общий подход к проблеме в России. К примеру, у тех же американцев на дивизию приходится 25 юристов, в то время как у нас их можно по пальцам сосчитать, а уж о документах и пособиях и говорить не приходится. Особенности службы и жизни в национальных армиях также наложили отпечаток на действия команд. Чего стоит одно только предложение американской стороны отпечатать многомиллионным тиражом «Памятку местному населению...» и раздать ее каждому жителю вышеуказанной провинции лично. «Проще использовать СМИ или уж на крайний случай агитационные снаряды. И то больше эффекта будет», - заявили российские участники конкурса.
     - Основная цель – дать всем участникам практику взаимодействия на фоне национально-психологических различий конкурсантов – была реализована полностью, - говорит Илья Андреев, курсант 5-го курса военно-юридического факультета Военного университета. - Мы получили отличный опыт общения и представление о том, как работает обычный штаб НАТО, какие при этом могут возникнуть трудности.
     - А во время «совещаний» мы просто забыли про конкурс, да и в ходе него многонациональное жюри никаких оценок не ставило и не вмешивалось, что, несомненно, способствовало более плодотворной работе, - добавляет Дмитрий Чулков.
     - Да, вот еще. Огромное спасибо Николаю Румянцеву, эксперту делегации Международного Красного Креста в Москве, и подполковнику Тимофею Юдину, преподавателю кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РИ ВДВ. Они многое сделали для этой поездки и вообще для успеха российских команд, - таково было общее мнение курсантов.
     В целом сильными сторонами обеих российских команд стало умение использовать при решении задач карту, всесторонне оценивать противника, грамотно и обоснованно, в соответствии с тактической обстановкой, принимать решение, организовывать взаимодействие как внутри своей команды, так и с другими смешанными командами. Определенную роль сыграло и то, что в неофициальных беседах российские курсанты показали себя должным образом, легко находя общий язык с зарубежными «коллегами». К тому же без особого труда удалось завоевать и расположение женской половины участвующих в состязании, а это ни много ни мало, а девять человек из тридцати. Девушки не оставили без внимания ни одного комплимента, ни одного случая помощи со стороны российских джентльменов. Все это придало командам особую окраску, помогло обратить на себя внимание и одержать победу в конкурсе.
     Победители определялись в трех номинациях: командное первенство, личное первенство, первенство среди смешанных команд. Так, среди команд учебных заведений 1-е место занял Рязанский институт Воздушно-десантных войск, 2-е - Ирландский военный колледж, 3-е - академия береговой охраны США. Среди смешанных команд победу одержала команда в составе Дмитрия Чулкова, Ребекки Тернер из Академии ВМС США и Елсе Тиммерман из Королевской военной академии Бельгии. Кроме того, специального приза жюри был удостоен Илья Андреев из Военного университета Минобороны РФ, а Дмитрий Чулков получил еще и приз за умение работать в составе лучшей смешанной команды. В общем, гордиться есть чем. Да и вспомнить тоже будет что, ведь, помимо Сан-Ремо, курсанты посетили Монако и Рим.
     На снимке: Дмитрий ЧУЛКОВ и его команда: Ребекка ТЕРНЕР (слева) и Елсе ТИММЕРМАН (справа).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker