на главную страницу

1 Марта 2003 года

Армия и общество

Суббота

ГОРИЗОНТЫ ГОСОБОРОНЗАКАЗА

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник вооружения Вооруженных Сил РФ – заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Алексей МОСКОВСКИЙ

Анатолий АНТИПОВ,«Красная звезда».



Гособоронзаказ – понятие, наполненное для руководителя оборонного комплекса любого уровня особым смыслом. Ведь от того, насколько весомым является заказ государства на продукцию оборонного назначения, зависит многое: развитие научно-производственной базы, доходы, уровень зарплаты специалистов, словом, завтрашний день предприятий ОПК. Будем откровенны, катастрофическое снижение гособоронзаказа (ГОЗ) в 90-е годы привело к краху многих организаций отрасли. Сегодня картина принципиально иная. Руководство страны наконец-то повернулось лицом к нуждам ОПК, приняты важные документы по реформированию отрасли, долгосрочная Государственная программа вооружения, и, что немаловажно, из года в год растет оборонный заказ. Да, проблем в отрасли еще более чем достаточно. Однако стремление и воля первых лиц государства решить их не могут не вызывать определенного оптимизма на сей счет. Обо всем этом беседа нашего корреспондента с начальником вооружения Вооруженных Сил РФ – заместителем министра обороны РФ генерал-полковником Алексеем Московским.

     
Визитная карточка
     
Московский Алексей Михайлович родился в Смоленске в 1947 году. Окончил Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО, Военную инженерную радиотехническую академию ПВО, Новосибирский государственный университет, Высшие оборонные курсы при Военной академии Генерального штаба ВС. Начал службу в Войсках ПВО, где прошел путь от инженера-испытателя на полигоне Сары-Шаган до начальника Главного управления вооружения Войск ПВО. В последующем занимал ответственные должности в Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, в Министерстве обороны РФ (первый заместитель начальника вооружения Вооруженных Сил). В 1997-1998 годах - заместитель Государственного военного инспектора РФ-секретаря Совета обороны РФ. С мая 1998 года - заместитель секретаря Совета Безопасности РФ. Курировал вопросы обеспечения безопасности в военно-технической, оборонно-промышленной, научной сферах, а также в сфере оборонных и двойных технологий, разработки и реализации основных положений политики РФ в этих областях. Начальником вооружения Вооруженных Сил РФ - заместителем министра обороны РФ назначен в марте 2001 года. Лауреат Государственной премии и премий Правительства РФ в области науки и техники. Кандидат технических наук.
     
- Алексей Михайлович, чем отличается гособоронзаказ этого года от предыдущих?
     
- Главная его особенность - существенный рост по сравнению с предыдущими годами. Когда я вступал в должность в начале 2001 года, госзаказ составлял порядка 40 млрд. рублей, сегодня – 112,8 млрд. 45,5 из них будут направлены на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Это динамика заметного роста. Другими словами, общая ресурсная составляющая по вооружению возросла за последнее время почти в три раза. Государство выполняет свои обязательства перед оборонно-промышленным комплексом, Вооруженными Силами, следуя букве Закона РФ «Об обороне».
     Хочется напомнить, что отправной точкой в формировании четкой системы взглядов на долгосрочную перспективу развития армии и флота, вооружения и военной техники стало заседание Совета Безопасности РФ, состоявшееся 11 августа 2000 года. В январе 2001 года Президент РФ утвердил план строительства и развития Вооруженных Сил до 2005 года, который вобрал в себя политическую, военно-техническую и ресурсную составляющие, а ровно через год была утверждена Государственная программа вооружения до 2010 года. Гособоронзаказ-2003 стал своеобразной ступенькой в их реализации. Согласованная политика государственных органов власти направлена на то, чтобы армия и флот шаг за шагом обретали современное лицо.
     Гособоронзаказ разрабатывался, согласовывался и принимался основательнее, тщательнее всех предыдущих. Проект его был готов еще летом прошлого года, заказ полностью сбалансировали, параллельно работая над проектом бюджета. Военно-промышленная комиссия рассмотрела госзаказ в конце декабря, а 16 января этого года - уже на заседании правительства, где Минобороны, Минэкономразвития и Минфин выступили фактически с единым докладом. Отрадно, что мы учимся, и я убежден, это получается - работать консолидированно, совместно.
     И еще. По предложению Минобороны Правительство РФ приняло беспрецедентное за последние годы решение – 5 января мы получили разрешение заключать договора до выхода постановления о госзаказе, а спустя сутки уже стали поступать под это средства. Другими словами, полмесяца до формального утверждения госзаказа 22 января с.г. не «ушли в песок», оборонный комплекс уже начал работать над его выполнением. А ведь были времена, когда гособоронзаказы утверждались в мае и даже позже.
     
- Динамика роста госзаказа не может не радовать. Как идет его реализация?
     
- Хотелось бы обратить внимание на ряд ключевых моментов. Действительно, динамика выявила ряд вопросов, касающихся как госзаказчиков в лице Минобороны, МВД, ФПС, других силовых структур, так и непосредственно оборонного комплекса. Рост ресурсов, инвестиций, которые государство вкладывает в совершенствование технологической базы, разработку вооружения, на поддержание и развитие промышленности, вскрыли и так называемые узкие места. Ранее эти проблемы легко можно было списать на дефицит средств, хроническое недофинансирование.
     Взять, например, ценовую политику. Теперь, когда средства появились, подскочили и цены. Недавно в прессе на эту тему приводился такой пример: если вчера 10 гаубиц нам предлагали по 5 миллионов рублей, то сегодня - 5 гаубиц по 10 миллионов за единицу. Нечто подобное наблюдаем и с опытно-конструкторскими работами.
     Не скрою, определенные трудности были с номенклатурной частью гособоронзаказа, но мы ее все же выдержали в полном объеме по количеству, типажу вооружения и военной техники (ВВТ), приоритетным НИОКР, финансирование которых идет, что называется, рубль в рубль. Другими словами, мы выдерживаем политику Государственной программы, тем самым закладываем фундамент для последующего перевооружения армии и флота.
     
- Выше вы говорили о госзаказчиках…
     
- Особенность гособоронзаказа этого года заключается в том, что в нем впервые все силовики представлены в единой его части. Что подвигнуло нас, госзаказчиков, сесть за общий стол переговоров и выработать общие правила? Еще в мае прошлого года Президент РФ подписал указ о порядке формирования и реализации ГОЗ по вооружению и военной технике общего применения, где Минобороны отдана головная роль по согласованию и координации действий всех силовых министерств и ведомств. Отмечу, что нам не были переданы их функции и средства. Теперь Минобороны осуществляет контроль за выполнением ГОЗ, а также координационную политику, касающуюся цен, проведения единых тендеров, конкурсов, корректировки различных параметров и т. д. Действуя сообща, мы добиваемся ощутимой экономии государственных средств.
     
- Один из самых волнующих директорский корпус вопросов - возвращение долгов «оборонке». Как он решается?
     
- Немного статистики: к концу 1999 года 50 процентов средств гособоронзаказа составляли такие долги предприятиям и организациям ОПК. В 2002 году этот показатель снизился с 17 процентов в январе до 12 процентов в декабре. Финансовый план этого года предусматривает реструктуризацию долгов за прошлые 2000 - 2002 годы, на их погашение пойдет лишь 7 процентов ГОЗ. В декабре эту цифру планируем снизить до 4 процентов, а в конце 2004 года полностью рассчитаться с «оборонкой» за долги всех предыдущих лет. Эта политика требует немалых ресурсозатрат, но мы нашли возможность маневрирования внутри оборонзаказа, не снижая номенклатуры изделий и ОКР. В течение первого квартала этого года мы оплатим всю кредиторскую задолженность гособоронзаказа 2002 года.
     
- Как учтены интересы научно-исследовательских организаций Минобороны?
     
- Впервые с этого года научные исследования, выполняемые научно-исследовательскими организациями нашего ведомства, финансируются по линии государственного оборонного заказа. Ранее это осуществлялось за счет статей, направляемых на содержание Вооруженных Сил. Другими словами, Минобороны само содержало такие организации и само оплачивало их научно-техническую продукцию.
     Здесь есть своя особенность. Дело в том, что юридический статус у этих организаций разный, не у всех он соответствует механизму ГОЗ. При решении юридических вопросов важно не потерять часть уникальных институтов, не ухудшить экономическую ситуацию в них, сберечь кадры. Это наша головная боль и забота. Ведь с 1 января мы в связи с новым порядком пока не обеспечиваем их финансами, хотя продолжаем руководить ими.
     
- Реструктуризация отраслей оборонной промышленности набирает темпы, создаются новые концерны и холдинги. Как их деятельность увязана с ГОЗ-2003?
     
- Гособоронзаказ этого года не имеет ни одной позиции, которая касалась бы этих интегрированных структур. Заказы распределены между предприятиями, входящими в тот или иной концерн или холдинг. Дело в том, что действующее законодательство не позволяет управляющим компаниям, которые не наделены производственными мощностями, фондами, возможностью разрабатывать вооружение и военную технику и т.д., получать лицензии на выполнение гособоронзаказа.
     И потом, даже объявление о создании того или иного холдинга не говорит о том, что они в организационном и экономическом плане готовы сразу же эффективно работать. Как правило, у них есть внутренние проблемы, есть масса организационных, юридических и прочих вопросов, которые надо решать на уровне данной интегрированной структуры. Плюс ко всему на повестке дня остро стоит вопрос лицензирования деятельности и многих других предприятий ОПК. Решение этих вопросов лежит как в плоскости уточнения действующего законодательства, так и в слаженности и согласованности действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Минобороны.
     
- От многих руководителей предприятий «оборонки» не раз доводилось слышать о необходимости создания единой государственной структуры, отвечающей за стратегию и тактику развития отрасли. Как бы вы прокомментировали эти предложения?
     
- Моя позиция такая: вертикаль власти здесь надо усиливать, и ее следует доводить в сегодняшних условиях, может быть, до Президента РФ. Иначе ОПК можно потерять как управляемый объект.
     Давайте вспомним советское время, когда при правительстве работала Военно-промышленная комиссия, державшая руку на пульсе всех процессов в оборонном комплексе страны. Мне могут возразить: мол, сегодня аналогичная комиссия существует. Но в том-то и дело, что она работает не на постоянной основе, ее заседания проходят всего лишь раз… в квартал. Будучи членом этой комиссии, знаю механизмы ее работы не понаслышке. Да, решения принимаются, но действенный контроль за их реализацией зачастую отсутствует, нет у комиссии и эффективных рычагов влияния. Более того, помимо управленческой, эта структура должна осуществлять кропотливую координационную работу между госзаказчиками и исполнителями. Также необходимо вносить предложения по совершенствованию законодательной базы, решать накопившиеся проблемы в регионах и многое другое.
     Посмотрите, сколько финансовых средств, аккумулирующихся в оборонном сегменте экономики, требуют координации: ресурсы гособоронзаказа, инвестиционные программы развития производственной базы. Сюда же можно отнести средства, выделяемые на национальную технологическую базу, федеральные целевые программы. А еще есть мобилизационные средства, деньги на науку и т.д. И все они жестко не увязаны, не консолидированы с Государственной программой вооружения. Это огромные средства, и их надо заставить эффективно работать. Для всего этого и нужен единый орган, отвечающий за работу всего оборонно-промышленного комплекса. Думаю, что административный ресурс такого органа сегодня был бы чрезвычайно востребован.
     
- Нередко Минобороны критикуют за «многотемье» в разработках, распыление средств, своеобразном долгострое. Что бы вы ответили на это?
     
- Давайте разберемся. В прошлом году мы приняли на вооружение примерно 70 образцов. В этом году планируется завершить опытно-конструкторские работы и принять 120 образцов ВВТ различной сложности. Если взять первоначальные тактико-технические задания некоторых разработок, когда параметры задавались еще в 80-е годы, формально можно говорить о некотором долгострое. Но лишь формально, ибо ТТЗ каждый раз уточняются, когда по тем или иным причинам переносятся сроки. Есть сложные образцы, такие, например, как «Тополь-М», работа над которыми идет в среднем от 12 до 14 лет. И это мировая практика.
     У нас есть отработанный цикл, который мы нарушать не вправе. После опытно-конструкторских работ, государственных испытаний и даже принятия на вооружение следует этап установочной партии, доводка идет уже в процессе производства нового образца. В свое время у нас был еще и этап войсковых испытаний, в ходе которых выявлялись и устранялись недостатки. Все это преследует лишь одну цель – сделать оружие и боевую технику более эффективными, надежными, качественными.
     Тот, кто эксплуатирует тезис многотемья, распыления сил и средств, мягко говоря, лукавит. Десятком-другим новых ВВТ не отделаешься, одних приоритетов в этой области можно с сотню назвать. Но поверхностное, надуманное критиканство дорого стоило России. Сегодня мы столкнулись с тем, что у нас крайне мало заделов в военно-технической области. Почему? Раньше на оборону работали многочисленные коллективы ученых. Даже если результат получался отрицательным, специалисты знали, что это направление тупиковое, им заниматься больше не стоит.
     Напряженный поиск, полет научной мысли способствовали рождению нетрадиционных систем оружия. Разработчиков не одергивали, им позволяли себя проявить. В 90-е годы под шквалом критики оказалась не только армия, но и программы вооружения. Это негативно отразилось на конечном результате. Некоторые направления были закрыты, другие переориентированы. Чтобы не потерять ряд базовых технологий и научных школ, их приходилось вписывать в обеспечение работ по гособоронзаказу. Тем самым мы сохранили коллективы разработчиков, поддержали их в трудное время. Но это не могло не сказаться на стратегии исследований. Наша задача – сделать все возможное, чтобы научные горизонты стали снова широкими и безоблачными.
     И потом – не столь уж и большие средства надо инвестировать в поисковые фундаментальные работы. Если спекулировать на данном вопросе, мы срубим сук, на котором сидим. У нас пропадут заделы, другими словами, мы можем лишиться будущего.
     
-Выступая на страницах нашей газеты, генеральный директор ММПП «Салют» предложил использовать «безработные» авиационные двигатели в качестве взаиморасчетов с Минобороны. Как вы относитесь к этому предложению?
     
- Хочу поделиться добрым известием не только для трудового коллектива Московского машиностроительного производственного предприятия «Салют», но и для всей отрасли: своим постановлением Правительство РФ разрешило Министерству обороны в счет оплаты продукции передавать ОПК востребованную ликвидную технику, в том числе и, как вы выразились, безработные авиационные двигатели. И сумма определена - она составляет порядка 6 млрд. рублей.
     Не секрет, что у нас накопился определенный балласт, который следует утилизировать. ВВС не исключение. Хранящаяся на складах и базах устаревшая и сверхштатная авиатехника, которая никогда уже не будет востребована, требует к тому же расходов на хранение. Да и сам процесс утилизации недешевый. А так вместе с оборонной промышленностью мы оптимально эту технику используем. Такой бартер, повторюсь, правительство разрешило. Если в тот же ММПП «Салют» мы отдадим 10 старых двигателей, а взамен получим определенное количество новых, модернизированных, от этого потенциал ВВС только возрастет.
     Дело осталось, как говорится, за малым: выработать так называемые правила игры, выгодные и оборонной промышленности, и Минобороны, определить четкий нормативно-правовой механизм взаиморасчетов, чтобы потом ни у кого не возникло претензий друг к другу. Конечно, мы, как заказчики, заинтересованы в быстрейшем решении этого вопроса. Естественно, что генеральный директор ММПП «Салют» Ю. Елисеев, другие руководители предприятий ОПК также заинтересованы, чтобы этот механизм скорее появился. Думается, надо сесть за стол и договориться о каких-то пилотных проектах.
     Например, с «Роствертолом» у нас установились неплохие взаимоотношения. Мы даем им какое-то количество вертолетов, они что-то продают за рубеж, а потом инвестируют средства в модернизацию нашей же техники. Другими словами, есть определенные механизмы, учитывающие специфику конкретного предприятия, определенной техники и т.д. А в случае, о котором речь шла выше, нужны общие механизмы. Ведь речь идет о солидных средствах, которыми необходимо эффективно и на законных основаниях распорядиться.
     Главное, что такое разрешение на правительственном уровне получено. Это направление необходимо активно продвигать, оно должно войти в число приоритетных. По крайней мере по линии Военно-воздушных сил как заказчика процесс пошел. И у них есть вполне конкретные предложения, которые высказывал главнокомандующий ВВС генерал-полковник В.Михайлов. Но главное, чтобы были выработаны для всех правила игры, о которых я говорил выше, - ясные, понятные, законные и т.д., утвержденные на определенном уровне, например правительственном. Уже сегодняшняя законодательная база частично позволяет начать работать по этой проблеме в рамках органов исполнительной власти. Заработает этот механизм - мы еще быстрее рассчитаемся с долгами предприятиям оборонно-промышленного комплекса.
     
- В заключение беседы хотелось бы узнать о том, что конкретно принято на вооружение в прошлом году и что ожидается в году нынешнем исходя из гособоронзаказа-2003?
     
- В прошлом году на вооружение были приняты полк современных ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь-М», а также шесть космических аппаратов, обеспеченных ракетоносителями, и ряд другого ВВТ. По государственному оборонному заказу на 2003 год, повторюсь, планируется принять на вооружение 120 новых образцов вооружения и военной техники. В этом году, в частности, будет закуплено 9 космических аппаратов и примерно столько же ракетоносителей. На вооружение Сухопутных войск поступит до конца года оперативно-тактический комплекс «Искандер». Согласно гособоронзаказу будет продолжена модернизация бронетанковой и авиационной техники.
     В 2003 году планируется разработать эскизный проект боевого самолета пятого поколения с его начинкой - авионикой, системой управления, вооружением. Исполнитель проекта ОКБ «Сухой» должен провести тендер среди конструкторских бюро для создания составных частей и вооружения перспективного самолета. Его первый пробный полет может состояться через 8 - 9 лет. Вся программа рассчитана на 12-14 лет. Это обычная практика создания техники подобного уровня сложности.
     На снимке: оперативно-тактический комплекс «Искандер».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker